Картотека физминуток в подготовительной группе с целями
Физкультминутки для старших дошкольников и младших школьников
Упражнение «Клен»
Цель: развитие умения правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ветер тихо клен качает, (Ноги на ширине плеч, руки за голову.)
Вправо, влево наклоняет. (Наклоны вправо-влево.)
Раз - наклон (наклон вправо) и два - наклон (наклон влево),
Зашумел листвою он. (Потрясти кистями и пальчиками.)
Упражнение повторить три-четыре раза.
Упражнение «Мы ногами, мы руками...»
Цель: развитие координации движений, ловкости.
Мы ногами топ-топ (топают ногами),
Мы руками хлоп-хлоп (хлопают руками),
Мы глазами миг-миг (мигают глазами),
Мы плечами чик-чик (поднимают поочередно то правое, то левое плечо).
Раз - сюда, раз - туда,
Повернись вокруг себя. (Повороты вокруг себя.)
Раз — присели (приседают, руки на поясе),
Два - привстали (поднимаются, руки на поясе).
Руки кверху все подняли (поднимают руки вверх),
Сели - встали, сели - встали (то приседают, то встают, руки на поясе),
Ванькой-встанькой словно стали. (Легкое покачивание головой вправо-влево.)
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч. (Учитель в среднем темпе ударяет мячом о пол, дети в такт прыгают вместе с ударами мяча, легко и как можно выше.)
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора. (Шагают на месте.)
Упражнение «Зайцы»
Цель: развитие умения напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Зайцы скачут: скок, скок, скок! (Легкие прыжки.)
Да на беленький снежок
Приседают, слушают. (Приседают, приставив руку к уху.)
Не идет ли волк? («Дрожат» от страха.)
Раз - согнуться (наклон вперед), разогнуться (наклон назад).
Два - нагнуться (прогибаются), потянуться (потягиваются).
Три - в ладоши три хлопка (три раза хлопают в ладоши),
Головою три кивка (три раза кивают головой).
Упражнение «Кончились дела»
Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции, моторики пальцев.
Раз, два - пилим дрова. (Правая нога впереди, левая - позади на шаг. Начинают движение с правой руки вниз и обратно - изображение работы пилой.)
Три, четыре - распилили. (Выпрямляются, делают глубокий вдох, выдох, подтягиваются.)
Пять, шесть - пряли шерсть. (Изображают работу на прялке, тянут нить - правая рука вверху, левая - внизу. Воображаемая нить перебирается пальцами. Рука ходит сверху вниз.)
Семь, восемь - сено косим. (Взмахи руками по диагонали. Правая рука - вверху, левая - внизу. Три-четыре взмаха.)
Девять, десять - трудимся месяц.
Раз, два - кончились дела! (Опускают руки вниз, затем разводят их в стороны, вращая кистями.)
Три, четыре, пять - мы идет играть! (Прыгают, смеются.)
Упражнение «Царапки»
Цель: тренировка слухового внимания.
У него четыре лапки (показывают четыре пальца).
Лапки цап-царапки (имитируют, как кошка лапками царапает дерево).
Пара чутких ушей (выставляют на голову оба кулачка с поднятыми указательными пальцами).
Он - гроза для мышей. (Звукоподражание «мяу» и бег на месте на носочках, изображая погоню.)
Упражнение «Варежки»
Цель: тренировка слухового внимания, развитие мелкой моторики пальцев.
Две сестренки - (показывают обе ладошки рук тыльной стороной),
Две плетенки (изображают вязание на спицах).
Из овечьей шерсти тонкой (изображают прядение на веретене).
Как гулять - (ходьба на месте)
Так надевать. («Натягивают» варежки на руки.)
Чтоб не мерзли (дуют на ручки) пять да пять. (Показывают сначала правую ладошку, затем левую, в конце - обе вместе.)
Упражнение «Зимняя пляска»
(сл. О. Высотской, муз. М. Старокодамского)
Цель: развитие внимания, согласованности действий, активности.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки - хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее - топ, топ, топ! Топ, топ, топ!
Рукавицы мы наденем,
Не боимся мы метели - прыг, прыг, прыг!
Прыг, прыг, прыг!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились - да, да, да! Да, да, да!
Упражнение «Веселая дудочка»
(сл. Н. Френкель, муз. М. Красева)
Цель: развитие координации движений, внимания.
Ду-ду, ду-ду, дудочка!
Ду-ду, ду-ду, ду! (Изображают игру на дудочке.)
Заиграла дудочка в зеленом саду. (Изображают сад поднятыми руками, слегка растопырив пальчики, вертят ладонями.)
Услыхала уточка (приставляют ладошки к уху),
Плавая в пруду (изображают руками плавание),
Как играет дудочка: ду-ду-ду-ду-ду! (Изображают игру.)
С малыми утятами начала плясать. (Произвольно танцуют: носочек, пяточка, два притопа.)
Крыльями и лапками воду колыхать. (Волнообразные движения то правой, то левой рукой.)
Упражнение «Майна - вира!»
(В. Берестов)
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Говорят с подъемным краном вдалеке
На каком-то иностранном языке. (Стоят на месте, мимические движения губами, словно произносят слова.)
«Майна!» - груз поехал вниз. (Постепенно приседают.)
«Вира!» — он вверху повис. (Постепенно поднимаются.)
Кран отлично понимает,
Опускает (приседают), поднимает (встают).
На пятерку (показывают пять пальцев) крановщик
Изучил его язык. (Стоят на месте, мимические движения губами, словно произносят слова.)
Кран - помощник,
О лениться не привык. (Дружно хлопают в ладоши.)
Упражнение «Самюлет»
Цель: развитие памяти, внимания, быстроты реакции.
Руки ставим все вразлет. (Руки развели в стороны.)
Появился самолет. Изображают летящий самолет.)
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два» (наклоны вправо-влево).
Раз и два, раз и два! (Ходьба на месте.)
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два! (Ходьба на месте.)
Опустили руки вниз
И на место все - садись!
Упражнение «Раз, два, три!»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, согласованность действий, воображения.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали –
Раз, два, три!
Ножками потопали –
Раз, два, три!
Сели, встали, сели, встали,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
(Глубокие вдохи.)
От зарядки станешь крепче
(поднимают руки, сжимают в кулачки),
Станешь крепче и сильней.
(Изображают по своему представлению силача.)
Упражнение «Ракета»
Цель: развитие памяти, активного внимания, быстроты реакции.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Стоят на носках.)
Руки вверх, а потом опустим вниз,
На носки все поднялись.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь! (Руки в стороны, тянутся вверх на носочках.)
Три, четыре - приземлись! (Приседают.)
Упражнение «Ходит волк»
Цель: развитие памяти, внимания, быстроты реакции.
Раз, два три, четыре, пять - (шагают на месте)
Негде зайчику скакать. (Подпрыгивают.)
Всюду ходит волк, волк - (шагают на месте)
Он зубами щелк, щелк. (Изображают волка, его пасть руками.)
Ну-ка, прячемся в кусты (приседают, затаиваются),
Ты, волчище, погоди. (Грозят пальчиком.)
На тропу не выходи!
Упражнение «Насос»
Цель: развитие памяти, внимания, согласованности действий.
А теперь насос включаем, воду из реки качаем. (Стойка: прямой корпус, ноги врозь.)
Влево - раз, вправо - два. (Наклон вправо, наклон влево, правая рука скользит вдоль туловища, левая рука скользит вдоль туловища.)
Потекла ручьем вода - (волнообразные движения).
Мы пока не веселились -
Хорошо мы потрудились! (Имитируют движения насоса.)
Упражнение «Помощники»
Цель: развитие внимания, согласованности действий.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами. (Имитируют полоскание белья в воде.)
Раз, два, три, четыре - потянулись. (Имитируют развешивание белья - тянутся вверх.)
Раз, два, три, четыре - вновь согнулись. (Наклонились вперед - берут белье.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Высохло, пора уж снять! (Тянут руки вверх, стряхивают, укладывают белье.)
Хорошо мы потрудились,
Маме дружно улыбнулись.
Упражнение «На лужайке»
Цель: развитие внимания, воображения.
На лужайке поутру мы затеяли игру. (Поднимают руки вверх, машут в воздухе пальцами.)
Ты - ромашка, я - вьюнок. (Пальчиками указывают, кто есть кто.)
Заходи-ка к нам, дружок! (Манят рукой к себе в гости воображаемого друга.)
А теперь мы - ручейки. (Волнообразные движения руками.)
Побежим вперегонки. (Бег на месте.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Разводят руки широко в стороны.)
Раз, два, три, четыре -
Взмах руками, ноги шире. (Ходьба на месте, взмахи руками.)
Стали ровно, детвора!
Нам домой идти пора! (Шагают на месте.)
Упражнение «Аист»
Цель: развитие умения напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Хоровая декламация стихотворения. Выбирается аист, дети за ним повторяют движения.
Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Топай правою ногой, топай левой ногой.
Снова правою ногой, снова левою ногой.
После правою ногой, после левою ногой,
А когда придешь домой, будешь радостный такой.
Упражнение «Яблоко»
Цель: учить детей владеть мышцами шеи и рук.
Руку протяните, яблоко сорвите. (Тянут руки вверх, встав на носки.)
Стал ветер веточку качать (легкие покачивающиеся движения туловищем),
Трудно яблочко достать. (Тянут руки вверх, встав на носки.)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают, тянут руки вверх)
И быстро яблоко сорву. (Радостные выражения лиц - яблоко сорвано, любуются.)
Упражнение повторить три-четыре раза.
Упражнение «Бегущие спортсмены»
Цель: развитие мышц ног, тренировка двигательной активности.
Руки согнуты в локтях, бег на месте под веселое музыкальное сопровождение.
Упражнение «Бокс»
Цель: развитие мышц рук, тренировка двигательной активности.
Резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак; толчкообразные движения рук вперед, от себя, к себе.
Упражнение «Умеем считать»
Цель: развитие умения напрягать и расслаблять мышцы тела, координировать движения.
Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать. (Ходьба на месте.)
Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим. (Глубокие вдохи и выдохи.)
Раз, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять - хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире - раз, два, три, четыре, пять –
Наклониться - три четыре - и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку - все мы делаем зарядку!
Упражнение «Бабочка»
Цель: развитие пластики рук, умения расслаблять мышцы тела.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Сидят за столами, опустив голову вниз, руки на коленях, спины расслаблены.)
Больше спать не захотел. (Руки через стороны вверх - вдох, исходное положение - выдох.)
Шевельнулся, потянулся. (Плавное движение рук вверх, смотреть на пальцы. Затем руки опустить.)
Взвился вверх и полетел. (Кружатся на носках.)
Солнце утром лишь проснется, (маховые движения руками)
Бабочка кружит и вьет. (Кружатся на носках.)
Солнце к вечеру зайдет - бабочка опять уснет. (Приседание.)
Упражнение «Дождь»
Цель: развитие пластики рук, тренировка слухового внимания.
Приплыли тучи дождевые. (Стоят ровно, вытянув руки вперед, ладонями вниз.)
Лей, дождь, лей! (Свободно встряхивают кистями рук.)
Дождинки пляшут, как живые,
Пей, рожь, пей! (Продолжают встряхивать, ладони вверх.)
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет! (Руки быстро двигают сверху вниз.)
Рожь колосится, и растет, и пьет.
(Опускаются вниз, руками «посылая» капли на рожь.)
Упражнение «Карусели»
Цель: развитие ловкости, координации движений.
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. (Шагают по кругу, расслабившись.)
А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом. (Убыстряют шаг; бегут по кругу.)
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите. (Шаг еще
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. (Останавливаются, восстанавливают дыхание.)
Упражнение «Заинька»
Цель: развитие умения напрягать и расслаблять мышцы ног, тренировка двигательной активности.
Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба на месте)
Начал заинька скакать. (Прыжки.)
Прыгать заинька горазд -
Он подпрыгнул десять раз. (Количество прыжков может меняться.)
Упражнение «Качели»
Цель: развитие ловкости, координации движений.
На качелях мы летим - вверх, вниз, вверх, вниз. (Стоя парами лицом друг к другу и держась за руки, дети выполняют поочередно приседания.)
Хочешь, с нами прокатись - вверх, вниз, вверх, вниз. (Взявшись за руки, дети одновременно поднимают их вверх и вправо, затем плавно вверх влево, обе руки в стороны и приближаются корпусом друг к другу руками, согнутыми в локтях.)
Упражнение повторить три-четыре раза.
Упражнение «Конница»
Цель: развитие умения напрягать и расслаблять в движении мышцы ног, тренировка двигательной активности.
Исходное положение — руки согнуты в локтях, под прямым углом, ладонями вниз, бег на месте («рысцой») с касанием руками коленей. Музыкальное сопровождение: произведения подвижного темпа стремительного характера.
Игра «Летает - не летает»
Цель: развитие памяти, внимания, воображения, согласованности действий.
Воспитатель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если названный им предмет обозначает летающее насекомое, или птицу, или какой-либо летательный аппарат. Слова могут быть такими: стрекоза, стол, дом, вертолет, книга, самолет, мяч, бабочка, белка, лебеди и др. Ребёнок, выполнивший ошибочные действия, должен исполнить желание большинства ребят класса: показать пантомиму, спеть, рассказать комикс, инсценировать шуточную просьбу, анекдот и т. п.
Игра «Музыканты»
Цель: развитие памяти, внимания, согласованности действий.
Сначала дети изображают игру на скрипке, затем на барабане, в заключение - на балалайке.
Я на скрипочке играю - тили-ли, тили-ли.
Скачут зайки на лужайке - тили-ли, тили-ли. (Прыжки.)
А теперь на барабане - бум-бум-бум, трам-трам, трам!
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам! (Бег на месте.)
Заиграл на балалайке - трынь-ди брень, трынь-ди брень,
Зайки спрятались от волка за тот пень, за тот пень. (Присели, ручки сложили ладошками одна на другую, под щечку, притаились, уснули.)
Похожие статьи:
Визитная карточка воспитателя детского сада
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!