Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Государственный бюджет». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с государственным бюджетом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: макет сумки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
— Расскажите, какие интересные сведения вы нашли о деньгах. Назовите источник информации.
— Какие вопросы вы составили по тексту учебника? Задайте их.
2. Фронтальный опрос
— Что такое деньги?
— Для чего нужны деньги?
— Какие денежные единицы вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности
Довольно часто по телевидению и по радио можно услышать сообщение: «Разрабатывается бюджет на следующий год».
— Что такое бюджет? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить о государственном бюджете.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Государственный бюджет
— Что такое бюджет? (Распределение денежных доходов и расходов государства за определенный срок.)
Само это слово в переводе с английского означает «денежная сумка».
(Учитель вывешивает на доску макет сумки.)
— Представьте, что это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто. Как его заполнить? (Ответы учеников.)
Каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами.
(Учитель записывает термин на доске.)
— Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации? (Ответы учеников.)
— Как вы думаете, налоги — это добровольные взносы или принудительные?
Итак, налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия.
(Учитель «складывает» все это в денежную сумку.)
Деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами. (Учитель записывает термин на доске.)
— Вот наша денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетом дальше? (Ответы учеников.)
А дальше мы должны эти деньги потратить. Деньги, которые тратят, называются расходами.
(Учитель записывает термин на доске.)
— На что тратит государство свои деньги? (На зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д.)
(Учитель «раздает» все это из денежной сумки.)
— Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать? (Ответы учеников.)
Государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны.
— Прочитайте в учебнике текст на с. 71-73.
— Из чего складывается государственный бюджет? (Из налогов.)
— Что такое налоги? (Платежи, взимаемые с граждан и организаций.)
— Назовите основные статьи расхода государственного бюджета. (Образование, здравоохранение, армия, полиция, наука, культура, охрана природы, пенсии, пособия.)
— Какие статьи расхода вы считаете самыми важными? (Ответы учеников.)
— Какой бюджет вы считаете лучшим?
1) В котором доходы больше расходов;
2) в котором доходы равны расходам;
3) в котором доходы меньше расходов.
V. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 39-40).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения и впишите соответствующие слова в клеточки.
— Как называется план доходов и расходов? (Бюджет.)
— А деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
— Следующие слова запишите самостоятельно.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 40).
— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.
— Назовите профессии людей в сфере образования. (Учителя, воспитатели, профессора и т. д.)
— Запишите профессии.
— Назовите профессии людей в сфере здравоохранения. (Врачи, медсестры и др.)
— Запишите эти профессии.
— Продолжите выполнение задания самостоятельно.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№3 (с. 40).
— Прочитайте задание. Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет».
— Поменяйтесь тетрадями и решите задачи.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
Работа в парах
— Попробуйте дать определения доходов бюджета, расходов бюджета. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
— Почему граждане и организации обязаны платить налоги? Если они не будут этого делать, как это отразится на жизни общества?
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Представьте, что вы инспектор налоговой полиции. Что вы скажете человеку, который не хочет платить налоги?
Итак, государственный бюджет — это план доходов и расходов государства. Доходы государство получает в основном от сбора налогов. Расходы бюджета — это затраты на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст нас. 71—74, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 74.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 41).
3. Подготовить ответы на вопросы: кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? На что ваша семья расходует деньги?
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Нет комментариев. Ваш будет первым!