Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Огонь, вода и газ. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Огонь, вода и газ». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире или в доме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.
Оборудование: карточки с номерами телефонов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Викторина «Тело человека и охрана здоровья»
• Какие «охранные посты» не пропускают в твое тело невидимых врагов?
• Куда посылает «телеграмму» мизинец, если ты его уколешь?
• Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?
• Почему собака так жадно ищет весной зеленую травку?
• Почему считают, что лучший отдых не покой, а перемени деятельности?
• Наблюдал ли ты, как умываются разные звери и птицы?
• Почему говорят: «В здоровом теле — здоровый дух»?
• Что означает поговорка: «Недосол — на столе, пересол — на спине»?
• Главные силачи человека — что это?
• Как называют людей, отдающих больным свою кровь?
• Кто «всему голова» у человека?
• Назовите пять главных помощников мозга.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке будем говорить о нашей безопасности.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Домашние опасности
— Вспомните уроки «Домашние опасности» во 2 классе. Назовите опасности, которые подстерегают нас дома. (Электроприборы, острые и режущие предметы, бытовая химия, легковоспламеняющиеся вещества; может возникнуть пожар.)
(Учитель делит класс на три группы.)
- В квартире или доме могут возникнуть опасные ситуации: пожар, авария водопровода, утечка газа. По учебнику (вторая часть учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс) на с. 4-6 изучите, как нужно вести себя в этих ситуациях. Результаты работы в группах представьте классу.
(Учитель предлагает учащимся выбрать ситуацию для подготовки сообщения: пожар, авария водопровода, утечка газа. Дети, пользуясь текстом учебника, составляют правила поведения при возникшей опасности.)
Пожар
— Расскажите, как надо действовать, если возник пожар.
(Дети первой группы выступают с сообщением.)
(Учитель дает комментарий.)
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой достаточно сделать несколько вдохов, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может и вовсе погаснуть). Покидать квартиру можно, только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помните об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком: внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайтесь сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикройте за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайтесь спуститься ниже. Возвращайтесь в квартиру и звоните по телефону 01. Если вы живете в современном непрогораемом доме, закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
Авария водопровода
— Расскажите, как надо действовать при аварии водопровода.
(Дети второй группы выступают с сообщением.)
— Поднимите руки те, кто знает, где находятся вентили горячей и холодной воды.
Кто не знает, спросите у родителей и попросите научить вас перекрывать их.
Утечка газа
— Расскажите, как надо действовать при утечке газа.
(Дети третьей группы выступают с сообщением.)
(Учитель дает комментарий.)
При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника из газовой службы.
Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты делают это с помощью мыльной пены.
Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно выяснить откуда и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Возможные причины утечки газа:
1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.
2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы.
— Кто знает, где в квартире находится вентиль, который перекрывает газ в газовой трубе?
Попросите взрослых показать и научить вас перекрывать газ.
2. Игра «Собери номера телефонов»
(Учитель предлагает детям собрать номера телефонов службы МЧС: 01,010,112. Карточки с цифрами номеров разрезаны и выложены в произвольном порядке.)
— Итак, запомните:
Знает каждый гражданин
Этот номер —01.
Если к вам пришла беда —
Позвони скорей туда.
Если нету телефона —
Позови людей с балкона!
V. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду — полечу!
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради (вторая часть Рабочей тетради А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс)
№ 1 (с. 3).
— Прочитайте задание. Если в доме возник пожар, какие действия нужно предпринять? (Спускаться по лестнице, не пользуясь лифтом.)
— Соедините стрелкой. Расскажите, что еще нужно сделать, если в доме возник пожар.
— А если в квартире произошла авария водопровода, что нужно сделать? (Завернуть вентиль, перекрывающий воду.)
— Соедините стрелкой. Дополните ответ.
— Если в комнате ощущается запах газа — ваши действия? (Немедленно проветрить помещение.)
— Соедините стрелкой. Расскажите, что еще нужно сделать, если ощущается запах газа.
№ 2 (с. 3).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Пронумеруйте.
— В каких случаях выполняется действие, которое изображено на первом рисунке? (При утечке газа.)
— Поставьте цифру 3.
— А на втором? (При пожаре.)
— Поставьте цифру 1.
— В каких случаях выполняется действие, которое изображено на последнем рисунке? (При аварии водопровода.)
— Поставьте цифру 2.
№3 (с. 4).
— Прочитайте задание.
— В каких случаях проводят эвакуацию из класса, из школы?
— Какие правила нужно соблюдать во время эвакуации?
— Нарисуйте схему эвакуации.
VII. Рефлексия
(Учитель показывает условные знаки, дети проговаривают свои действия при возникшей опасности.)
Итак, в квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях, надо хорошо запомнить, как правильно действовать.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
— Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
— Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
— Как действовать при аварии водопровода?
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуете в квартире запах газа?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 4—7, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 4).
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!