Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Сосна, 1 класс
Информационно-познавательное занятие с элементами театрализации в начальной школе на тему «Сосна»
Цели: познакомить детей с жизнью сосны; прививать интерес и любовь к природе.
Оборудование: картины; плакаты; лукошко с грибами; лукошко с ягодами; саженцы сосны в горшках; русские костюмы.
Действующие лица
Учитель.
Дети.
Отец.
Мать.
Сережа.
Дядя Коля.
Хоровод.
Лесник.
Ученик.
В глубине сцены задник «Сосновый лес». В записи - звуки шумящих сосен. На авансцене стол. За столом мальчик лет десяти что-то мастерит. Входит отец. В его руках письмо.
Отец. Сережа, если ты отгадаешь загадки, которые я тебе сейчас предложу, то мы откроем это письмо, узнаем, что же там написано.
Сережа. Ой, как интересно! Загадывай свои загадки, а я постараюсь их отгадать.
Отец.
Будь внимателен! Итак:
Под землею он сидел,
Темень, тесноту терпел.
Поднапрягся - вышел вон.
Угадай-ка, кто же он?
Сережа. Что-то мне это напоминает! Говорю отгадку. Это гриб-боровик! Да-да! Мы про него читали в учебнике «Окружающий мир».
Отец.
Молодец, сынок! Правильно отгадал. Вторая загадка.
От грибницы он родился,
Под сосною появился.
Ножку толстую имеет,
Сил для роста не жалеет.
Сережа. Да это же гриб!
Отец. Правильно. Но докажи, что это он.
Сережа приводит доказательства. Еще предлагаю загадку.
Я - лесная свеча,
Высока, как каланча!
Есть на веточках иголки,
Подлиннее, чем у елки.
Сережа. А это - сосна. Привожу доказательства.
Отец. Ты правильно отгадал все три загадки. Получай письмо!
Сережа. Ура! Письмо от дяди Коли из Сосновки. Хорошо бы там побывать, по сосновому бору побродить.
Вскрывает письмо.
Отец. А вот и открытки с видом соснового бора. Постарался мой брат письмо написать, да еще открытки с видами соснового бора прислал.
Сережа. Тут что-то стихами написано. Папа, прочитай, пожалуйста!
Отец начинает читать стихотворение, которое написал дядя Коля. Занавес открывается. Перед зрителями «Сосновый лес».
В СОСНОВОМ БОРУ
Иду по сосновому бору
Средь сосен - огромных свечей,
Где кочки, покрытые мхом,
В объятьях брусники ветвей.
Здесь старые сосны, как великаны,
Покой охраняют дерев молодых.
Под ними горошком краснеет брусника,
На кустиках зреет, синея, черника,
И тут, почти рядом, растет голубика.
А вот боровик крепконогий, гляди-ка,
И скользкий масленок,
Оранжевый рыжик
Во мхе-подушке с ним рядом стоит.
Сосну полюбили разные птицы:
Глухарь, куропатка, ястреб, орел,
Издревле наш - этим можно гордиться –
Край этих чудных птиц приобрел.
Сережа. Какое красивое стихотворение. В нем все ясно и понятно. Дядя Коля описал в стихотворении природу, среди которой он живет. Папа, продолжай читать письмо.
Отец (продолжает чтение письма). Дорогие мои! Приезжайте в гости. Я в стихотворении описал вам природу соснового леса. Жду вас. Все увидите своими глазами. Ваш Николай.
Отец. Решено, едем! Вот придет с работы мама, и мы обсудим план поездки.
Мать (входит). А вот и я! Сегодня в нашем парке сажаем сосны. Мне подарили в горшочке вот какую красавицу. Дома пусть подрастет, а потом высадим во двор перед нашим окном.
Сережа. Мама, дядя Коля прислал нам письмо, где красиво описал природу соснового леса, зовет в гости. Мамочка, давай поедем. Мы с папой согласны.
Мать. Ну раз вы согласны, я присоединяюсь к вам. Едем!
Сережа. Ура! Ура! Ура!
Отец. С завтрашнего дня сборы. Наконец-то отдохнем от городского шума и гама.
В записи шум вокзала, стук колес отъезжающего поезда. Занавес открывается. За окном мелькают картины природы. Дети держат в руках картины и, продолжая показывать их зрителям, идут от кулисы к кулисе. Поезд останавливается. Двое детей выносят длинную бумажную ленту с названием станции «Сосновка». На платформе дядя Коля в форме лесника. Он ведет приезжих к себе в сторожку.
Дядя Коля.
Мы не виделись с давних пор,
Я покажу вам прекрасный бор,
Ходите, дышите, гуляйте,
Здоровье свое поправляйте.
Сережа. Дядя Коля! Мы очень рады побывать в сосновом лесу.
Отец. Вот это порядок!
Мать. Будем ходить за грибами!
В записи звучит шум хвойного леса. Семья собирает грибы, отдохнув после дороги. Просмотр видеоряда о лесе.
Учитель. Мы посмотрели инсценировку и видеоряд о лесе. А кто же расскажет нам о сосновом боре? Я вам предложу ряд вопросов.
- Какой он, сосновый лес - бор?
- Что напоминают сосны?
- Что можно встретить на моховых кочках?
- Какие птицы водятся в бору?
- Что собирают летом в бору?
- Каким деревом является сосна?
Ученик. Сосновый бор светлый и чистый. Высокие сосны напоминают огромные свечи. На моховых кочках рассыпаны сверкающими бусами ягоды брусники, черники, можно встретить и голубику. В сосновом бору водятся глухари, рябчики, ястребы, орлы.
Летом идет сбор ягод и грибов. Много крепконогих боровиков, маслят, сыроежек. Встречаются рыжики. Сосна - это очень древнее дерево, как и птицы глухари, которые здесь живут.
Учитель. Могу добавить, что умершие сосны могут простоять, не падая, десятки и сотни лет. Нетронутых лесов осталось очень мало.
Учитель. Дядя Коля не только любил бывать в своей сторожке, но иногда отправлялся в ближайшее село.
По вечерам он ходил в клуб. Там девушки водили хоровод, пели частушки. Это увидели Сережа, папа и мама.
А девушки пели вот какие частушки.
Ох, сосенка, ты, сосна,
Стволом-деревом стройна.
Хоть ветвями ты бедна,
Для строительства годна.
Тише тихого в бору,
В бор по ягоды иду.
Здесь брусники и черники
Я лукошко наберу.
Боровики, маслята –
Дружные ребята.
Мы их бережно берем,
В туесочек их кладем.
Лес сосновый весь прозрачный,
Воздух чистый, очень смачный.
Любим мы в бору бывать
И грибочки собирать.
Вы, ребята, в лес ходите,
Но природу-мать любите,
Не ломайте дерева,
Не пускайте на дрова.
Частушки исполняют девочки в русских костюмах.
Учитель. Кто-то стучится в дверь. Войдите!
В класс входит лесник.
Лесник. Я приглашаю вас посетить наш питомник, познакомиться с профессиями работников леса. Можете там взять саженцы и посадить во дворе школы или своего дома.
Автор: Юлия Aлeксaндрoвнa Вaкулeнкo
Похожие статьи:
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!