Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Толстой «Был русский князь Олег»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России.

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать добрые чувства к близким и окружающим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: книги Л.Н. Толстого для детей, репродукции картин В.М. Васнецова, текст поэмы А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

III. Работа по теме урока

(Сообщения обучающихся.)

— Каким был писатель? Дайте краткую характеристику.

Сегодня мы поиграем с вами в игру «Метелица». Так играл Л.H. Толстой со своими учениками. Игра «Метелица»

(Дети, мальчики и девочки, вставали в круг и начинали размахивать руками и качаться в разные стороны: это означало метель; они пели.)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Потом дети делали руками быстрые движения, как будто что-то надевали, как будто что-то пристегивали.)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети бегут вприпрыжку.)

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорехонько до леса докатим.

(Внезапно останавливались, шли медленнее — приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.

(Руками дети показывали, что происходила рубка леса, в конце концов все устали от работы.)

А из леса мы тихонько пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, рассказы, былины для детей, произведения для взрослых.)

— Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)

— Какие басни прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сыт, «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три калача и одна баранка» и др.)

— Какие рассказы вам понравились?

— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Выразительное чтение отрывков из былин.)

— Что нового узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?

— Какую книгу захотелось прочитать?

— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Первичное чтение с комментированием. Словарная работа.)

Ибо — потому что.

Волхвы, кудесники — колдуны, чародеи.

Княже - вежливое обращение к князю.

Укорять — обвинять.

Сей — этот.

Слывет — известна.

— О каком князе идет речь в отрывке из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

— Какую смерть предсказали волхвы князю?

— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза м? Почему? (Это придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.)

(Повторное выразительное чтение отрывка.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 127. Сейчас вы прочитаете это произведение в пересказе Льва Николаевича Толстого. (Дети читают текст.)

— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

— Чем они отличаются? (Примерный ответ. Произведение Л.Н. Толстого написано прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его

словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что предсказание кудесника сбылось.)

— Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать?

— Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Встреча князя Олега с волхвом». Что вы видите? Расскажите.

— Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание обоих произведений о вещем Олеге, расскажите, что вы узнали о князе Олеге.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Найти и подготовить дополнительный материал о Л. Н. Толстом.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!