Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана животных. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Охрана животных.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных. Научатся оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.
Учебные материалы: карточки с текстами из произведений К. Паустовского «Скрипучие половицы» и М. Пришвина «Кладовая солнца»; интерактивная доска, презентация с изображениями животных; карта России; толковый словарь; знаки «Правила поведения в природе»; рисунки для крестословицы.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— На какие группы можно разделить всех животных? Какие группы животных откладывают яйца? (Насекомые,
Кто мечет икру? (Рыбы, земноводные.)
Какими появляются на свет детёныши млекопитающих?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Размножение и развитие животных».
2. Мотивация учебной деятельности
— Подходит к концу раздел «Эта удивительная природа». Вы о многом узнали, повторили что-то из ранее изученного материала. Сегодня мы с вами снова возвращаемся к разговору об охране природы, а точнее — об охране животных.
3. Работа по теме урока
— Почему мы говорим о том, что животных надо охранять? (Исчезают многие виды животных.)
Какие вам известны причины исчезновения животных? Учитель подводит итог высказываниям детей, и на доске записываются основные причины исчезновения видов животных.
Причины исчезновения животных:
• Вырубка лесов
• Уничтожение растений
• Загрязнение воды
• Oхoтa
• Загрязнение и разрешение почв
• Деятельность человека
Дети выполняют задание № 2 на с. 51 рабочей тетради.
— Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река — дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Почему она называется Красной? (Красный цвет — сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных.)
Рассмотрите иллюстрации на странице 107 в учебнике и назовите животных, занесённых в Красную книгу.
Дети вклеивают изображения данных животных в рабочую тетрадь (с. 52, №3).
К этому списку можно добавить ещё огромное количество животных. Над этим человеку надо задуматься.
За период наиболее интенсивного воздействия человека на окружающую среду, начиная с XVIII века, вымерло свыше 190 видов только птиц и млекопитающих. В настоящее время реальная угроза исчезновения нависла более чем над 500 видами. Выход состоит не только в создании заповедников. Каждый человек может помочь сберечь животных и растения, которые ещё живут. Для этого надо чувствовать себя частицей природы и не вредить ничему и никому в своём доме. Ведь природа и наш дом.
Вспомните писателей, которые рассказывали нам о природе. (Бианки, Пришвин, Сладкое, Паустовский, Чарушин.)
Какие произведения о природе, где автор затрагивает проблему охраны природы, вы знаете? (Пришвин «Кладовая солнца», Паустовский «Скрипучие половицы».)
Послушайте отрывок из рассказа Паустовского, в котором говорится об отношении автора к природе и её охране.
Хорошо читающий ученик знакомит класс с отрывком из текста, написанным на карточке, или зачитывает этот отрывок из книги.
Кто дал право человеку калечить и безобразить землю! Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять, что могущество страны не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
— Как вы поняли слова писателя? С чем он сравнивает отношение к природе?
В чём заключается природоохранная деятельность человека? (В создании питомников, заказников, заповедников.)
Давайте откроем толковый словарь и узнаем, чем похожи и чем отличаются друг от друга эти территории.
Ученик выходит к доске, находит в словаре толкование названных слов и знакомит с ним класс. На доске записываются слова: «заказник», «заповедник», «питомник».
Заказник — земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.
Заповедник — заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
Питомник — место для разведения и выращивания растений и животных.
— Разрешено ли ведение охоты, промышленное производство на этих территориях?
В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест нашей страны, других стран. Когда животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.
Прочитайте текст о зоопарке на страницах 110-111 учебника.
Учитель прикрепляет на доску карту России.
— Перед вами карта нашей страны. На ней вы видите флажки с названиями крупнейших заповедников. Познакомимся с некоторыми из них.
Заранее подготовленные дети делают доклады о заповедниках и редких животных. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображением животных.
Ученик 1. Воронежский заповедник — это лесной островок в степи, где живёт много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. Бобры живут также в Приокско-террасном заповеднике на Оке, недалеко от Москвы. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.
Ученик 2. В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут ещё лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет учёные нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Ученик 3. Астраханский заповедник создан в 1919 году. В нём обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному запрещению охоты на них птиц удалось спасти.
Зубр, белая цапля, бобр и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти. Но ещё много животных находятся на стадии исчезновения. Познакомимся с ними.
Ученик 4. Беркута можно встретить на территории лесов, гор и пустынных областей Евразии, Северной Америки и Северной Африки. Численность этих птиц повсеместно сокращается, птица становится очень редкой.
Беркут — очень крупная хищная птица. Общая окраска её оперения тёмно-бурая, затылок и шея — золотисто-бурые. Хвост сравнительно длинный, слегка закруглённый, у молодых птиц грязно-белый, с тёмной полосой на конце, у взрослых — тёмный, со светлым основанием. Клюв и лапы крепкие, жёлтого цвета. Когти очень сильные, длинные, острые, чёрного цвета. Крылья достаточно узкие, в полёте прямые, с расставленными в стороны перьями. Беркут — очень осторожная птица и поэтому, несмотря на большие размеры, редко попадается на глаза. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20 метров. Гнёзда беркутов представляют собой массивные многолетние сооружения из сучьев. В марте в таком гнезде может появиться 2 яйца, из которых через полтора месяца появятся птенцы.
Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы.
Раньше беркутов жители Средней Азии и европейской части России использовали в качестве ловчей птицы для охоты на зайцев, лисиц и даже волков.
Ученик 5. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озера и морские отмели. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. В переводе с древнегреческого «фламо» означает огонь. Крылья у птицы короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат, образованный роговыми пластинками и зубчиками подклювья и надклювья. С его помощью фламинго отцеживает из ила мелких ракообразных, моллюсков и водоросли, которыми питается. Клюв птицы используют и как опору при вставании с гнезда — ноги у них очень длинные, и вставать на них тяжело.
Гнёзда фламинго сооружают в виде небольших, высотой до 32 сантиметров, усечённых конусов из ила в топких местах мелководья. Кладки из 1-2 яиц насиживают обе птицы в течение месяца. Одно только появление человека может вызвать гибель птиц: пугливые птицы улетают, бросая не только яйца, но и беспомощных птенцов. Лишь только при очень бережном отношении удастся сохранить эту экзотическую птицу.
Ученик 6. Морж — самое крупное ластоногое северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса — 1,8 тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились по всем арктическим морям, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. В Красную книгу внесены два подвида из трёх, встречающихся на территории нашей страны: атлантический морж и лаптевский. Атлантический морж встречается в районе Новой Земли (показ на карте) в количестве не более 400 голов. Численность лаптевского моржа 4-5 тысяч. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Ученик 7. Среди многочисленных родственников кошек есть и такие, которые ударом лапы убивают лошадь, делают пятиметровые прыжки, прекрасно плавают, а чтобы насытиться, им надо 30-50 килограммов мяса. Это — тигры. Тигр — прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая добыча тигра — олени, дикие свиньи, антилопы. Если же охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей и даже саранчу. Когда-то многочисленные, тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр — самый крупный подвид тигра в мире. После введения в 1947 году запрета на добычу амурского тигра, его численность стала постепенно расти, и сейчас на Дальнем Востоке уже можно встретить это красивое животное.
Ученик 8. Красотел пахучий — быстросокращающийся вид насекомого.
Очень часто наши леса и парки постигает беда. На больших площадях начинается массовое размножение гусениц, поедающих листву. У этих вредителей леса есть враги — хищные жуки, один из которых — красотел пахучий. Красотелом его назвали за металлический блестящий оттенок. Этот жук уничтожает гусениц и куколок вредных бабочек. За день красотел съедает такое количество вредителей, которое в несколько раз превышает его собственную массу. Хищниками являются как взрослое насекомое, так и его личинки. Они приносят огромную пользу лесу. Но при обработке деревьев ядохимикатами от вредителей, к сожалению, первым погибает красотел. Именно этим объясняется резкое сокращение численности этого жука в последние годы.
Практическая работа
— Беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много и они пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам белки, ежи, синицы, дятлы, лягушки, жабы и многие другие животные. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе. Вспомните правила поведения в природе. Откройте учебник на странице 109 и найдите знаки-рисунки. Объясните, что они означают. Прочитайте правила друзей природы.
Рассмотрите условные знаки в рабочей тетради (с. 53, № 5). Расскажите с их помощью, почему в природе многие животные становятся редкими. Запишите, какие правила поведения «зашифрованы» условными знаками.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Заполни крестословицу.
— Какое предложение у вас открылось в выделенных клетках? Как вы можете объяснить его смысл?
Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
Текст читает ученик.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять леса и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!
— Что мы с вами реально можем сделать для охраны природы? (Выполнять правила поведения в природе, подкармливать птиц зимой.)
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 109.
— Какие выводы вы сделали в ходе урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи.
Дома дети выполняют задания на с. 110 учебника и № 4, 6, 7 в рабочей тетради на с. 52-54.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Валерия Сергеевна Боденова
|