Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Некрасов «Мороз, Красный нос»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова; расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; развивать внимательное отношение к языку художественных произведений и сознательное использование выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображение, фантазию, речь обучающихся.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, сравнение со сказочным текстом, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.
Оборудование: портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина учащимися.)
III. Работа по теме урока
— Ребята, прочитайте и узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
(«Крестьянские дети». Н.А. Некрасов.)
— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве?
— Как вы думаете, почему урок мы начали с этих строчек?
(Предположения детей.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
— Ребята, как мы будем работать над стихотворением?
(Составление алгоритма работы.)
Рассмотрю (название, заголовок) ⇒ послушаю ⇒ подумаю, о чем оно (чувства, переживания, настроение) ⇒ перечитаю, попытаюсь понять (какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства) ⇒ работаю над выразительностью ⇒ читаю стихотворение ⇒ подвожу итог.
(Знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.)
Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хлебнули с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.
Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая мать поэта.
От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.
Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Знакомство со стихотворением «Мороз, Красный нос» в аудиозаписи.)
— Ваши впечатления?
(Ребята делятся своими впечатлениями. Словарная работа.)
— Ребята, какие слова и выражения были непонятны? Прочитайте их и объясните значение.
Воевода — в старые времена старший в маленьком военном формировании.
Палица — дубина с шипами.
Дозор — охрана.
(Самостоятельное чтение стихотворения.)
— Кто главный герой стихотворения?
— Каким мы его увидели? (Он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник.)
— Как живется Морозу в зимнем царстве?
— Как поэт относится к Морозу-воеводе? (Он любуется им.)
— Какие средства выразительности использует поэт?
— Какой вы увидели здесь зиму? (Суровой, сильной, живой и полновластной.)
— Докажите, что поэт создает сказочный образ.
(Выразительное чтение стихотворения.)
— С какой интонацией надо читать этот отрывок? Попытайтесь прочитать стихотворение, передавая настроение автора.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Кто почувствовал другое настроение?
Домашнее задание
Прочитать другие стихи Н.А. Некрасова. Подготовить выразительное чтение одного из них, подобрать иллюстрации к нему. Подбирать материал для создания проекта на тему «Мы идем в музей».
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Нет комментариев. Ваш будет первым!