Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе
Уроки общения для старших дошкольников
Что такое коммуникативные способности
Как хочется родителям, педагогам и воспитателям, — всем тем, кто связан с воспитанием ребенка, видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых — помочь в этом. Коммуникативные способности — это способности к общению с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
♦ желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу общаться»);
♦ умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
♦ знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Постарайтесь обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для развития его коммуникативных способностей.
Вы являетесь образцом в речи, поскольку ребенок учится речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
Речь успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают малыша, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего ребенка умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку. Его надо заинтересовать в общении с другими людьми.
Следует приобщать ребенка к жизни общества, закладывать основы его уверенности в себе и успешного общения вне дома.
По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
У каждого свой темперамент, свои потребности и интересы, симпатии и антипатии. Очень важно понимать своего малыша. Нельзя просто навязывать ему выполнение определенных требований («Я сказала, значит — сделай!»), необходимо объяснять их значимость, учить пониманию того, что от него хотят, и почему это необходимо выполнить («Это надо сделать, потому что...»).
Общение — это основное условие развития, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, нацеленный на познание и оценку самого себя и других людей.
С удовольствием общайтесь с ребенком и извлекайте для себя пользу из общения с ним.
Приглашайте друзей и знакомых, которые расширят круг общения ребенка.
Существует множество игр, которые способствуют развитию коммуникативных способностей детей. Используйте эти игры на праздниках, в повседневных занятиях, на прогулке, в компании друзей и индивидуально.
Иностранец
❀ Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать (с помощью жестов).
Через стекло
❀ Предложите своему малышу (или детям) представить, что вы (они) отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Вам (им) необходимо объясниться жестами. Можно предложить следующие темы для разговора: «Я забыл надеть шапку, а на улице очень холодно»; «Принесите мне, пожалуйста, стакан воды, я хочу пить», «Что купить в магазине игрушек на день рождения друга?». Эта игра направлена на умение передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных жестов.
Изобрази сказку
❀ Изобразите сказочный сюжет так, чтобы ребенок понял, о какой сказке идет речь. Затем попросите ребенка изобразить фрагмент какой-нибудь другой сказки. Теперь вам предстоит угадать сказку. Эту игру можно проводить двумя командами, где игроки изображают героев сказки и разыгрывают сюжет без слов, как будто у телевизора сломался звук, а экран все прекрасно показывает. Это могут быть сюжеты детских сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Красная Шапочка», «Теремок» и др.
Походки
❀ Предложите ребенку изобразить походки различных людей и животных. Например, пройтись как старенький дедушка, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как лев, как котенок, как медведь и т. д. Варианты походок ребенок может придумать сам. Возможен другой вариант этой игры, когда по походке угадывается персонаж, которого изображает ребенок.
Зеркало
❀ В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или кто-либо из игроков.
Зоопарк
❀ Подготовьте карточки с изображениями животных. Переверните карточки так, чтобы никто не видел, что на них изображено. Вытягивайте по очереди карточки и изображайте того, кто на ней нарисован. Тот, кто отгадает зверя, берет карточку себе — это его очко за наблюдательность и догадливость.
Разыгрывание ситуаций
❀ Попросите ребенка разыграть ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разными. Можно представить ситуации, связанные с реальными событиями. Затем поменяйтесь ролями с партнером и окажитесь на месте того, с кем предстояло общаться.
Примеры ситуаций:
♦ Ты участвовал(а) в соревновании и занял(а) первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
♦ Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку поиграть, а отдал ее сломанной.
♦ Ты нарисовал(а) красивый рисунок, но твоему знакомому он не понравился.
♦ Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят на площадке. Попроси его.
Имя
❀ Предложите ребенку сравнить свое имя с цветком (с каким? почему?), с птицей (с какой? почему?), с природным явлением (например, «Мое имя похоже на радугу»), с каким-либо цветом. Попросите нарисовать картинку (эмблему) своего имени.
Беседа о дружбе
❀ В ходе этой беседы обговорите некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы могут быть предложены самим ребенком. Оформите Правила дружбы. Вот некоторые из них:
♦ Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать, научи и его. Если друг попал в беду, помоги ему чем можешь, утешь его.
♦ Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
♦ Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
♦ Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
♦ Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других, не становись обидчивым.
Можно вместе с ребенком также сформулировать правила игры:
♦ Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
♦ Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
♦ Нет ничего страшного в проигрыше, поэтому не стоит падать духом и злиться на того, кто выиграл или на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Волшебная комната
❀ Попросите представить и нарисовать всех членов семьи в виде разных персонажей. Пусть ребенок представит, что вся семья зашла в волшебную комнату, где каждый может превратиться во что-то другое, например, мама — в цветок, бабушка — в птичку и т. д. Но когда выходишь из этой комнаты, то снова превращаешься в того, кем был: в маму, папу, сына, дочь и т. д. Обсудите рисунок и выполнение этого задания. Кстати, эту игру можно провести со всеми членами семьи. Результаты будут удивительными!
Закончи предложение
❀ Предложите ребенку закончить каждое из предложений и обсудите их.
♦ Я хочу...
♦ Я умею...
♦ Я смогу...
♦ Я добьюсь...
Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.
Море волнуется
❀ Эту игру можно использовать для обучения произвольному выражению различных эмоциональных состояний. Пригласите несколько человек. Выберите ведущего. Все встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три: фигура радости (страха, печали, удивления, восторга и т. д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние. Можно предложить изобразить любую эмоцию, а ведущий будет отгадывать, что это за эмоция.
Этюды
❀ Обучение распознаванию и произвольному выражению тех или иных эмоциональных состояний с использованием приемов перевоплощения проводится с помощью этюдов на выражение основных эмоций: удивления, удовольствия, радости, печали и т. д. Предложите ребенку прослушать короткий сценарий и попросите его изобразить то, о чем в нем говорится:
♦ Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? (Важно изобразить раздумье.)
♦ Лисичка стоит у окна избушки, в которой живет Кот с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. (Постарайтесь изобразить любопытство.)
♦ Ребенок очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана вылетел голубь. (Как показать удивление?)
♦ Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний день! (Попробуйте изобразить удовольствие.)
♦ Ребенку подарили на день рождения долгожданную игрушку. Он прыгает, скачет, кружится от... (Какую эмоцию надо изобразить?)
Клубочек
❀ Эта игра полезна в группе малознакомых детей. Посадите детей в круг. Сядьте рядом с ними. Возьмите в руки клубочек и обмотайте конец нитки вокруг пальца. Задайте вопрос сидящему рядом участнику игры: «Как тебя зовут? И что ты любишь?» и передайте ему клубок. Ребенок должен взять клубок и обмотать нитку вокруг пальца, ответив на вопрос. Затем он задает свой вопрос следующему игроку и передает ему клубок. Так клубочек должен перейти по кругу от одного участника к другому и вернуться к ведущему. Таким образом, все увидят, как клубочек связывает всех участников игры в одно целое.
Рисунок «Я и мои друзья»
❀ Предложите ребенку нарисовать себя и своих друзей, используя необычные образы. Например, это будут образы рыбок, или цветочков, или других персонажей. Рисунок подобного плана позволяет определить отношение к другим. После того как ребенок нарисует, спросите, кто здесь нарисован, почему он изобразил именно этих детей? Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, кто дальше, каковы размеры фигур, каким цветом нарисован тот или иной персонаж, какой выбран образ — добрый или какой-либо иной? Интересными могут показаться ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из его друзей нарисован в виде ежа, это можно интерпретировать как то, что с ним у вашего ребенка отношения складываются сложно.
Липучка
❀ Игра направлена на развитие навыков взаимодействия и предполагает участие нескольких пар. Каждая пара детей должна взять друг друга за руку так, чтобы две руки пары были «слипшимися», а две свободны. Парам дается задание вырезать по контуру какую-либо фигурку ножницами. Дети работают свободными руками сообща. Один может держать свободной рукой лист, а другой — вырезать фигурку по контуру. Можно дать новые задания, которые надо выполнить сообща, но только свободными руками:
♦ собрать веником на совок оторванные клочки бумаги, разбросанные на полу;
♦ раскрасить картинку из раскраски разноцветными карандашами (сложнее будет выполнить это задание тому участнику, у которого свободна левая рука).
♦ налить в чашку сок или сделать бутерброд из приготовленных ингредиентов.
Ладонь в ладонь
❀ Эта игра также проводится в парах. Разделите детей на пары и предложите прижать свои ладошки к ладошкам другого. Таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, предстоит пройти по комнате, преодолевая различные препятствия: перешагивая коробки, обходя игрушки, пролезая на корточках под столом и в завершение исполнив танец под веселую музыку.
Робот
❀ Распределите роли. Один из вас должен быть роботом, другой — изобретателем. Изобретатель создал робота. Он должен проверить, как работает его робот. В комнате он прячет какую-либо игрушку. Робот может двигаться только по указанию изобретателя, который говорит: «Прямо, стоп!», «Влево, стоп!», «Вправо, стоп!». Согласно этим указаниям робот должен добраться до того места, где спрятана игрушка, и найти ее.
Тест на определение отношения ребенка к сверстникам
Симптомы проблем ребенка в общении со сверстниками можно выявить в процессе наблюдения за его поведением в ситуации совместной детской деятельности. Данный тест может помочь определить отношение ребенка к сверстникам. Прочитайте каждое утверждение. Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку, оцените соответствующее утверждение в 1 балл, если нет — 0 баллов.
1. Старается устраниться от активного участия в игре.
2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.
3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.
4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.
5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не выказывает желание быть главным в игре.
6. У него нет друзей.
7. Избегает общения с другими детьми.
8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.
9. Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.
10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.
Оценка результатов:
7-10 баллов — могут быть серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе. Необходимо помочь ребенку научиться понимать других людей и учитывать их интересы.
4-6 баллов — трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения или неуверенности в себе.
1-3 балла — трудности в общении ситуативны или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.
Автор: Надежда Лунина
Похожие статьи:
Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет
Игры со словами для детей 6-7 лет
Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!