Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока окружающего мира, 1 класс. Когда появилась одежда? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Когда появилась одежда?». УМК А. А. Плешаков

Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.

Оборудование: фотографии или картинки с изображением людей в различной одежде (античной, для маскарадов или карнавалов, рабочей, деловой, спортивной и т. д.), кукла, ткань для демонстрации античной одежды; у учащихся — цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест

1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?

а) прилетающие;

б) улетающие;

в) перелетные.      +

2. Какая из этих птиц зимует у нас?

а) дятел;       +

б) скворец;

в) ласточка.

3. В каком районе круглый год жарко?

а) Северного Ледовитого океана;

б) саванны;       +

в) Антарктиды.

4. Чем питаются белые медведи?

а) пингвинами;

б) рыбой;       +

в) растениями.

5. Какие из этих животных живут в жарких странах?

а) слоны;     +

б) зебры;      +

в) медведи;

г) крокодилы.     +

(Проверка.)

- Кто не допустил ни одной ошибки? Вы молодцы.

— У кого одна-две ошибки? Хорошо.

— У кого три ошибки и более? Вам нужно быть внимательнее на уроках.

(Можно использовать КИМы (тест 31, с. 50).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки Муравьишки.

Если день стоит погожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит. (Плащ.)

 

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба.)

 

Как только отправляются

Они зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются,

И в каждый — целых пять! (Перчатки.)

— Назовите эти предметы одним словом. (Одежда.)

— Правильно. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об одежде.)

— Прочитайте тему урока на с. 20 учебника. (Когда появилась одежда?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

- Муравьишка принес в наш класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нем одежда?

(Учитель показывает пупса, завернутого в пеленки, в одеяльца.)

— Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней — ползунки.)

— Малыш растет не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? (Рубашка, брюки, шорты, свитер и т. д.)

Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.

— Рассмотрите рисунки на с. 20. Что их объединяет? (На них изображена одежда из прошлого.)

— Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что еще не было ткани.)

- Обратите внимание на человека, обернутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции.)

Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью. Давайте попробуем и мы одеться, как древние греки!

(Учитель показывает кусок ткани и предлагает кому-либо из добровольцев одеть другого ученика; учитель помогает.)

Да, нам совсем не просто одеться так, как в древности - мы уже привыкли к современной одежде.

— Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды. (Примерный ответ. В прошлом женщины и девочки ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Женщины украшали голову перьями, кокошниками. Русские женщины ходили в сарафанах и т. д. Мужчины тоже одевались не так, как сейчас. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники... Нарядная одежда во все времена подчеркивала достоинства человека, его красоту.)

— А кто скажет, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря.)

— Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит имен.)

- Из чего делали такую одежду? (Из металла.)

— Почему? (Она защищала.)

— А какая одежда на черепахе? (Современная.)

— Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нужна нам для разных случаев? (Ответы детей.)

Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно Узнать, где живет человек, кем работает. Для каждого случая - своя одежда.

— Сравните одежду людей, изображенных на рисунках на с. 21. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появиться в такой одежде? (Ответы детей)

V. Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую (правую) прижми

Да смотри не упади.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Подумайте, почему одежду следует беречь. (Она дорого стоит. На аккуратного человека приятнее смотреть.)

— Как нужно ухаживать за своей одеждой? (Стирать, гладить, пришивать пуговицы, чистить брюки, ботинки, сапоги, ставить заплатки, зашивать дырочки, убирать на место и т.д.)

— Отгадайте загадки об одежде и попробуйте определить, какая это одежда: домашняя, спортивная, рабочая или деловая.

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости. (Халат, домашняя одежда.)

 

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Штаны, рабочая одежда.)

(Если учащиеся назовут брюки, то можно отнести их к деловой одежде.)

Один вход, три выхода. (Рубашка.)

(Рубашку можно отнести к деловой одежде и к домашней, но это будут разные рубашки.)

— Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Добрый доктор... (Айболит).

 

Столяр Джузеппе — Сизый нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить –

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил? (Буратино.)

 

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажи имя ее. (Красная Шапочка.)

 

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

 

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш... (Малыш).

 

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете,

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

- Куда же собрались дети в такой одежде? (На маскарад, карнавал.)

— А что такое маскарад? (Бал, участники которого надевают маски, костюмы.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 15).

- Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, в каких районах Земли живут эти люди? Обоснуйте свой ответ.

- Выполните задание.

№2 (с. 16).

— Рассмотрите рисунки. Найдите хозяина каждого костюма.

- Выполните задание.

№3 (с. 16).

- Рассмотрите рисунок. Что вы заметили?

Ребята так спешили на маскарад, что забыли дома головные уборы.

- Найдите приложение к заданию. Вырежьте головные уборы, наклейте.

(Проверка в парах.)

3. Творческая работа

- Нарисуйте эскиз костюма или платья для учебы в школе (школьного костюма), домашней одежды, костюма для карнавала.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 21, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали сегодня на уроке? (Когда появилась одежда, какая бывает одежда, что для каждого случая нужно подбирать соответствующую одежду.)

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 16).

2. Нарисовать костюмы разных времен.

3. Девочки вместе с родителями могут попробовать сшить для кукол одежду различных стилей: деловую, спортивную, рабочую, домашнюю.

Дополнительный материал

Откуда появилась одежда?

Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелья из разноцветных камешков. Все, что попадалось человеку под руку, шло в дело — кора деревьев, шкуры животных, перья птиц.

Одежда, помимо всего прочего, имела еще и некоторый символический, магический смысл. Заворачиваясь в шкуру какого-то животного, древний человек пытался тем самым отпугнуть от себя злых духов. А в ледниковый период людям приходилось кутаться в меха животных, чтобы хоть как-то согреться.

Сначала шкуру нужно было выскоблить. Затем в ней проделывались дыры, а в них просовывались ремни, сплетенные из кожи или сухожилий убитых животных. Благодаря этим ремням удавалось удерживать шкуры на теле.

Постепенно человек стал изготавливать все более мягкие и прочные шкуры, а примерно 40—50 тыс. лет тому назад была изобретена игла, ставшая основным портняжным инструментом на многие годы.

Позднее люди научились прясть шерсть и скручивать ее в длинные нити. Жители Древнего Египта умели ткать легкие ткани из льна и хлопка, произраставших в долине Нила. Шерстяную пряжу для своих рубах и туник умели делать не только египтяне, но и другие народы Древнего мира.

В регионах с холодным климатом главным предназначением одежды было уберечь человека от холода. Именно из-за низких температур одежда, которую носили люди в этих местах, должна была плотно облегать тело и сохранять тепло. В этих-то странах и были изобретены теплые штаны, туники и другая хорошо защищающая от холода одежда.

Когда стали постепенно налаживаться и улучшаться связи между различными регионами мира, стили и моды разных стран начали оказывать влияние друг на друга. Одежда тех, кто стоял ниже на социальной лестнице, была проще, и в ней было легче исполнять любую, пусть даже самую трудную работу. Люди побогаче предпочитали носить то, что говорило бы само за себя: обладателю такой одежды не приходится заниматься физическим трудом.

(Из детской энциклопедии «Скажи мне, почему?»)

Похожие статьи:

Классный час «Берегите хлеб», 1-2 класс

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Сосна, 1 класс

Проект «Моя малая родина», 1 класс. Окружающий мир. Конспект урока

Конспект познавательного занятия на тему: Осина, 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!