Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем строят корабли? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем строят корабли?». УМК А. А. Плешаков

Цель: познакомить с назначением, видами и устройством кораблей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение судов.

Оборудование: фотографии или картинки с изображением разных кораблей; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Для чего нужны поезда?

— Какой поезд предназначен для перевозки грузов? (Товарный.)

— Как называется часть поезда, в которой работает машинист? (Локомотив.)

— На каком поезде можно доехать до далекого города? (На поезде дальнего следования.)

— Как называются стальные брусья, по которым движутся колеса поезда? (Рельсы.)

— А деревянные перекладины между ними? (Шпалы.)

— Как называют работника, который обслуживает пассажиров в вагоне поезда? (Проводник.)

(Можно использовать КИМы (тест 49, с. 75).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду —

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. (Теплоход.)

 

Бежит, а не человек,

Везет, а не конь. (Пароход.)

— Как называют такой транспорт? (Водный транспорт.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О водном транспорте.)

— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Зачем строят корабли?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

Ребята, Муравьишка приглашает нас в морское путешествие.

— Какие корабли вы знаете? (Ответы детей.)

— А для чего нужны корабли? (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунки на с. 64 учебника. Прочитайте названия кораблей. Расскажите об их назначении.

(Учитель кратко рассказывает о пассажирских и грузовых судах (см. дополнительный материал к уроку).)

— Угадайте о чем идет речь.

Бежит при ветре скоро

Без весел и мотора. (Парусник.)

(Учитель кратко рассказывает о парусах (см. дополнительный материал к уроку).)

— Какой транспорт может передвигаться под водой? (Подводная лодка.)

— На каком из этих кораблей вы хотели бы оказаться? Почему? (Ответы детей.)

— Итак, зачем строят корабли? (Чтобы перевозить пассажиров, грузы, чтобы ловить рыбу, вести исследования, защищать морские границы Родины. На яхтах можно совершать прогулки и участвовать в спортивных соревнованиях.)

— Выберите любой вид водного транспорта и придумайте рассказ о своем путешествии на нем. Не забудьте захватить с собой друзей и наших помощников Муравьишку и Мудрую Черепаху.

(Заслушиваются два-три рассказа.)

V. Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

(Встать из-за парт.)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(Шаги назад.)

А потом поплыл вперед.

Раз, два.

(Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход.

(Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Кому из вас уже приходилось плавать на корабле? Расскажите о своих впечатлениях.

— Рассмотрите рисунок-схему на с. 65. Познакомьтесь с устройством корабля.

(Учащиеся рассматривают корабль и называют его части.)

— Теперь откройте с. 91 и назовите друг другу части корабля, которые запомнили.

(Работа в парах.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 44—45).

— Рассмотрите рисунок и фотографию.

— Прочитайте информацию о морских судах.

— Расскажите, что изображено на рисунке, на фотографии.

№2 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 65, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Выполнили мы учебную задачу урока?

— Кто сегодня сможет рассказать родителям, зачем строят корабли?

Дополнительный материал

Морской флот

В мировом торговом флоте насчитывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 40 тыс. т нефтяных грузов, т. е. более 150 полновесных Железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны, или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают из порта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.

Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны. Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044 пассажира, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров. К числу лучших отечественных пассажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пушкин» и др. За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пассажиров.

Пароход — судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной (турбинные пароходы называются обычно турбоходами). Первый пароход — «Клермонт» — построен в 1807 г. в США Робертом Фултоном. В России один из первых пароходов — «Елизавета» (для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом) — сооружен в 1815 г.

Парусник — судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. Парусники различаются по числу мачт (1—7) и типу парусного снаряжения.

Ледокол — судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих реках, озерах, морях и океанах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол — пароход российского флота «Пайлот» с двигателем мощностью 44,2 кВт — построен в 1864 г. Первый в мире арктический ледокол «Ермак» — в 1899 г. под руководством С.О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы — российские атомоходы «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977), «Россия» (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Кто первым стал использовать паруса?

Когда-то давным-давно, так давно, что никто точно и не знает, когда и где, человек сделал чрезвычайно важное открытие. Состояло оно в том, что лодку или плот куда легче двигать именно в ту сторону, куда дует ветер.

Требовалось для этого всего ничего: укрепить на палке кусок кожи или какого-нибудь другого похожего материала. Даже с этим грубым парусом лодка легко двигалась вперед, и людям не приходилось тратить силы на греблю.

Разумеется, настоящее парусное судно устроено куда сложнее: ведь корабли под парусами ходят не только по ветру, но и против него. Для того чтобы добиться этого, морякам пришлось научиться маневрировать, т. е. подходить к ветру под правильными углами. Прошло немало времени после изобретения древнего примитивного паруса, пока моряки не достигли совершенства в управлении парусами.

Конечно, весь этот путь нельзя было преодолеть сразу. Люди проходили его постепенно, шаг за шагом. Древние египтяне на своих судах использовали и огромные по размерам паруса, и весла. Греки и римляне ходили в море на судах, называвшихся галерами. Когда ветер был попутным, моряки поднимали на галерах паруса, а когда встречным, суда шли на веслах. В качестве гребцов на галерах и римляне, и греки использовали рабов.

Моряк

Мне сошьют матроску

В синюю полоску,

Пусть моя рубашка

Будет как тельняшка!

На погонах — якоря,

Потому что я — моряк!

С. Крупина

Профессия моряка — одна из древнейших. Первые морские корабли были легкими и беззащитными против бешеных ураганов и высоких волн. Трудны и опасны были путешествия на таких кораблях. Но людям в древности так же, как и сейчас, не сиделось дома. Они хотели знать, как устроен мир, можно ли переплыть море, как живут люди в дальних странах. Отчаянные смельчаки строили корабли и отправлялись на поиски новых земель. Именно мореплаватель Христофор Колумб обнаружил в океане землю, которую потом назвали Америкой. А другой мореход — Магеллан — на корабле «Виктория» обошел вокруг Земли и доказал, что она круглая.

Сейчас на земле не осталось неоткрытых островов. Но у моряков по-прежнему много работы. По водным дорогам они перевозят грузы и людей, изучают жизнь морских животных и рыб. Военные моряки охраняют границы государства.

Самый главный моряк на корабле, конечно, капитан. Так было во все времена. Что бы ни стряслось, какие бы опасности ни угрожали, капитан должен найти выход из трудного положения и привести судно в порт.

Радист — глаза и уши корабля и капитана. Он передает в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведет переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовет ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках он звучит одинаково и обозначает «спасите наше судно» или «пошлите нам помощь». Его передают с помощью трех латинских букв — SOS. По-русски это слово читается так: СОС.

Штурман помогает кораблю выбрать правильный и безопасный курс. В древности штурманы вели корабли через океан по звездам и солнцу, а сейчас штурману помогают вычислительные машины и искусственные спутники.

Ни одно судно не отправится в плавание без боцмана. Боцман держит в порядке все корабельное хозяйство, особенно якоря, якорные цепи и шлюпки.

Морских профессий очень много: механики, инженеры, электрики, водолазы.

Сейчас люди путешествуют из страны в страну на огромных красивых кораблях. Современные корабли не зависят от ветра и волн. Ими управляют автоматы, а моряки лишь следят за приборами и принимают правильное решение.

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Сосна, 1 класс

Классный час «Берегите хлеб», 1-2 класс

Конспект познавательного занятия на тему: Осина, 1 класс

Рассказ про белку для детей 1 класса по окружающему миру

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!