Конспект урока окружающего мира, 1 класс. Когда появилась одежда? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Когда появилась одежда?». УМК А. А. Плешаков
Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением людей в различной одежде (античной, для маскарадов или карнавалов, рабочей, деловой, спортивной и т. д.), кукла, ткань для демонстрации античной одежды; у учащихся — цветные карандаши, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
а) прилетающие;
б) улетающие;
в) перелетные. +
2. Какая из этих птиц зимует у нас?
а) дятел; +
б) скворец;
в) ласточка.
3. В каком районе круглый год жарко?
а) Северного Ледовитого океана;
б) саванны; +
в) Антарктиды.
4. Чем питаются белые медведи?
а) пингвинами;
б) рыбой; +
в) растениями.
5. Какие из этих животных живут в жарких странах?
а) слоны; +
б) зебры; +
в) медведи;
г) крокодилы. +
(Проверка.)
- Кто не допустил ни одной ошибки? Вы молодцы.
— У кого одна-две ошибки? Хорошо.
— У кого три ошибки и более? Вам нужно быть внимательнее на уроках.
(Можно использовать КИМы (тест 31, с. 50).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки Муравьишки.
Если день стоит погожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. (Плащ.)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба.)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый — целых пять! (Перчатки.)
— Назовите эти предметы одним словом. (Одежда.)
— Правильно. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об одежде.)
— Прочитайте тему урока на с. 20 учебника. (Когда появилась одежда?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
- Муравьишка принес в наш класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нем одежда?
(Учитель показывает пупса, завернутого в пеленки, в одеяльца.)
— Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней — ползунки.)
— Малыш растет не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? (Рубашка, брюки, шорты, свитер и т. д.)
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
— Рассмотрите рисунки на с. 20. Что их объединяет? (На них изображена одежда из прошлого.)
— Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что еще не было ткани.)
- Обратите внимание на человека, обернутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции.)
Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью. Давайте попробуем и мы одеться, как древние греки!
(Учитель показывает кусок ткани и предлагает кому-либо из добровольцев одеть другого ученика; учитель помогает.)
Да, нам совсем не просто одеться так, как в древности - мы уже привыкли к современной одежде.
— Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды. (Примерный ответ. В прошлом женщины и девочки ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Женщины украшали голову перьями, кокошниками. Русские женщины ходили в сарафанах и т. д. Мужчины тоже одевались не так, как сейчас. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники... Нарядная одежда во все времена подчеркивала достоинства человека, его красоту.)
— А кто скажет, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря.)
— Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит имен.)
- Из чего делали такую одежду? (Из металла.)
— Почему? (Она защищала.)
— А какая одежда на черепахе? (Современная.)
— Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нужна нам для разных случаев? (Ответы детей.)
Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно Узнать, где живет человек, кем работает. Для каждого случая - своя одежда.
— Сравните одежду людей, изображенных на рисунках на с. 21. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появиться в такой одежде? (Ответы детей)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую (правую) прижми
Да смотри не упади.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
— Подумайте, почему одежду следует беречь. (Она дорого стоит. На аккуратного человека приятнее смотреть.)
— Как нужно ухаживать за своей одеждой? (Стирать, гладить, пришивать пуговицы, чистить брюки, ботинки, сапоги, ставить заплатки, зашивать дырочки, убирать на место и т.д.)
— Отгадайте загадки об одежде и попробуйте определить, какая это одежда: домашняя, спортивная, рабочая или деловая.
Надевают для покоя,
А снимают для учтивости. (Халат, домашняя одежда.)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Штаны, рабочая одежда.)
(Если учащиеся назовут брюки, то можно отнести их к деловой одежде.)
Один вход, три выхода. (Рубашка.)
(Рубашку можно отнести к деловой одежде и к домашней, но это будут разные рубашки.)
— Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор... (Айболит).
Столяр Джузеппе — Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить –
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино.)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи имя ее. (Красная Шапочка.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш).
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
- Куда же собрались дети в такой одежде? (На маскарад, карнавал.)
— А что такое маскарад? (Бал, участники которого надевают маски, костюмы.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 15).
- Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, в каких районах Земли живут эти люди? Обоснуйте свой ответ.
- Выполните задание.
№2 (с. 16).
— Рассмотрите рисунки. Найдите хозяина каждого костюма.
- Выполните задание.
№3 (с. 16).
- Рассмотрите рисунок. Что вы заметили?
Ребята так спешили на маскарад, что забыли дома головные уборы.
- Найдите приложение к заданию. Вырежьте головные уборы, наклейте.
(Проверка в парах.)
3. Творческая работа
- Нарисуйте эскиз костюма или платья для учебы в школе (школьного костюма), домашней одежды, костюма для карнавала.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 21, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали сегодня на уроке? (Когда появилась одежда, какая бывает одежда, что для каждого случая нужно подбирать соответствующую одежду.)
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 16).
2. Нарисовать костюмы разных времен.
3. Девочки вместе с родителями могут попробовать сшить для кукол одежду различных стилей: деловую, спортивную, рабочую, домашнюю.
Дополнительный материал
Откуда появилась одежда?
Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелья из разноцветных камешков. Все, что попадалось человеку под руку, шло в дело — кора деревьев, шкуры животных, перья птиц.
Одежда, помимо всего прочего, имела еще и некоторый символический, магический смысл. Заворачиваясь в шкуру какого-то животного, древний человек пытался тем самым отпугнуть от себя злых духов. А в ледниковый период людям приходилось кутаться в меха животных, чтобы хоть как-то согреться.
Сначала шкуру нужно было выскоблить. Затем в ней проделывались дыры, а в них просовывались ремни, сплетенные из кожи или сухожилий убитых животных. Благодаря этим ремням удавалось удерживать шкуры на теле.
Постепенно человек стал изготавливать все более мягкие и прочные шкуры, а примерно 40—50 тыс. лет тому назад была изобретена игла, ставшая основным портняжным инструментом на многие годы.
Позднее люди научились прясть шерсть и скручивать ее в длинные нити. Жители Древнего Египта умели ткать легкие ткани из льна и хлопка, произраставших в долине Нила. Шерстяную пряжу для своих рубах и туник умели делать не только египтяне, но и другие народы Древнего мира.
В регионах с холодным климатом главным предназначением одежды было уберечь человека от холода. Именно из-за низких температур одежда, которую носили люди в этих местах, должна была плотно облегать тело и сохранять тепло. В этих-то странах и были изобретены теплые штаны, туники и другая хорошо защищающая от холода одежда.
Когда стали постепенно налаживаться и улучшаться связи между различными регионами мира, стили и моды разных стран начали оказывать влияние друг на друга. Одежда тех, кто стоял ниже на социальной лестнице, была проще, и в ней было легче исполнять любую, пусть даже самую трудную работу. Люди побогаче предпочитали носить то, что говорило бы само за себя: обладателю такой одежды не приходится заниматься физическим трудом.
(Из детской энциклопедии «Скажи мне, почему?»)
Похожие статьи:
Конспект познавательного занятия на тему: Осина, 1 класс
Классный час «Берегите хлеб», 1-2 класс
Рассказ про фиалку для 1-2 класса
Проект «Моя малая родина», 1 класс. Окружающий мир. Конспект урока
Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Сосна, 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!