Ценность игровых и конкурсных программ в развитии младших школьников
Время не может не вносить дополнения в прогрессивные педагогические технологии, тем более в периоды социальных реформ, когда становится востребованным тип личности, способный к саморегуляции в быстро меняющихся условиях социума.
Педагогика воспитательных отношений должна активно проникать как в учебный процесс, так и во внеурочную деятельность образовательных структур, поскольку каждый из пластов общего процесса воспитания решает специфические задачи. Основной задачей внеурочной работы является достижение такого уровня организации воспитательной деятельности, чтобы она отличалась глубоким воздействием на психику воспитанников, их сознание через эмоции и чувства.
В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить игровая конкурсная программа — важнейшая и неотъемлемая часть досуга. Сегодня есть потребность сделать эту форму работы союзником социально-культурной сферы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
Воспитательный потенциал игровых конкурсных программ представляется возможным оценивать с учетом интересов общества, самой личности ребенка и профессиональной педагогической логики.
С этих позиций игровая конкурсная программа — это:
■ многомерная педагогическая категория, выступающая как интегрированный вид творческой деятельности, а также как принцип, метод, средство, стиль, форма воспитательного процесса;
■ способ не принудительного, а заинтересованного личностного развития свободной личности;
■ практическая помощь ребенку в обретении жизненного опыта, освоении нравственных и культурных ценностей;
■ противодействие мощному наступлению негативных, однообразных, агрессивных, но для многих внешне привлекательных форм потребительского бытового досуга, противоядие бездуховности и эмоциональной скудности.
Главная ценность игровых конкурсных программ заключается в том, что они незаметно для зрителя включают его с помощью игр и конкурсов в действие, воспитательный процесс, открывают ему мир искусства, способствуют развитию личности.
Наиболее востребованными являются игровые конкурсные программы для детей младшего школьного возраста, одного из самых благодатных периодов, когда закладываются основы будущей личности и заметно развиваются интересы.
Развлекательный компонент программ позволяет целенаправленно сменять разные виды деятельности, способствуя восстановлению физических и духовных сил, направлению энергии в нужное русло. Творческая составляющая раскрывает внутренний потенциал возможностей учащихся. Познавательная направленность влияет на развитие мыслительной деятельности малышей. Интересный сюжет, яркий реквизит, образы ведущих поддерживают внимание детей от начала до конца мероприятия и действуют, в первую очередь, на первичные впечатления, которые в будущем становятся основой отношения ребенка ко всему окружающему.
Исходя из потенциала игровых конкурсных программ, рекомендуется систематически включать мероприятия данного вида в план воспитательной работы с младшими школьниками.
Эффективность организации и проведения игровых конкурсных программ напрямую зависит от потенциала личности организатора досуга, его креативности и профессиональных качеств.
В качестве рекомендаций предлагается организовывать специальные методические и информационные мероприятия, конкурсы и фестивали для стимулирования кадровой основы сферы, занимающейся организацией досуга, в частности, игровых конкурсных программ.
Деятельность педагога должна быть направлена не только на непосредственное качественное проведение мероприятий, но и на отслеживание результатов.
Результаты в области организации детских игровых конкурсных программ можно проследить через:
■ успешную социализацию учащихся;
■ освоение учащимися учебной программы в соответствии с требованиями уровня подготовки;
■ участие детей в подготовке и процессе игровых конкурсных программ;
■ сформированность личностных качеств ребенка (коммуникативных, деловых);
■ рост процесса самоактуализации личности организатора досуга.
Для отслеживания эффективности игровых конкурсных программ рекомендуется использовать современные социологические методики, позволяющие наиболее точно определить полученные результаты.
Немаловажную роль в организации игровых конкурсных программ играет социальный институт. Сфера культурного строительства располагает сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга детей. Сегодня досуг в рамках проведения игровых конкурсных программ приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кино и фотоаппаратуры. В итоге мероприятия приобретают новую форму и содержание.
Существует необходимость улучшения материально-технической базы для выхода на более высокий культурологический уровень организации игровых конкурсных программ.
Для становления самостоятельной, творческой, нравственно-воспитанной личности работа социальных институтов по организации досуга детей младшего школьного возраста должна быть содержательной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения, самоуправляемой и ориентированной на конечный результат. При выполнении этих требований дети начальных классов, эмоционально вовлекаясь в деятельность социальных институтов, берут на себя ответственность за ее результат, и это, в свою очередь, пробуждает их личный интерес.
Опыт презентации учреждениями полученных результатов может выражаться в следующих формах:
■ традиционных (непосредственно проведение игровых конкурсных программ, публикации в газетах города (как отдельные материалы), выступления на родительских собраниях, педагогических советах, конференциях);
■ инновационных: публикация в СМИ (газеты учреждения, сайт учреждения); конкурсы социального проектирования; реализация проектов, презентация);
■ экспериментальных: проведение семинаров, мастер- классов на городском, областном уровне; проведение детских мастер-классов (учащимися для учащихся); освещение деятельности через телевидение. Необходимо систематически проводить ряд мероприятий, направленных на презентацию передового опыта для обмена новыми достижениями.
Рост эффективности организации игровых конкурсных программ отдельных учреждений имеет определенную связь со взаимодействием всех предприятий социально-культурной сферы. Создавая общие проекты и реализуя их, предприятия могут добиться полной реализации и удовлетворения потребностей, интересов и запросов детской аудитории с пользой как для детей, так и для взрослых. Поэтому одним из направлений работы в досуговой деятельности должно стать построение деловых и творческих связей между предприятиями социально-культурной сферы. Обмен делегациями и специалистами, взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями будут способствовать расширению системы внешних контактов, активизации деятельности учреждения по стабилизации его позитивного имиджа.
Обращение серьезной научной школы к организации досугово-развлекательных мероприятий не случайно. Именно сфера досуга и развлечений в сегодняшнем мире дает больше всего стимулов для духовного роста человека, и от того, насколько грамотно и тактично эта работа будет проведена, настолько мы сможем в будущем претендовать на достойную роль нашего государства в общемировых процессах.
Похожие статьи:
Игра - путешествие для младших школьников «Приключения в Тридевятом царстве»
Конспект игры о народной мудрости для учащихся 1-2 класса
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Надежда Владимировна Вахнина
|
||
|