Классный час «Берегите хлеб», 1-2 класс
Классный час – беседа «Почему надо беречь хлеб?»
Дорогие ребята! Сегодняшнюю беседу мы посвятим тому, зачем нужно беречь хлеб.
Представьте, что мы с вами заходим в продовольственный магазин. Полки ломятся от товаров! Чего здесь только нет! Мясо и рыба, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, конфеты и сладости, и, конечно, хлеб!
Трудно, почти невозможно представить нашу жизнь без хлеба! Хлеб нужен нам и на завтрак, и на обед, и на ужин. Недаром ведь говорится: «Хлеб — всему голова!», «Хлеб на стол и обед пошел».
В старинные времена главной крестьянской едой был хлеб. В народе говорили: «Уродила мать сыра земля добрый урожай».
Многие народы на Руси чествовали последний сноп, убранный с поля. Наряжали его в яркую женскую одежду, а самой красивой девушке на селе плели золотой венок из колосьев.
Последний сноп несли в дом, ставили в красный (самый красивый) угол. Считалось, что в таком снопе великая сила есть. Он может от болезни исцелить!
В Англии на Дожинки тоже делали женские фигурки из последнего снопа. Если сбор урожая заканчивали рано и успешно, называли их — Пшеничная кукла, Пшеничное дитя, Дева.
Если же с жатвой запаздывали, плели Старуху. На коне скакали мимо поля, где еще шла жатва. И бросали там Старуху, чтобы пристыдить нерадивых жнецов.
Пшеничную куклу торжественно несли домой. Здесь она украшала праздничный стол. И хранилась до следующего урожая, до новой Пшеничной Девы.
Вот и к тебе в книжку пришли три куклы. Они из разных стран, да от одной матери-природы: золотистая ржаная баба — из России, щедрая баба-веничек — с Украины, ласковая кукурузная девушка — из Чехии. Сделали их современные мастерицы.
Одаривает осень плодами. И чем богаче ее дары, тем дольше длится веселый праздник Урожая.
Самой главной едой крестьян был хлеб. Недаром говорили: «Хлеб да вода — молодецкая еда!»
В трудные годы войны хлеб спасал людей от голодной смерти. Всем выдавали маленькую пайку хлеба.
В годы гражданской войны рабочие получали по ломтику хлеба в день, всего в нем было 50 граммов. Тогда правительство отдало приказ отбирать зерно у тех, кто прятал его, обменивать хлеб на соль, гвозди, ситец и другие товары. Для беспризорных детей создавали детские дома и колонии и бесплатно кормили их обедами.
В тех кусочках хлеба мало было ржи и пшеницы. В него добавляли лебеду. Народ примечал: «Не то будет беда, что в поле лебеда, а то беды, что ни ржи, ни лебеды».
Во время Великой Отечественной войны людям выдавали маленькие кусочки хлеба, но и они спасали народ от смерти.
Сейчас в нашей стране хлеба хватает на всех. Однако относиться к нему нужно бережно, уважительно, с почтением!
Представьте, сколько человеческого труда вложено, чтобы вырастить урожай и накормить им весь народ.
Нужно и семена отобрать, и поля вспахать, и засеять их. Нужно ухаживать за колосьями ржи и пшеницы, защищать их от засухи, от ветров-суховеев, поливать с помощью специальных поливальных установок.
Когда зерно созреет, станет золотым, нужно успеть убрать урожай, не потеряв ни колоска. А еще нужно сохранить зерно в специальных элеваторах.
Кто хлеб носит — тот есть не просит
Давным-давно в одной небольшой деревеньке жили бабушка с внуком.
Бабушка пряла пряжу, а внук относил ее приказчику богатого барина. Напрядет бабушка много пряжи да и посылает внука Ваню отнести пряжу приказчику.
Тот ему за пряжу денег дает.
Так и жили они, не тужили. Ваня в огороде возился, сажал, поливал, грядки пропалывал, а бабушка пряжу пряла.
Вот как-то говорит она внуку:
— Ванюша, сходи к приказчику, отнеси пряжу, я много напряла. А нам деньги нужны — скоро ярмарка! Куплю тебе рубашку красную, себе платок теплый.
— Хорошо, бабуля! Схожу, отнесу пряжу.
Бабушка сложила пряжу в мешок и говорит внуку:
— Ты бы, Ванюша, взял с собой хлебушек, а то устанешь, проголодаешься.
— Да нет! Я есть не хочу. Кашки гречневой наелся, молока парного напился.
— Так-то оно так! Да ведь путь неблизкий. Недаром ведь говорится: «Хлеб в пути не в тягость».
Но Ваня бабушку не послушался, хлеба не взял с собой. Повесил мешок на плечо и отправился в путь. А путь-то и вправду неблизкий. Вот подошло время к обеду, солнце высоко поднялось.
— Эх, сейчас бы хлебушка пожевать да родниковой водой запить! А хлеба-то нет!
Видит он, сидят крестьяне на зеленом лугу, уплетают хлеб ржаной да запивают квасом духовитым.
Известно ведь: «Хлеб да квас — прокормят нас».
Ваня подошел поближе. Хотел попросить у крестьян хлеба кусочек да кваса глоточек, но стыдно ему стало.
Он ведь не нищий какой-то!
Пошел мальчик дальше. Подошел к реке, а там рыболовы рыбы наловили и душистую уху сварили. Сидят возле котелка, хлебают уху да хлебом заедают.
«Ой! Как пахнет хорошо! Рыбой, хлебушком!» — подумал Ваня.
«Вот бы и мне сейчас не помешало ушицы похлебать да куском хлеба закусить. Может, попросить у рыболовов? Они
ведь не жадные, вон лица какие добрые! Но нет! Стыдно просить! Не буду. Авось не умру с голоду, дома хлеба наемся, — подумал так Ваня и пошел дальше.
«И почему я бабушку не послушал, хлебца не взял в дорогу?»
Наконец, под вечер подошел Ваня к дому приказчика. Дом хороший, новый, окна в доме настежь раскрыты, видно сидят люди за столом, ужинают.
Похлебку едят, кашу рассыпчатую, окрошку — все хлебом заедают.
Ваня постучал в дверь.
Приказчик взял пряжу, дал парнишке денег за труды и говорит: темнеет уже на улице, беги домой.
Но Ваня очень устал, присел он на скамейке под окном, грустит, есть хочется так, что в животе бурчит.
Тут вышла из дома красная девица с косой до пояса, в кокошнике. Увидела мальчика и говорит: что грустишь?
— Как не грустить? Есть хочу. А хлеба с собой не взял. Сил идти домой нет.
— Не печалься зря! Я сейчас тебя угощу!
Вынесла она из горницы каши, квасу и половину мягкого душистого каравая.
— Ешь, не горюй!
— Спасибо, — поблагодарил Ваня.
Поел он, а половину каравая за пазуху сунул — еще пригодится в пути. Попрощался с красавицей и домой побежал.
Уж луна взошла, звездочки загорелись, когда мальчик бабушке в оконце стукнул.
— Ах ты, мой хороший! Отдал пряжу-то?
— Отдал! Вот и денежки принес.
— Молодец! Небось, проголодался!
— Да нет! Не очень. Меня у приказчика девушка покормила. Это приказчикова дочка — Аленушка. Сердце у нее доброе.
Ну садись, еще перед сном подкрепись! Завтра рано на ярмарку поедем.
Ваня молочка выпил, краюху хлеба доел и заснул.
Здесь и сказке конец.
♦ Куда послала бабушка внука?
♦ Почему он не взял с собой хлебушка?
♦ У кого он хотел попросить хлеба в первый раз?
♦ У кого он хотел попросить хлеба во второй раз? Почему не попросил?
♦ Кто дал Ване хлеба?
♦ Почему говорят: «Кто хлеб носит — тот есть не просит»?
Труд хлебороба нелегок, недаром уборку хлебов на Руси называли страдой. Дорог во время страды каждый час, каждый погожий день.
Не все знают, к сожалению, цену хлебу! Многие не доедают куски хлеба, выбрасывают их, не задумываясь, что обижают этим и матушку-землю и хлеборобов. В старину считалось это большим грехом! Хлеб сушили, делали из него сухарики. Ведь они могли пригодиться в голодное зимнее время. Умные люди и сейчас так поступают.
♦ Попробуйте объяснить народные пословицы.
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Хлеб везде хорош — и у нас, и за морем.
Кто хлеб носит, тот есть не просит.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба край — и под елью рай.
Хлеба ни куска — ив доме тоска.
Первая пословица понятна всем — в старину крестьяне жили бедно, главная еда у них была родниковая вода и хлеб.
Вторая и третья пословицы говорят нам, что, если у человека есть хлеб, он и за морем не пропадет и ни у кого просить хлеба не будет.
Четвертая пословица указывает нам на то, что если есть у нас хлеб, то и на сердце хорошо, светло, спокойно!
В пятой пословице говорится, что с хлебом и в лесу, под елью, человек чувствует себя, словно в раю.
А вот если хлеба нет в доме, то и на сердце тоска. Чем деток малых кормить, что самим есть?
Вот как мудро говорят народные пословицы о хлебе! Постарайтесь их запомнить.
Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба!
Ведь недаром говорится: «Без хлеба стол пустой!» Пусть на столе множество закусок, салатов, есть и красная рыба, и масло, и сыр, и икра, но нет хлеба, словно и есть нечего! Привыкли мы за десять тысяч лет к хлебу и без него прожить не можем!
Так давайте любить и беречь хлеб, наше богатство, нашу лучшую пищу!
Много уважительных слов сложил народ о тех людях, что растят и пекут хлеб.
♦ Какие это слова?
Хлебопашец — человек, что поле для хлеба пашет. Говорят еще и землепашец. Это слова-синонимы. У них один и тот же смысл.
Хлебопек — это человек, который печет хлеб, по- другому его называют пекарем.
Пекарня — здание, где выпекают хлеб.
Хлебозавод — это завод с механизированным замесом и выпечкой хлеба.
Хлеборез — специалист по резке хлеба.
Хлебосол — хлебосольный, щедрый человек.
Хлебородный — приносящий большой хороший урожай хлеба.
Постарайтесь запомнить эти добрые хорошие слова!
Ответьте на вопросы
♦ Какой главный продукт на столе?
♦ Как называют человека, выпекающего хлеб?
♦ Как называется тарелка, куда кладут хлеб?
♦ Как славили на Руси и в других странах сноп хлеба?
♦ Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?
♦ Зачем людям сухари?
♦ Какие слова вы знаете о тех людях, которые растят хлеб?
Выполните задания
♦ Нарисуйте и раскрасьте хлебницу с хлебом.
♦ Нарисуйте нарядный сноп хлеба.
Отгадайте загадку
Из просеянной муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки,
Кто он? Угадай-ка! (Пекарь.)
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Похожие статьи:
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Вопросы и задания на тему: Хлеб для детей 5-8 лет
Загадки о земле для 2 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!