Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Ролевые игры для дошкольников. Примеры

Коллективные ролевые игры для детей дошкольников 3-7 лет

Игры-сказки

Возраст. От трех лет.

Цель. Примерка разных социальных ролей, развитие речи, памяти; приобретение опыта публичных выступлений.

Инвентарь. Для инсценировок могут понадобиться различные предметы.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Взрослый предлагает детям поиграть в любимые сказки, помогает им распределить роли, разучить текст, запомнить сюжет. Подойдут любые известные детям сказки с довольно простым сюжетом: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и т. д.

Рекомендации. Если детей будет меньше, чем героев сказки, можно использовать игрушки или предложить одному ребенку сыграть несколько ролей.

Медведь в берлоге

Возраст. От трех лет.

Цель. Развитие речи, внимания, ловкости. Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Очерчивается игровая площадка — лес. В середину садится водящий и закрывает глаза. Это медведь. Дети встают вокруг, берутся за руки и поют:

Это кто тут спит, ребята?

Это мишка косолапый.

Вы, ребята, не шумите,

И медведя не будите,

Если он проснется,

Худо нам придется!

С последним словом водящий вскакивает и старается запятнать кого-либо из детей, пока они не выбежали из леса. Тот, кого запятнали, становится новым медведем.

Волк и зайцы

Возраст. От четырех лет.

Цель. Игра вырабатывает внимание, ловкость, быстроту реакции.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети выбирают водящего — волка, определяют места для логова волка и для домиков зайчиков. Волк заходит в свое жилище. Зайцы бегают вокруг и спрашивают: «Волк, волк, что ты делаешь?» Если волк отвечает: «Сплю», «Одеваюсь», «Делаю зарядку» и т. п., зайцы продолжают гулять. Но как только волк скажет: «Иду на охоту!», зайцам надо удирать, потому что волк бросается на них и ловит тех, кто не успел спрятаться в домик. Игру можно закончить, когда будут пойманы несколько (например, четверо) зайчиков. Новым волком становится тот, кого поймали последним.

Трифон

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие воображения, умения двигаться свободно, действовать сообща.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Участники игры встают в круг, один остается в середине. Все поют:

У дядюшки Трифона семеро (можно назвать число участников игры) детей,

Семеро детей — и все сыновья,

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят,

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, все играющие должны повторить его. После нескольких движений водящий сменяется. Новый водящий должен придумать новые движения.

Рекомендации. Желательно предлагать забавные и доступные для выполнения движения.

Курочка-Рябушечка

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие внимания, ловкости, речи.

Инвентарь. Шапка.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Курочке-Рябушечке на голову надевают шапку. По сигналу водящего (воспитателя) начинается диалог.

— Курочка-Рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-Рябушечка, за чем идешь?

— За водой.

— Курочка-Рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

При словах «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат: «Пи-пи-пи». Если курочка ловит кого-то, то она произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети на время выходят из игры. Затем выбирается новая Курочка, и игра продолжается.

Филин на охоте

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие ловкости, внимания, знакомство с птицами.

Инвентарь. Обручи.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети разыгрывают, кто будет Филином. Он уходит в свое гнездо. Оставшиеся выбирают для себя названия птиц, голосу которых хотят подражать, и расходятся по площадке. На игровой площадке нужно обозначить гнезда — места, где Филин не может пятнать птиц. Сделать это можно, например, с помощью обручей.

Ведущий (или Филин) говорит: «Филин вышел на охоту, скоро схватит он кого-то!» Сразу после слова Филин начинается охота. Тот, кого Филин запятнал, замирает и поет свою птичью песню (например, «чик-чирик!»). Если Филин угадал название птицы, пойманный становится новым Филином.

Бояре

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие ловкости, общительности.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

Вторые: «Бояре, она доктора боится».

Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои. Заканчивается игра так:

Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держатся за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет — невеста возвращается к своим.

Затем команды меняются ролями.

Рыбаки и щучки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, ловкости.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От десяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Дети разучивают слова припевки и правила игры. Выбирают двоих водящих. Это рыбаки. Остальные дети — щучки.

Содержание. Рыбаки берут друг друга за обе руки, поднимают руки вверх, образуя ворота, и напевают припевку:

Чух-чух-чух-чух,

В нашей речке много щук,

Едет дедушка Назар,

Везет щучек на базар,

Славные щучки,

Купим по штучке,

А этих и так возьмем.

Остальные дети, взявшись за руки, идут цепочкой через ворота. С последними словами припевки рыбаки опускают руки. Попавшие в сеть присоединяется к рыбакам. Они берутся за руки, и игра продолжается. Когда число рыбаков и щучек станет примерно равным, обе группы встают напротив друг друга. Рыбаки хором говорят: «Щучка, щучка, поймай меня за ручку!» Щучки бросаются на рыбаков и ловят их. Те, кого поймают последними, становятся новыми водящими, и игра продолжается.

Дедушка Мазай

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие воображения, умения свободно двигаться, приобретение навыка публичных выступлений.

Инвентарь. В ходе игры можно использовать различные предметы.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Выбирают водящего, он выходит из комнаты. Остальные загадывают, что они будут показывать, затем зовут водящего. Его встречают словами: «Здравствуй, дедушка Мазай, из корзинки вылезай!» Водящий: «Здравствуйте, детки, сладкие конфетки! Где вы были, что вы делали?» (Текст можно изменять.)

Играющие: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» — и показывают загаданное. Если водящий угадывает, то выбирает другого водящего, нет — водит дальше.

Рекомендации. Можно изображать события, известные участникам игры (реальные или взятые из книг или мультфильмов).

Дударь

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие ловкости, воображения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Выбирается водящий — Дударь. Оговариваются границы игровой зоны.

Содержание. Дети ходят вокруг Дударя и поют припевку:

Дударь, Дударь, Дударище,

Старый, старый старичище,

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Пропев эти слова, дети спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?» Дударь называет часть тела: рука, нос, колено и т. д. Он может сказать и так: «Макушка соседа». После этого все берутся за «больное» место, свое или соседа и продолжают водить хоровод вокруг Дударя, напевая ту же песню. Так продолжается несколько раз (3 — 5), до тех пор, пока Дударь не скажет: «Я здоров!» Тут все разбегаются, а Дударь начинает ловить детей. Кого схватит или запятнает, тот становится новым водящим.

Коза

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие речи, внимания, ловкости; сплочение коллектива.

Число участников. От четырех человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Все игроки стоят в кругу, один из играющих — ведущий (коза) — стоит в центре. Остальные дети ведут с ней разговор: «Коза, коза, как твои дела?»

Коза отвечает: «Хороши мои дела!»

Дети: «А скажи ты нам, коза, где сегодня ты была?»

Коза: «Я гуляла в чистом поле, хорошо было на воле!»

Дети: «А скажи ты нам, коза, что ты ела, что пила?»

Коза: «Травки я поела вволю, из ручья водицы я смогла напиться».

Дети: «А теперь скажи, коза, для чего ты к нам пришла?»

Коза: «А сюда пришла я, братцы, чтоб за вами погоняться!»

Дети убегают, коза их ловит. Тот, кого она запятнает, становится новой козой.

Воробушек

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, ловкости, памяти, общительности, знакомство с лексикой из темы «Растения». Инвентарь. Стулья (по одному для каждого участника).

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Выбирают водящего — воробушка. Остальные участники игры придумывают для себя имена — названия дерева или цветка и объявляют эти имена водящему.

Содержание. Все, кроме водящего, садятся на стулья в круг. Воробушек садится на стул в центр круга. Этот стул считается столбиком. Воробушек запевает:

Чив-чив-чив, воробушек,

Сидел, сидел на столбичке,

Слетел, слетел воробушек —

На... (тут водящий называет игровое имя любого участника) ...рябину!

Теперь эту же песенку поет тот, кто назвался рябиной:

Чив-чив-чив, воробушек,

Сидел, сидел на столбичке,

Слетел, слетел воробушек —

На... подсолнух!

Песенку поет подсолнух. И так до тех пор, пока кто-нибудь не пропоет «...на столбичек!». Тут все участники должны поменяться местами, в том числе и воробушек. Можно садиться на любой стул, кроме «столбика». Оставшийся без места становится новым воробушком.

Чижик

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие ловкости, памяти, общительности.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Дети разучивают слова песни и выбирают водящего — чижика.

Содержание. Все играющие берутся за руки и становятся в круг. Чижик сидит на корточках в центре. Он подпрыгивает и взмахивает руками, как будто пытается взлететь. Дети ходят вокруг чижика и поют:

Чижик, чиж, милашечка,

Маленькая пташечка!

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Со словами «На ноги поставили», дети подходят к чижику, поднимают его и ставят на ноги. Затем дети отходят на свои места, пляшут и поют:

Ну-ка, ну-ка не стоять,

Надо русского плясать... (3 раза)

Затем дети перестают плясать и обращаются к чижику:

Мы плясали, мы устали,

Стали чижика просить.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь (последние две строки — 2 раза).

На последних словах дети хлопают в ладоши, водящий подходит к кому-нибудь и кланяется. Тот, кому поклонился чижик, становится новым водящим.

У медведя во бору

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие ловкости, внимания, находчивости, воображения.

Число участников. От пяти человек.

Инвентарь. Не нужен.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Выбирается водящий — медведь. Он отворачивается или закрывает глаза, все остальные дети ходят около него и поют: «У медведя во бору грибы ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит». На последних словах медведь просыпается и старается кого-нибудь догнать.

Если медведь ловит (пятнает) одного ребенка, то этот ребенок становится новым медведем, а если нескольких детей, то им дают творческое задание (спеть, сплясать, что-нибудь изобразить и т. д.).

Летели две птички

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие музыкальных способностей, разучивание танцевальных движений, сплочение коллектива. Число участников. От десяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Выбирают двух детей на роль птичек. Они встают в центр круга, остальные ходят хороводом, держась за руки, и поют песню:

Две летели птички, ростом невелички.

Припев:

Тут и роза, тут и нет, тут и алый неясный цвет.

Тут и осень и зима заморозила меня.

 

Как они летели, все люди глядели.

Припев

Как они садились, все люди дивились.

Припев

Как они вставали, все люди махали.

Припев

Как они прощались, крепко обнимались.

Припев

Птички выполняют движения, перечисленные в песне: летают, садятся, встают, обнимаются.

Почта

Возраст. От шести лет.

Цель. Сплочение коллектива, тренировка актерских способностей.

Число участников. От пяти человек.

Инвентарь. Фанты.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Игроки выбирают ведущего. Между ним и остальными участниками игры начинается разговор:

Ведущий: «Тук-тук-тук».

Дети: «Кто там?»

Ведущий: «Почта».

Дети: «Откуда?»

Ведущий: «Из Москвы (любой другой город).

Дети: «А что там делают? »

Ведущий: «Песни поют» (стихи читают, пироги пекут, смеются, плавают, в футбол играют, мяукают и т. д.).

Все играющие должны изобразить эти действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются. После того как ведущий назвал пять-шесть городов, его можно поменять.

Похожие статьи:

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!