Игры на развитие наблюдательности у дошкольников 1-3 лет
Игры, развивающие наблюдательность у детей раннего возраста
Посмотри-ка, что там?
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность.
Возраст: для детей от 1 года.
Покажите малышу прозрачную игрушку с прорезью (например, пластиковую бутылку). Опустите в прорезь шарик.
Обратите его внимание на то, как падает шарик. Дети всегда с удовольствием следят за тем, как падают предметы.
Вложите в ручку малыша другой шарик и помогите протолкнуть его в отверстие.
Объясняйте ему то, что он видит и делает. Через несколько месяцев малыш научится играть самостоятельно.
Ловись, рыбка!
Назначение: Игра развивает координацию движений.
Возраст: для детей от 2 лет.
Для игры понадобятся удочка с магнитом вместо крючка и пластмассовые рыбки с металлическими вставками.
В прозрачную, наполненную водой банку или аквариум опустите рыбок. Покажите ребенку, как поймать рыбку, подведя удочку поближе к ней.
Спрашивайте, какого цвета пойманная рыбка, сколько рыбок он поймал.
Устройте конкурс «Самый удачливый рыболов». Пусть ребенок посоревнуется со своей любимой игрушкой.
Дай колечко!
Назначение: Эта игра развивает сообразительность, координацию движений, мелкую моторику и стремление достичь цели.
Возраст: для детей от 1 года.
Купите пластмассовую пирамидку со стержнем диаметром 1-1,5 см и широкими разноцветными кольцами.
Соберите пирамидку вместе с малышом. Говорите: «Дай мне колечко!»
Собирайте так, чтобы большие кольца оказались снизу и сверху, а маленькие — посередине, чтобы пирамидку можно было катать.
Потрясите пирамидку — колечки загремят.
Разбирая пирамидку, попросите малыша снять 1-2 кольца.
Рамки и вкладыши
Назначение: Рамки-вкладыши развивают координацию, мелкую моторику рук, формируют целостное восприятие предметов, любознательность.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Вам понадобятся рамки с вкладышами в виде геометрических фигур. Это могут быть круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и т. д.
Разложите вкладыши на ровной поверхности и показывайте их малышу, называя каждую фигуру. Дайте фигурки ему в руки, чтобы он их рассмотрел и потрогал.
Помогите сложить фигурки в коробочку, а потом высыпать.
На листе бумаги обведите контуры фигур карандашом, заштрихуйте полученные изображения, составляйте различные комбинации фигур. Пусть малыш наблюдает, что вы делаете, и пытается повторить ваши действия.
А теперь — очень трудное задание. Предложите малышу подобрать похожие фигуры.
Сухой пальчиковый бассейн
Назначение: Игра развивает зрение (малышам приходится следить глазами за движущимися предметами), тактильные ощущения и исследовательский интерес.
Возраст: для детей от 1,5 лет.
Насыпьте в небольшие прозрачные пластмассовые бутылки гречневую крупу фасоль, горох и т. д.
Теперь позвольте малышу исследовать, чем наполнены бутылки. В глубокие миски насыпьте разные крупы и поставьте их перед ребенком. Пусть малыш потрогает крупу, запустит ручки поглубже — дайте ему полную свободу. Важно, чтобы ручки были сухими.
Заводные игрушки
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, внимание и познавательные способности.
Возраст: для детей от 1,5 лет.
Покажите, как запускать юлу, заставить двигаться заводного петушка или машинку.
Рассказывайте: «Видишь, петушок клюет зернышки», «Паровозик гудит — „ту-ту!"», «Машинка едет — „би- би!"»
Спрашивайте малыша: «Как гудит паровозик?», «Что говорит курочка?» и т. д.
Малыши с удовольствием следят, как двигаются игрушки, стремятся их поймать.
Матрешки
Назначение: Игры с матрешками развивают мелкую моторику, координацию, познавательные способности.
Возраст: для детей от 2 лет.
Дайте малышу собранную матрешку. Погремите матрешкой, показывая ребенку что внутри что-то есть.
Покажите, как открывается первая матрешка.
Предложите маленькому исследователю открыть все следующие.
Спрашивайте, осталось ли еще что-нибудь внутри, и предлагайте потрясти матрешку, чтобы убедиться.
Составьте матрешек в ряд. Обратите внимание ребенка на то, что они все и одинаковые (по цвету, по форме), и разные (по росту). «Вот эта большая, эта — меньше, эта — совсем маленькая».
Перемешав матрешек, попросите малыша расставить их по росту.
Покажите ребенку, как вкладывать одну матрешку в другую.
Шарики на стержнях
Назначение: Игра развивает мышление, память, цветоразличение, мелкую моторику.
Возраст: для детей от 2 лет.
Снимите один шарик и бросьте его в приготовленное ведерко так, чтобы раздался громкий звук: «Слышал? Шарик стукнулся: бах!»
Попросите ребенка снять один шарик и бросить в ведерко, затем — другой. Следите, чтобы он снимал шарики по одному.
Предложите надеть шарики на стержень: «Давай наденем шарик на палочку. Раз! Бери еще один. Два!»
Предлагайте малышу выбирать и нанизывать шарики определенного цвета: «Возьми зеленый шарик. Надень красный шарик».
Фонарик
Назначение: Игра развивает исследовательскую деятельность, мелкую моторику, фантазию.
Возраст: для детей от 2 лет.
Покажите малышу, как включить фонарик. Предложите ему сделать это самому.
Включите фонарик в полутемном помещении, направьте луч света на потолок, на стены.
Попросите малыша посветить на определенные предметы. Таким образом вы выясните, запомнил ли малыш эти слова.
Забравшись вместе с малышом под плотное покрывало, при свете фонарика расскажите сказку. Дети очень любят такие «приключения».
Паззлы
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, усидчивость, концентрацию зрительного внимания.
Возраст: для детей от 2 лет.
Первые разборные картинки должны состоять из 2-4 элементов.
Разберите паззл. Предложите малышу помочь вам, пользуясь большим, указательным и средним пальчиками.
Паззл может состоять из фрагментов, различных по форме и размеру. Дайте посмотреть крохе самую большую и самую маленькую детали.
Составьте картинку, предложите малышу вставить последний паззл самостоятельно.
Не забудьте похвалить малыша за ловкость и настойчивость.
Вершки и корешки
Назначение: Игра развивает логическое мышление, память.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Малыш пришел посмотреть, что вы делаете на кухне? Воспользуйтесь этим и познакомьте ребенка с обобщающими понятиями: «Это фрукты: яблоки, груши».
Вспомните сказку «Вершки и корешки». Рассмотрите, где у овощей вершки, а где — корешки. Разделите продукты на две группы: со съедобными и несъедобными корешками.
Чтобы малыш правильно употреблял предлоги, спросите его: «Где морковка?» — «В холодильнике», «Где яблоки?» — «На столе» и т. д.
Попросите найти маленькие и большие, круглые и продолговатые продукты.
Попросите распределить продукты по цвету, например, найти все зеленые фрукты.
Солнечные зайчики
Назначение: Игра развлекает ребенка, заставляет его подвигаться, способствует развитию мышления.
Возраст: для детей от 1 года.
В эту веселую игру можно поиграть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол.
Предложите малышу поймать зайчика. Подождите, пока малыш не коснется его рукой, и быстро переместите зеркальце.
Дайте зеркальце в руки малышу и пустите солнечный зайчик. Слегка передвигая рукой малыша, дайте ему почувствовать, что передвижение зайчика зависит от его движений. Пусть малыш поиграет самостоятельно.
Прочитайте малышу стихотворение:
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Мы зовем их —
Не идут.
Были тут —
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там — и нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не нашли?
И. Бродский
Какой игрушки не хватает?
Назначение: Игра развивает наблюдательность и память.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Разложите перед ребенком 5-6 игрушек. Пусть малыш рассматривает их в течение минуты, затем попросите его отвернуться.
Уберите одну или две игрушки, остальные переставьте.
Попросите малыша сказать, какой игрушки не хватает.
Больше—меньше
Назначение: Эта игра развивает познавательные навыки, глазомер, мелкую моторику.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Предложите малышу поиграть с разноцветными формочками. Покажите самую большую и самую маленькую формочку: «Видишь, эта — самая большая формочка, эта поменьше. Она помещается в самую большую. А эта — самая маленькая формочка. Она входит во все остальные».
Попросите ребенка повторить ваши действия.
Расставьте формочки по порядку, снова покажите самую маленькую и самую большую. Начните складывать их, а последнюю предложите вложить малышу.
Начав игру с четырех формочек, постепенно увеличивайте их количество.
Переверните формочки вверх дном и постройте из них башню. Учите малыша возводить сооружения, постепенно увеличивая количество деталей.
В формочки можно складывать мелкие предметы (пуговицы, фасоль и т. д.), а затем вынимать их по одному двумя пальчиками,
Запутывалка
Назначение: Игра развивает координацию, внимание.
Возраст: для детей от 2 лет.
Скажите ребенку, что будете называть части тела, а он должен до них дотронуться. Предупредите, что нужно быть очень внимательным.
Произнесите: «Ухо!» — и дотроньтесь до уха.
Когда малыш решит, что ничего сложного в игре нет и он все знает, сделайте «ошибку», например, скажите: «Нос!», а дотроньтесь до уха. Ребенок будет в восторге! Теперь его задача — не сбиться.
Изучаем цвета
Назначение: Игра развивает познавательные навыки, формирует представления об основных цветах и сообразительность ребенка.
Возраст: для детей от 1,5 лет.
Для игры используйте крупные бусинки, пуговицы, кубики, маленькие мячики.
Возьмите четыре одинаковых по размеру мисочки красного, зеленого, синего и желтого цветов. В отдельной емкости смешайте разноцветные, но одинаковые по форме предметы.
Сначала предложите малышу в желтую миску положить желтую бусинку.
Покажите малышу другие предметы желтого цвета.
Когда малыш запомнит и безошибочно найдет все предметы желтого цвета, переходите к изучению следующего цвета.
Похожие статьи:
Игры на сенсорное развитие для детей 1-2 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!