Интегрированный урок по литературе и музыке, 3 класс. Школа России
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыки в 3 классе. Тема: Зима-волшебница (обобщающий урок)
Цели: развивать наблюдательность, навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь, её содержательность, последовательность, точность, выразительность; воспитывать внимание к языку художественного произведения, музыкальное восприятие; способствовать эстетическому развитию учащихся.
Оборудование: образные средства: эпитет, сравнения, олицетворения; портреты поэтов, композиторов; карточки; проигрыватель, аудиозапись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; стихотворения русских поэтов; картины с изображением зимней природы; краски, кисточки, бумага, баночки с водой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок литературного чтения и музыки, он будет длиться 60 минут. С вами будут работать два учителя (представляет свою коллегу -учителя музыки).
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
Учащиеся. Изучали стихи русских поэтов о зиме.
Учитель. Стихи каких поэтов мы изучали?
Учащиеся. Есенина, Пушкина, Некрасова, Сурикова и других.
Учитель. А с какой целью мы работали над стихотворением, для чего?
Учащиеся. Чтобы научится выразительно читать, находить образные средства, уметь правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.
Учитель. Будем же учиться любить поэзию, чтобы стать настоящими читателями. А как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Учащиеся. Будем читать и анализировать стихи о зиме.
Учитель. Работают три группы: поэты, композиторы и художники.
III. Погружение в тему урока.
Учитель. Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима»?
Учащиеся. Холодная, снежная, пушистая, красивая.
Учитель. Наша зима действительно очень разная, то снег да мороз, а то оттепель с капелью, снежная да с солнцем. А каким бывает зимнее утро?
Учащиеся. Раннее, тихое, с метелью.
Учитель. А каким бывает зимний вечер?
Учащиеся. Длинный.
Учитель. Задумчивый, немного загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима. С помощью каких красок художник передает зимнее настроение?
Учащиеся. Белые, серые, голубые и золотистые.
Учитель. Может быть, какие-то из этих картин напомнили вам строки стихотворений о зиме. Волшебница зима хотела бы немного послушать, какая из картин ярче всего запечатлелась в вашей памяти. Вот как зима появляется у А. С. Пушкина, давайте послушаем.
Учащиеся (читают строки).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз...
Учитель. Какая же в этом отрывке зима?
Учащиеся. Холодная, спокойная.
Учитель. Давайте вспомним стихотворение Пушкина «Зимнее утро».
Учащиеся (читают строки).
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела...
Учитель. Прошла буря и наступило тихое утро. Послушаем.
Учащиеся (читают строки).
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учитель. Все рады проказам «матушки-зимы». Снег лёгкий, пушистый, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой. Блок писал так
Учащиеся (читают строки).
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
Читают строки: И. Сурикова «Детство», А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка».
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я набок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
И. Суриков
Мама, глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять».
А. Фет
Учитель. Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем С. Есенина.
Белая берёза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
А в другом стихотворении С. А. Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Учащиеся (читают строки).
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
С. Есенин
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Дует ветер нам в лицо.
Руки вверх. Наклоны рук вправо-влево.
Закачалось деревцо.
Наклоны туловища вправо-влево.
Ветер тише, тише, тише.
Приседания.
Деревцо все выше, выше.
Встать.
IV. Работа с поэтической лексикой.
Учитель. Мы прослушали строки из стихотворений русских поэтов. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? Как они называются?
Учащиеся. Эпитет.
Учитель. На доске таблица. Найдите полное определение эпитета в толковом словаре.
Учащиеся работают со словарём.
Учитель. Давайте и мы придумаем эпитеты к слову «зима».
Учащиеся приводят примеры.
Учитель. Какие другие образные средства используют авторы, для того чтобы мы ярче, нагляднее представляли себе предмет?
Учащиеся. Сравнение.
Учитель. Я предлагаю вам два отрывка из стихотворений, Найдите в них сравнения.
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.
Учитель. Какие слова мы используем, когда находим сравнения в тексте?
Учащиеся. Точно, словно, как будто и т. д.
Вывешивается таблица.
Учитель. А есть ли в стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?
Ответы учащихся.
Учитель. На примере стихотворения Некрасова «Мороз- воевода» рассмотрим это. Положите перед собой карточку № 1 (карточка с текстом стихотворения).
Учащиеся (читают стихотворение).
Мороз-воевода
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
Учитель. Что такое олицетворение? Найдите олицетворение в этом стихотворении.
Изображать зимнюю природу можно по-разному. Как это делают художники? Поэты? Композиторы?
Итог: художник с помощью палитры красок передают зимнее настроение. Поэт создаёт свой яркий узор, используя образные средства, композиторы пишут музыку, в которой выражают свои чувства, ощущения.
V. Слово учителя музыки.
Учащиеся читают стихотворение Есенина «Поёт зима - аукает».
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Раз, два - выше голова.
Выпрямить туловище,
Высоко поднять голову.
Три, четыре - руки шире.
Разведение рук в стороны.
Пять, шесть - тихо сесть.
Сесть за парты.
VI. Работа с текстом произведения.
Учитель на фоне музыки читает стихотворение С. Есенина «Пороша».
- Какие картины природы вы представили?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Стихотворение называется «Пороша». А вы знаете, что это такое?
Учащиеся работают со словарём.
Положите перед собой карточку с текстом стихотворения. Прежде чем мы приступим к самостоятельному чтению стихотворения, нам необходимо вспомнить, как правильно читать стихи.
Учащиеся читают.
Учитель. Вы сейчас будете читать стихотворение и каждая группа получает своё задание.
1-я группа - работает со словом.
2-я группа - художники (какой цвет соответствует стихотворению).
3-я группа - композиторы (какой характер музыки).
Учащиеся работают под музыку П. И. Чайковского.
VII. Работа с музыкальным произведением.
VIII. Составление модели стихотворений.
Учитель. Как вы думаете, зима - это центральный или второстепенный образ в стихотворениях русских поэтов?
Зима - центральный образ. Все стихотворения можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения «зимы и природы»; во второй части - «зимы и человека». Для природы зима - это очередное время года, к которому она готовится. Природа засыпает. А вот человеку не до сна. С наступлением зимы жизнь наша продолжается. Мы тоже встречаем зиму: утепляем свой дом, весёлые ребятишки строят крепости из снега, им радостно, есть повод для игры.
IX. Итог урока.
Учитель. Какой отзвук находят стихотворения в вашей душе; о чём напоминают? Что на вас произвело наибольшее впечатление на уроке? Что вы не знали, а сейчас знаете? Как передают зимнее настроение поэты, художники и композиторы?
Учитель. Мне понравилась работа следующих учащихся (выставление оценок).
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Нет комментариев. Ваш будет первым!