Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Государственный бюджет». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с государственным бюджетом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: макет сумки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

— Расскажите, какие интересные сведения вы нашли о деньгах. Назовите источник информации.

— Какие вопросы вы составили по тексту учебника? Задайте их.

2. Фронтальный опрос

— Что такое деньги?

— Для чего нужны деньги?

— Какие денежные единицы вы знаете?

III. Самоопределение к деятельности

Довольно часто по телевидению и по радио можно услышать сообщение: «Разрабатывается бюджет на следующий год».

— Что такое бюджет? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о государственном бюджете.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Государственный бюджет

— Что такое бюджет? (Распределение денежных доходов и расходов государства за определенный срок.)

Само это слово в переводе с английского означает «денежная сумка».

(Учитель вывешивает на доску макет сумки.)

— Представьте, что это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто. Как его заполнить? (Ответы учеников.)

Каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации? (Ответы учеников.)

— Как вы думаете, налоги — это добровольные взносы или принудительные?

Итак, налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия.

(Учитель «складывает» все это в денежную сумку.)

Деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами. (Учитель записывает термин на доске.)

— Вот наша денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетом дальше? (Ответы учеников.)

А дальше мы должны эти деньги потратить. Деньги, которые тратят, называются расходами.

(Учитель записывает термин на доске.)

— На что тратит государство свои деньги? (На зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д.)

(Учитель «раздает» все это из денежной сумки.)

— Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать? (Ответы учеников.)

Государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 71-73.

— Из чего складывается государственный бюджет? (Из налогов.)

— Что такое налоги? (Платежи, взимаемые с граждан и организаций.)

— Назовите основные статьи расхода государственного бюджета. (Образование, здравоохранение, армия, полиция, наука, культура, охрана природы, пенсии, пособия.)

— Какие статьи расхода вы считаете самыми важными? (Ответы учеников.)

— Какой бюджет вы считаете лучшим?

1) В котором доходы больше расходов;

2) в котором доходы равны расходам;

3) в котором доходы меньше расходов.

V. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 39-40).

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения и впишите соответствующие слова в клеточки.

— Как называется план доходов и расходов? (Бюджет.)

— А деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

— Следующие слова запишите самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№2 (с. 40).

— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

— Назовите профессии людей в сфере образования. (Учителя, воспитатели, профессора и т. д.)

— Запишите профессии.

— Назовите профессии людей в сфере здравоохранения. (Врачи, медсестры и др.)

— Запишите эти профессии.

— Продолжите выполнение задания самостоятельно.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№3 (с. 40).

— Прочитайте задание. Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет».

— Поменяйтесь тетрадями и решите задачи.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

Работа в парах

— Попробуйте дать определения доходов бюджета, расходов бюджета. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

— Почему граждане и организации обязаны платить налоги? Если они не будут этого делать, как это отразится на жизни общества?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Представьте, что вы инспектор налоговой полиции. Что вы скажете человеку, который не хочет платить налоги?

Итак, государственный бюджет — это план доходов и расходов государства. Доходы государство получает в основном от сбора налогов. Расходы бюджета — это затраты на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст нас. 71—74, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 74.

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 41).

3. Подготовить ответы на вопросы: кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? На что ваша семья расходует деньги?

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!