Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Некрасов «Мороз, Красный нос»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова; расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; развивать внимательное отношение к языку художественных произведений и сознательное использование выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображение, фантазию, речь обучающихся.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, сравнение со сказочным текстом, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.

Оборудование: портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина учащимися.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, прочитайте и узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

(«Крестьянские дети». Н.А. Некрасов.)

— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве?

— Как вы думаете, почему урок мы начали с этих строчек?

(Предположения детей.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Ребята, как мы будем работать над стихотворением?

(Составление алгоритма работы.)

Рассмотрю (название, заголовок) ⇒ послушаю ⇒ подумаю, о чем оно (чувства, переживания, настроение) ⇒ перечитаю, попытаюсь понять (какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства) ⇒ работаю над выразительностью ⇒ читаю стихотворение ⇒ подвожу итог.

(Знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.)

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хлебнули с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая мать поэта.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Знакомство со стихотворением «Мороз, Красный нос» в аудиозаписи.)

— Ваши впечатления?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Словарная работа.)

— Ребята, какие слова и выражения были непонятны? Прочитайте их и объясните значение.

Воевода — в старые времена старший в маленьком военном формировании.

Палица — дубина с шипами.

Дозор — охрана.

(Самостоятельное чтение стихотворения.)

— Кто главный герой стихотворения?

— Каким мы его увидели? (Он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник.)

— Как живется Морозу в зимнем царстве?

— Как поэт относится к Морозу-воеводе? (Он любуется им.)

— Какие средства выразительности использует поэт?

— Какой вы увидели здесь зиму? (Суровой, сильной, живой и полновластной.)

— Докажите, что поэт создает сказочный образ.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— С какой интонацией надо читать этот отрывок? Попытайтесь прочитать стихотворение, передавая настроение автора.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Кто почувствовал другое настроение?

Домашнее задание

Прочитать другие стихи Н.А. Некрасова. Подготовить выразительное чтение одного из них, подобрать иллюстрации к нему. Подбирать материал для создания проекта на тему «Мы идем в музей».

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!