Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»
Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Работа по звукобуквенному анализу слова начинается еще в дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы все дети научились различать гласные и согласные звуки, знали, где они находятся (в начале, середине, конце слова). Для ребенка очень важно научиться проговаривать, то, что он пишет. Поэтому очень важно проводить упражнения на развитие дыхания ребенка и дикции. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений. Цель этих упражнений - снятие физического и эмоционального напряжения, расслабление фонационных путей, убирают преграды, мешающие координации речевого процесса. Я использовала эти упражнения на подготовительных курсах с будущими первоклассниками, а так же на уроках обучения грамоте. Ученики с радостью выполняют упражнения в игровой форме. Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.
1. «Егорки».
Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения детской считалочки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», - глубокий вдох. На выдохе - счет. «Раз Егорка, два Егорка…..»,- и т.д., до полного использования воздуха. Последний счет - показатель распределения и емкости дыхания.
2. «Вежливый поклон».
Позиция первая: поднимитесь на носки, руки - в стороны (вдох); позиция вторая: медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «здрассссссссссте».
3. «Перекличка».
Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом , постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делайте вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3- 4 фамилии.
4. «Пятачок» (тренировка губных мышц). Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать упражнение слева направо.
5. «Скороговорки».
В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорить темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях.
«Ткет ткач ткани на платок Тане».
«Осип охрип, Архип осип».
6. «Работа над гласными звуками» (изучение положения речевого аппарата при образовании гласных звуков).
«Звук а». Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.
«Звук о». Челюсть опущена на расстоянии меньше , чем при произнесении звука а - на полтора пальца; губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому небу.
Похожие статьи:
Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе
Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду
Игры со словами для детей 6-7 лет
Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду
Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду