Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Чтобы путь был счастливым. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Чтобы путь был счастливым». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира, работать в группах, высказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
— Какие правила безопасности вы запомнили?
— Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
— Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
— Как действовать при аварии водопровода?
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуете в квартире запах газа?
— Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке будем говорить о нашей безопасности На Улицах и дорогах.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Правила дорожного движения
Любая дорога таит опасности. Человек вышел из дома. Его задача — как можно быстрее добраться до нужного места.
— Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
— Вспомните Правила дорожного движения.
— Почему нужно всегда соблюдать правила движения?
(Учитель делит детей на группы.)
Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!» Но чтобы это пожелание сбылось, надо быть очень внимательным. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности.
— Подумайте, какие это опасности.
— Изучите в учебнике правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Результаты работы представьте классу.
(Учащиеся выбирают темы сообщений по Правилам дорожного движения: «Если ты пешеход», «Если ты велосипедист», «Если ты пассажир». Учитель предлагает выбрать разные формы сообщений: вредные советы, инсценировка, пантомима, условные знаки, монтаж. Учащиеся работают самостоятельно. Один ученик готовит сообщение об изобретении велосипеда (см. дополнительный материал к уроку).)
Если ты пешеход
(Учитель читает стихотворение.)
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья,
как урок,
Помни правила движенья
назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
(Первая группа выступает с сообщением не тему «Если ты пешеход».)
— Составьте текст торжественного обещания пешехода, которое вы дадите своим родителям. («Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора и никогда не ходить на красный».)
Если ты велосипедист
Водитель — это человек, управляющий каким-либо транспортным средством. Транспортные средства разделяются на механические и немеханические. Механическими транспортными средствами называются такие, которые приводятся в движение двигателем: автомобили, мотоциклы, трамваи, троллейбусы, тракторы...
К немеханическим транспортным средствам относятся те, которые не имеют двигателя и используют для движения другие виды энергии. Например, велосипед. Таким образом, как только ты сел на велосипед, ты немедленно становишься водителем.
(Вторая группа выступает с сообщением на тему «Если ты велосипедист». Один ученик рассказывает об изобретении велосипеда.)
Если ты пассажир
Многие из вас постоянно ездят на общественном транспорте. Кажется, ничего трудного нет — сел и поехал. Однако и для пассажиров существуют правила безопасности.
(Третья группа выступает с сообщением на тему «Если ты пассажир».)
(Учитель подводит итоги работы групп.)
V. Физкультминутка
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 5).
— Прочитайте задание. Вспомните три главных правила пешехода и заполните пропуски.
— Используйте слова для справок.
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте правила, которые у вас получились. (Примерный ответ. 1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. 2. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте. 3. Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора и никогда не переходить на красный.)
№2 (с. 6).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Все ли ребята на рисунках поступают правильно? Объясните.
— Найдите рисунки, на которых ребята поступают правильно. Закрасьте кружок зеленым карандашом.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 3 (с. 6-7).
— Прочитайте первое высказывание. Оно верное? (Нет.)
— Обведите ответ нет в кружок.
— Прочитайте второе высказывание. А это высказывание верное? (Да.)
— Обведите ответ да в кружок.
— Выполните задание самостоятельно.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 7).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Кто из мальчиков поступает правильно? Докажите.
— Какое правило нарушает мальчик на первом рисунке?
— Почему нельзя пересекать дорогу на велосипеде?
— Закрасьте кружок зеленым карандашом.
№5 (с. 8).
— Прочитайте задание. Найдите правильные ответы. Поставьте знак «+».
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте правильные ответы.
VII. Рефлексия
Графический диктант
— Если утверждение верное, ставьте знак «+», если неверное, ставьте знак «—».
• В общественном транспорте не стоит привлекать внимание окружающих слишком громкими разговорами, в том числе и по мобильному телефону («+».)
• Ездить на велосипеде по дорогам можно с 12 лет. («—».)
• Когда загорится зеленый свет, смело переходи дорогу. («—».)
• Переходи улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки, и только на перекрестке или по пешеходному переходу («+».)
• На платформе можно заходить за ограничительную линию. («—».)
(После выполнения задания проводится проверка: учитель читает утверждение, дети объясняют, доказывают постановку знака. Затем учитель обсуждает с учениками ситуации, предложенные в учебнике на с. 12.)
Итак, на улице мы можем быть то пешеходами, то велосипедистами, то пассажирами. Но во всех случаях нужно выполнять правила безопасности.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите три главных правила пешехода.
— Какие правила безопасности должен соблюдать велосипедист?
Роликовые коньки - вид спорта, допускающий множество вариантов: на них можно просто кататься, а можно заниматься акробатическим фристайлом или играть в хоккей. При этом роллинг становится и альтернативным видом передвижения в больших городах, перегруженных автотранспортом, а поклонники роллинга — новыми участниками дорожного движения.
— Давайте подумаем: можно ли кататься на роликах на дорогах? (Кататься на роликах можно только в отведенных для этого местах или на школьном стадионе, где нет машин и пешеходов.)
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 8— 13, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 13.
Дополнительный материал
Велосипед
Велосипед — транспорт, который освоили даже маленькие дети. А в больших городах, задымленных, с постоянными многочасовыми пробками, на велосипед пересаживаются многие взрослые.
Какими были первые велосипеды? Первый двухколесный велосипед был построен в России крепостным мастером Артамоновым и назывался самокатом. Это и правда был самокат. Он сам катился, если, Конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.
Потом появилась тяжелая махина с двумя одинаковыми деревянными колесами, снабженными для крепости железными обручами. О том, каково было ездить на ней, говорит само название машины - «костотряс».
«Костотряс» уступил место «пауку». У него колеса были металлические, причем переднее — очень большое, в рост человека. Из-за множества спиц оно напоминало паутину, отчего машина и получила свое название «паук».
Почти 20 лет просуществовал этот «паук», пока ему на смену не пришла наконец машина, которая своим устройством и внешним видом напоминала уже современный велосипед. В наши дни для жителей многих стран эти удобные машины служат основным видом транспорта. Рабочие спешат на велосипедах к заводам и фабрикам, ученики — в школу, домохозяйки — в магазины и на рынок.
Какие только не делают теперь велосипеды для удобства людей! Есть велосипеды-невелички, легко помещающиеся в багажник автомобиля. Есть складные. За считанные секунды их можно разобрать на две половинки и с такой же быстротой вновь собрать. Есть велосипеды-малоколески. На них удобно ездить в современном городе, где полно автомашин. Понадобится — велосипедист слезет со своих крошек колес и вместе с машиной продолжит путь в трамвае, троллейбусе, автобусе.
А сколько появилось в наши дни специальных велосипедов! На одних показывают всевозможные трюки циркачи, на других доставляют почту, продукты. Есть теперь даже трехколесные велосипеды для взрослых. Они созданы специально для пожилых людей.
«Велосипед» в переводе с латинского — «быстроног». И надо сказать, это название он стал оправдывать с момента создания. В первом же спортивном состязании, в гонке на 120 км, которая проводилась во Франции в 1869 г., велосипед показал неслыханную по тем временам скорость — 11 км/ч. С тех пор он постоянный участник разных спортивных состязаний. Гонщики мчатся на быстрых двухколесных велосипедах по шоссе (шоссейная гонка), по пересеченной местности (велокросс), по бетонированным закругленным дорожкам специального велосипедного стадиона — велотрека. Здесь они соревнуются и на обычных, одинарных машинах, и на тандемах — велосипедах, рассчитанных на двух человек.
Низко пригнувшись к рулю, гонщики в разноцветных майках и защитных шлемах развивают иной раз скорость свыше 100 км/ч.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!