Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Организм человека. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Организм человека.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое органы и системы органов человека. Научатся устанавливать связь между их строением и работой.
Учебные материалы: плакаты «Строение тела», «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Нервная система».
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
— На протяжении многих уроков мы с вами говорили о природе. На какие две группы можно разделить все предметы природы? Кто относится к живой природе, на какие группы вы
Дети отвечают на вопросы теста по темам «В царстве грибов. Великий круговорот жизни».
2. Актуализация знаний
— Мы с вами очень много знаем о растениях и животных. Но очень мало знаем о том, как устроен человек, как он растёт и развивается. Именно этому посвящён следующий раздел нашего учебника, который называется «Мы и наше здоровье». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают текст на с. 121.
Первый урок - вводный, на нём мы с вами поговорим о том, как устроен наш организм.
3. Работа по теме урока
— Мы сказали, что человек — часть живой природы. Докажите это. (Человек, как и любой другой организм, дышит, питается, растёт, размножается и умирает.)
Человек в мире животных относится к классу млекопитающих, так как люди кормят маленьких детей молоком. У людей и животных немало сходного. Но человек отличается от всех животных тем, что он умеет говорить, мыслить и трудиться, то есть изменять окружающий его мир, создавать то, что ему необходимо. Человек может строить здания, выращивать те растения, которые ему нужны для питания, разводить тех животных, которые ему нужны. Человек изучил свой организм и может вылечить себя от многих болезней. Всего этого животные не умеют.
Когда-то очень давно люди не знали, как они устроены, как надо лечиться, если заболели. Поэтому в древности жили очень недолго. Так, например, 50 000 лет назад средняя продолжительность жизни человека была около 19-20 лет. В Древней Греции люди жили уже около 25 лет. 300 лет назад средняя продолжительность жизни поднялась до 29 лет, 100 лет назад — до 40 лет. В наше время средняя продолжительность жизни — 73 года. Что значит средняя продолжительность жизни?
Высчитывается приблизительная средняя цифра. Берут определённое количество людей и сравнивают их возраст. Какое-то количество людей дожило до 90 лет, какое-то — до 70, а кто-то умер очень рано — в 50 лет. Средняя цифра получается около 70-73 лет.
За счёт чего люди стали жить дольше? За счёт развития науки. Если 200-300 лет назад люди не могли оказать медицинскую помощь, сделать какие-то операции, то сегодня это умеют делать. Создано огромное количество лекарственных препаратов, помогающих поправиться человеку, продлить его жизнь.
Одним из учёных, работавшим над изучением человеческого организма, был русский учёный физиолог — Иван Петрович Павлов. Прочитайте о нём статью в учебнике на странице 125.
Подготовленный ученик делает мини-доклад о И.П. Павлове на основе книги «Что такое? Кто такой?».
Ученик. Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов. Он являлся создателем учения о высшей нервной деятельности животных и человека.
Павлов родился в Рязани, в семье священника.
Иван Павлов учился в Петербурге в университете, затем в Медико-хирургической академии. Ещё будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
Десятки лет Павлов занимался изучением сердца и кровеносных сосудов, затем стал изучать процессы пищеварения. Многие его работы были пособием для физиологов мира. В 1904 году Ивану Петровичу Павлову была присуждена Нобелевская премия за вклад в медицину.
— Уже несколько раз прозвучало слово «физиолог». Кто это? Откройте учебник на странице 123. Найдите выделенные жирным курсивом определения. Прочитайте их.
Что изучает анатомия? Что изучает физиология? Гигиена? Значит, кто такой физиолог? (Учёный, изучающий строение и работу органов.)
На уроках во втором классе мы знакомились со строением тела человека. То есть заглянули в какую науку? (Анатомию.)
Мы рассматривали внешнее строение тела человека и внутреннее строение. Что мы с вами должны назвать, когда говорим о внешнем строении тела?
Покажите на себе голову, шею, туловище, верхние и нижние конечности. Какие части тела вы можете показать на туловище? (Грудь, живот, спину.)
Что относится ко внутренним органам?
Дети на плакате показывают и называют головной мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник. В рабочей тетради выполняется задание № 1 на с. 57.
— Какая наука занимается изучением этих органов? (Физиология.)
Для чего человек должен знать, как устроен его организм? (Чтобы заботиться о своём здоровье.)
В теле человека много органов. Все они выполняют работу, необходимую для жизни человека. Какую работу выполняют глаза? Язык? Ухо?
Многие важные органы находятся внутри организма. Например, сердце, печень, лёгкие. Вспомните, какую работу выполняют эти органы?
Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определённую работу. Все органы зависят друг от друга, и все вместе они составляют слаженный живой организм человека. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы.
Учитель вешает на доску плакаты с изображением систем органов. По ходу рассказа дети заполняют таблицу в рабочей тетради (с. 57, №2).
— Прочитайте названия систем органов. Со всеми ними в той или иной степени мы познакомимся на наших уроках. Но подробно изучать работу организма вы будете в старших классах на уроках анатомии.
Посмотрите на плакат с изображением нервной системы. Эта система включает в себя головной мозг (учитель показывает), спинной мозг и нервы, по которым передаётся информация из мозга во все органы. На что похожи нервы?
Посмотрите, какое количество органов принимает участие в процессе дыхания, в процессе пищеварения. Если все органы работают хорошо, то говорят, что организм здоров. Если какой-то орган вышел из строя или работает плохо, это отразится на деятельности всего организма. В этом случае мы говорим, что человек нездоров, он заболел. Вспомните, хотите ли вы что- то делать, когда у вас поднимается высокая температура?
Наш организм состоит из органов. А из чего состоят сами органы? Органы состоят из клеток. Клетка — мельчайшая живая частица. Её можно разглядеть только в сильный микроскоп.
Каждая клеточка — крошечный живой организм. Она дышит, забирая кислород и выделяя углекислый газ, она ест, усваивая питательные вещества и выбрасывая отходы, она трудится, создаёт себе подобные клетки. Каждая клетка напоминает маленький завод. В клетку попадают одни вещества, а она их перерабатывает в другие.
Невозможно подсчитать, сколько клеток составляет человеческий организм. Клетки, образующие наш организм, постоянно обновляются, заменяйся, растут.
Ученики в парах выполняют практическую работу в учебнике на с. 123.
Затем класс делится на группы. Дети изготавливают модель «Внутреннее строение человека» и с её помощью запоминают устройство тела.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверь себя» на с. 124 в учебнике.
Какие науки изучают строение тела человека? Из чего состоит тело человека? Что образует системы органов? Как на эти вопросы ответила Мудрая Черепаха?
Дети читают выводы на с. 124.
Дома ученики выполняют задания на с. 125 в учебнике и № 3 на с. 58 в рабочей тетради.
По желанию можно предложить детям найти пословицы о здоровье.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!