Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников
Дидактическая игра в развитии детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Такие игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как универсальное средство воспитания и развития детей. Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, характером дидактических материалов. Игровые действия и взаимодействия детей определяются правилами. Заданная структура дидактической игры позволяет насыщать ее новым содержанием, отражающим современную жизнь, создавать новые варианты игр.
Традиционно дидактическая игра используется прежде всего в качестве средства познавательного развития восприятия, памяти, мышления; расширения и уточнения представлений об окружающем мире. Эти игры имеют заранее предусмотренный результат и способы его достижения. Правила должны быть поняты и приняты всеми участниками и соблюдаться до завершения игры. Правила — это добровольно принятые нормы, устанавливающие справедливость во взаимоотношениях и взаимодействиях детей в игре. Возникающие в ней социальные взаимодействия детерминируют процесс познавательного развития детей. Дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.
Сущность данного вида игр заключается в том, что для взрослых они — средство развития детей, а для детей — игры, характерная особенность которых — самодеятельность. Задачи обучения, развития и воспитания не выступают в качестве учебных, их решение — побочный продукт игровой деятельности, направленной на достижение результатов: собрать картинку, матрешку и т.д. Процесс решения дидактических задач расширяет границы самостоятельной игры. Для взрослых главными являются дидактические задачи, а для детей — игровые действия, позволяющие проявить самостоятельность и активность, имеющие личностный смысл и доставляющий детям удовольствие. Особый интерес детей вызывают игры, содержащие воображаемую ситуацию, игровой образ.
Развивающий эффект дидактических игр повышается, если они возникают по инициативе самих детей, когда игра удовлетворяет реальные потребности и интересы каждого участника. Она способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания.
В процессе обучения, организованного в форме дидактической игры, развивается способность объединять предметы на основе их общих свойств и систематизировать их по степени различий выделенных свойств. Они учатся восстанавливать целое по его частям, открывать общее в частном, познавать объекты во взаимосвязи и открывать новые их отношения. Дети овладевают моделированием (предметным, графическим, знаковым) как средством познания скрытых связей и отношений. Все это позволяет им решать широкий круг новых задач.
В процессе дидактических игр обогащается социальный опыт детей. Они овладевают способами налаживания взаимодействий и взаимоотношений на основе добровольно принятых норм (правил), умением договориться и выбрать партнера для совместной игры. Общие познавательные способности расширяют представления ребенка о мире: природе, людях, культуре.
Трудно выделить единый критерий классификации дидактических игр. В практике работы с детьми чаще всего эти игры разрабатываются и подбираются для решения конкретных задач обучения математике, развития речи, ознакомления с окружающим. Однако эти игры, как правило, — универсальное средство развития детей, и каждая из них позволяет решать комплекс образовательных задач. Дидактическая игра имеет четко заданную структуру и специфику, с учетом которой возможно ее использование в педагогических целях. В связи с этим в качестве основания классификации дидактических игр мы взяли традиционный подход — их характерные особенности как специфической деятельности детей — и выделяем следующие группы:
— игры с дидактическими материалами;
— дидактические игры с правилами (типа лото, домино, маршрутных), имеющих стабильное содержание и структуру: дидактическую задачу, правила и игровые действия.
Выделяются три типа правил:
— определяющие специфику типа игры и конкретное ее содержание;
— взаимодействие детей в игре;
— выбор ведущего, обладающего правом определять действия других играющих детей.
Многие игры предусматривают критерий выигрыша в момент их завершения, обеспечивающий равенство всех играющих. Заданный в игре результат в форме выигрыша стимулирует продолжение игры и определяет ее цикличность. Цикличность игры, ее возобновление позволяют каждому добиться успеха, реализовать потребность в выигрыше. Однако для реализации права на участие в игре ребенку необходимо знать правила, принять их и соблюдать в процессе игры.
Сюжетно-дидактическая игра по содержанию близка к сюжетно-ролевой. В ней сохраняются сюжет, роль, но включается дидактическая задача. Взрослый организует и направляет сюжетно-дидактическую игру на решение познавательных задач: развитие представлений об окружающем мире, в том числе о предметах быта, их назначении (одежда, посуда, мебель и т.д.).
Сюжетно-дидактические игры могут иметь форму путешествия, сказки. В них отражаются факты или события реальной жизни, загадочные явления. В игру могут включаться песни, стихотворения, музыкальное сопровождение. Иногда сюжетно-дидактическая игра преобразуется в игру-развлечение, например, на темы осенних и весенних праздников. В этом случае, как правило, теряется дидактическая функция игры, основное внимание уделяется художественности, украшательству ролей и сюжета. Игра может строиться на основе отражения какого-либо случая, события, вызвавшего интерес детей: «Охрана домашних животных», «Наши бабушки и дедушки».
Словесные игры позволяют решать задачи развития речи и речевого общения. Они строятся как диалог взрослого с детьми, как игры-предложения, игры- загадки: «Узнай по описанию», «Заинька», «Что пропустили?», «Огородник», «Кто как кричит?».
В теории и практике воспитания и обучения детей основные усилия направлены на разработку содержания дидактических игр для решения конкретных задач развития дошкольников. Использование дидактической игры в качестве формы организации процесса обучения возможно только при условии развития игр как специфической деятельности, характеризующейся подлинной самодеятельностью.
Если ее содержание полностью задается взрослым и он направляет и контролирует весь ход игры, она теряет свою специфику и преобразуется в организованное обучение. Характерная особенность игры как самодеятельности — добровольное участие детей в ней, чего нет в организованном обучении. В дидактической игре должны создаваться условия для активного участия в ней всех играющих, их свободного и непринужденного общения и взаимодействия. Процесс дидактической игры, как и любой другой деятельности, обусловлен требованиями ее структуры и индивидуальными, возрастными особенностями играющих.
Возможности младших дошкольников в развертывании самостоятельной деятельности ограничены. Они быстрее и успешнее овладевают игровыми умениями в ситуации взаимодействия и общения со взрослым в совместной игре. Однако развивающий эффект такого взаимодействия определяется тем, насколько взрослый ориентируется на индивидуальные особенности ребенка и закономерности развития игровой деятельности детей этого возраста. Дети любят играть со взрослыми, так как остро в них нуждаются. Они с удовольствием «выигрывают», искренне радуясь своему успеху и веря в свою победу. Дети с особым интересом играют, если взрослый поощряет, поддерживает их игру. Положительная оценка воспринимается ребенком как показатель хорошего отношения к нему взрослого. Зная это, воспитатель может направлять игру на решение дидактических задач. Иногда он использует игрушку-персонаж (Петрушку, Чебурашку), от имени которой поощряются игровые действия детей: Петрушка приходит в гости к Насте, которая устроила «чаепитие» для своих «гостей». Однако продолжительное использование одного и того же персонажа в этой роли быстро надоедает детям, а если он еще и высказывает критическую оценку игровым действиям или их результатам, они его не любят. Следует помнить: ребенок воспринимает критическую оценку результатов своих действий как плохое отношение лично к нему.
При организации дидактических игр необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого. На первых порах овладения детьми новыми видами дидактических игр наиболее эффективное условие их развития — совместная игра взрослого с детьми, в которой он выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешно выполняют игровые действия. Выигрыш не выделяется: дети не нуждаются в праве на преимущественную активность в игре.
Постепенно педагог стимулирует самостоятельность детей в игре. Необходимо иметь достаточное количество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, как правило, разрушающих игру детей этого возраста. Если цель игры — не выигрыш, а получение каждым своего результата, преобладают бесконфликтные взаимодействия детей, все выигрывают, независимо от результатов. Например, в игре «Парные картинки» каждый подбирает пару для картинки, изображенной на его карте. В редких случаях выигрыш фиксируется, но не как первенство, а как индивидуальный результат, поддерживаемый остальными участниками. Как правило, дети принимают коллективный выигрыш: «Мы все выиграли».
На первых порах игра детей строится преимущественно как игра рядом. Постепенно у них появляется стремление к парному взаимодействию. Для этого нужно предоставлять детям несколько экземпляров знакомых игр.
Нужно поощрять присутствие сверстников для удовлетворения их потребности в общении и демонстрации своих достижений. На основе этого обогащается игровой опыт каждого ребенка.
К четырем годам дети постепенно овладевают умением осуществлять совместные игровые действия по правилам, внимание к которым усиливается присутствием сверстника. Овладев содержанием дидактических игр под непосредственным руководством взрослого, дети начинают активно наблюдать за играми других и интересуются ими более продолжительное время. Младшие дошкольники легче принимают и соблюдают правила подвижных игр, они связаны с ролью (зайки прыгают, воробушки летают). Кроме того, правила, предусматривающие движения, близки детям этого возраста, тем более что они связаны с сюжетом: воробушки улетают от автомобиля, а мышки убегают от кошки. Очень важна фиксация внимания ребенка на достижении результата игры: нашел свой домик, подобрал окошко, не попался коту. Ребенок реализует потребность в общении в ходе игры и одновременно обогащает свой игровой опыт.
На пятом году жизни дети могут участвовать в совместных дидактических играх с правилами. Для более успешного овладения игровыми умениями им также нужна помощь взрослого. Педагог, участвуя в игре, может помочь установлению между детьми партнерских отношений и сделать содержание игры понятным каждому. При этом необходимо помнить, что объяснения и показ взрослого в силу его авторитета воспринимаются детьми как абсолютно правильные. Поэтому постепенно следует передавать роль ведущего детям. В ходе игры взрослый может передавать роль ведущего одному из детей, а на себя взять функции играющего. Следует помнить, что сотрудничество не возникает по принуждению (поиграй с Машей), а развивается постепенно, по мере взросления детей и появления потребности в общении со сверстниками. Например, в игре «Где спрятался мишка?» вначале педагог выбирает двух играющих. Один из них берет карточку с обозначением местоположения мишки и отворачивается от игрового поля, второй по этой карточке прячет игрушку под елку. После этого первый играющий ищет и, если находит мишку, получает выигрыш. Затем в игре участвует другая пара детей.
По мере овладения правилами роль ведущего передается одному из детей, и тогда в игре участвуют трое: ведущий и двое играющих. Таким образом постепенно дети учатся играть самостоятельно, и дидактическая игра преобразуется в самодеятельную. Дети пятого года жизни могут принимать правила без сюжетного их оформления. Развивать умение взаимодействовать по правилу лучше в простых по содержанию играх, в которых участвуют двое игроков. Постепенно дети этого возраста начинают осознавать правило как обязательное для всех. Вначале взаимодействия детей строятся на основе правил игры, позволяющих выделять результат каждого играющего (в играх типа лото), затем с помощью взрослого дети овладевают правилами поочередного участия в игре (в играх типа домино).
Для участия в совместных играх ребенку необходимо овладеть правилами, устанавливающими и регулирующими совместную деятельность, а также порядком получения выигрыша. Самое простое из этих правил — очередность участия в игре. Ребенок должен подождать, пока партнер завершит игровое действие. Правило очередности действий — самый доступный способ регуляции совместной деятельности. Оно выражает справедливость, равноправное участие в игре всех играющих.
Выигрыш для детей этого возраста необходимо материализовать фишкой, фигуркой, игрушкой и т.п. При этом следует поощрить всех играющих, никто не должен остаться незамеченным. Организуя игру с несколькими детьми (а все они ориентированы на индивидуальный успех), можно ненавязчиво обратить внимание на результаты остальных: первым выиграл Коля, он первый собрал все картинки, вторым — Саша, а третьей — Маша, и все молодцы.
К пяти годам дошкольники уже способны согласованно действовать в совместной игре. Они стремятся к достижению и демонстрации сверстникам положительного результата.
Дети способны соотносить результаты своей деятельности с результатами деятельности других. Появляется осознанное регулирование совместной игры по принципу равноправного участия. Дошкольники схватывают общую схему построения игр, относящихся к одному типу. Овладев общими принципами действий в таких играх, дети могут самостоятельно их организовывать, внося некоторые изменения, проявляя творчество.
Для побуждения детей к самодеятельности в играх с правилами лучше знакомить их с общими принципами отдельных типов игр: лото, домино, лабиринт, складные картинки, пазлы и т.д. Так, игры типа лото и домино построены по принципу парности. Его можно раскрыть детям на примере какой-либо несложной по содержанию игры, например, «Подбери окошки». Выделив этот принцип, дети смогут самостоятельно играть в аналогичные игры. При этом даже в такой простой по содержанию игре они проявляют самостоятельность в выборе игровых действий: Маша вначале смотрит на окошко сверху, а затем подбирает к нему пару; Миша вначале раскладывает все маленькие карточки в ряд, а затем кладет их вниз на большую карту; Алеша ищет нужные карточки путем проб и ошибок.
Пятилетние дети способны выделить и усвоить два типа способов построения дидактических игр: общие, организующие содержание игр одного типа, и частные, определяющие содержание конкретной игры, обеспечивающие решение конкретной дидактической задачи. Следует помнить, что общие правила выделяют легче, чем частные. Так, в игре «Наведем порядок» дети придерживаются общего способа действий — упорядочивание предметов по назначению и труднее осваивают конкретный — обобщить в слове выделенные группы (кухонная, столовая, чайная посуда), так как для этого они должны владеть познавательным содержанием, на котором строится игра. В процессе самостоятельной игры между детьми могут возникать конфликты. Они чаще всего связаны с тем, что ребенок оценивает результат своих действий как абсолютно правильный.
На вопрос взрослого: «У тебя все хорошо получилось?» ребенок уверенно отвечает: «Да, все правильно. Так, как надо». В то же время результат деятельности другого ребенка дети оценивают как неправильный, даже если он успешнее их собственного. Дошкольники очень ревностно следят за тем, чтобы правила игры соблюдались всеми, в том числе и взрослыми. Так, в игре «Дорога к дому» взрослый, играя с Олей и стараясь, чтобы она первой пришла «домой», замедлил ход, дети запротестовали: «А вы неправильно играете. Вы медленно идете. Вы выиграли». Необходимо создавать условия, чтобы разногласия детей разрешались в процессе рассуждений, споров, обсуждений. Возникающее в таком случае речевое общение способствует развитию дидактической игры, а появление при этом конфликтных ситуаций может приводить к тому, что некоторые дети выйдут из игры и перейдут к индивидуальному ее варианту. К этому нужно относиться спокойно, особенно если ребенок с удовольствием продолжает играть.
Пятилетние дети начинают выделять и понимать циклический характер игр с правилами. Цикличность игры позволяет выиграть каждому. Возникают условия для взаимоконтроля в процессе игры, что открывает широкие возможности для развития произвольного поведения детей и взаимообучения и взаимовоспитания. Без известной степени произвольности игровых действий ребенку трудно взаимодействовать в игре, таким образом вначале он овладевает умением практически руководствоваться правилами. Затем начинает выделять правило и осознавать его на основе словесного объяснения, отделяя его от конкретных игровых действий. Этот процесс лучше осуществляется в играх, где правила не замаскированы сюжетом и доступны всем детям. Они начинают подчиняться правилу как средству установления равноправных отношений и сохранения совместной деятельности. Партнерские отношения обеспечиваются добровольным принятием правил и их обязательным соблюдением всеми участниками игры. В совместных играх с правилами дети получают возможность удовлетворять потребность в личном успехе, положительной оценке своих возможностей и демонстрации их перед другими.
Представления о критериях выигрыша помогают детям понять смысл игры с правилами и осознать ее содержание. Установка на выигрыш привлекает их внимание к способам распределения функций играющих. Дети начинают понимать преимущество роли ведущего, который имеет право на особую активность. Он получает преимущество первым выбрать партнера для себя. Дети проявляют интерес к его выбору. Вводятся правила равномерного распределения роли ведущего, правила его назначения: по очереди, на основе жребия, считалки. Вначале в роли ведущего выступает педагог, который и вводит эти средства. Затем эта роль передается одному из играющих. По мере овладения детьми игровыми умениями педагог может выступать в качестве наблюдателя. Наблюдения за играми могут быть источником информации о процессе развития детей, изучения эффективности педагогического процесса, их индивидуальных и возрастных особенностей, социальной активности, коммуникативности.
Наибольшую сложность для педагога представляет процесс включения в сюжетно-дидактическую игру дидактических задач. Это лучше делать в ходе игры, когда содержание таких задач соответствует ее логике. Особое искусство требуется от педагога при введении в процесс игры познавательных задач. Для этого он может использовать разные средства, например, для ознакомления детей с природой персонифицирует природные явления: Светик, Капелька, Цветик-семицветик. Непосредственное участие педагога в игре эффективно, когда оно происходит по инициативе детей, тогда взрослый в форме высказывания, реплики, вопроса, предложения, утверждения, поощрения может внести в игру новое содержание. Например, Оля, Валя, Света играют в «Чаепитие». Света приносит чашечку с «чаем» взрослому, угощает его. Взрослый просит дать ему блюдце и чайную ложку — чай очень горячий. Дети с удовольствием выполняют все просьбы, однако чайной ложечки не находят. Тогда Валя приносит большую столовую ложку, заявив: «Ничего, потом мы найдем чайную». Таким образом уточняется представление детей о назначении посуды. В работе младшими дошкольниками особое значение имеет дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды, которая имеет свою «квартиру». С ней педагог может организовывать сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Театр» и т.д.
Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача педагога заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач.
Автор: Давидчук Антонина Николаевна
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Построение вариативного развивающего образования в ДОУ
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Нет комментариев. Ваш будет первым!