Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие логического мышления для детей дошкольников 5-6-7 лет

Игры, развивающие логическое, образное мышление и речь у детей старшего дошкольного возраста

Ложка к тарелке

Цель: развиваем логическое мышление, внимание, аналитические способности.

Эта игра требует определенных приготовлений.

Просмотрите выбранные вами картинки и выберите те, на которых изображены предметы, схожие по форме, материалу, из которого они изготовлены, или по другим параметрам. Затем из картона вырежьте около 30 прямоугольников размером 5 см в ширину и 10 см в длину. Возможны и другие варианты, все зависит от размера картинок, которые вы выбрали. Далее необходимо вырезать картинки и с помощью клея наклеить по 2 штуки на картон. Теперь материал для игры полностью готов.

Игра в некоторой степени напоминает домино, так как заготовленные карточки должны выстраиваться по тому же принципу. В отличие от домино правила здесь менее строгие.

В начале игры необходимо раздать всем участникам игры по 6 карточек. Если некоторое количество карточек осталось, их нужно отложить: эти карточки можно будет брать тогда, когда закончатся те, которые были розданы.

Выбирается участник, делающий первый ход, и определяется порядок игры. Когда первая карточка окажется на столе, следующий по очереди участник должен найти в своих карточках те картинки, которые могли бы логически или практически иметь с ней что-то общее. Например, если на первой карточке нарисованы дерево и поле пшеницы, то к ним логически могут подойти изображения книжки (так как бумага изготавливается из дерева) и хлеба (так как его пекут из пшеничной муки).

Если очередной участник не может найти у себя подходящую картинку, то ход переходит к следующему игроку.

Главное в этой игре, чтобы дети научились находить логические связи между предметами и умели их объяснить.

Материалы для игры: различные картинки небольших размеров (около 60 штук), картон, клей, ножницы.

Поход в гости

Цель: развиваем внимание, аналитические способности, творческое мышление.

Перед началом игры необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники играют роль основной части дома, треугольники - роль крыши). К этому занятию можно привлечь и самого ребенка. Рядом разложите картинки с изображением животных. В нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, еж.

После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо выяснить, где же они живут. Затем обратите внимание на домики, которые вы вместе выложили на столе, и картинки животных. Попросите ребенка подумать, в каких домиках могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он затрудняется и не может найти правильного решения, помогите ему наводящими вопросами.

В этой игре, как и в предыдущей, важно, чтобы ваш ребенок научился логически рассуждать.

Материалы и наглядные пособия для игры: несколько чистых листов бумаги (можно цветной), карточки с изображением различных животных или сказочных персонажей (они должны заметно отличаться по размеру) и ножницы.

Остров

Цель: развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности.

Эта игра является разновидностью популярной игры «Морской бой». В ней также должны участвовать 2 человека. Каждый участник игры получает чистый лист и рисует на нем квадрат следующих размеров: б клеток в длину и б клеток в ширину. Это будет таинственный остров.

Каждый игрок должен спрятать на этом острове свои сокровища в сундуках. Их роль будут играть прямоугольники, состоящие из 2 клеток. Таких сундуков может быть около 5.

Рядом со своим квадратом нужно нарисовать еще один, но его не надо заполнять, это будет остров противника. На этом квадрате нужно будет отмечать все найденные сундуки соперника. Затем на 2 квадратах с левой стороны у каждой клеточки необходимо написать цифры от 1 до 6, сверху — буквы от «А» до «Е». Это будут координаты острова, по которым нужно искать сокровища.

Когда игроки совершат все приготовления, можно начинать игру. Игроки должны сесть так, чтобы не было возможности заглянуть в карту острова соперника. Затем, называя определенные координаты (например «А5» или «ДЗ»), игроки должны постепенно обнаружить все сокровища своего соперника.

Победителем окажется тот, кто быстрее найдет весь клад другого игрока.

Материалы для игры: два чистых листа бумаги в клеточку и карандаши.

Сканворд

Цель: расширяем словарный запас, развиваем внимание, умение концентрироваться, аналитическое мышление.

В этой игре ребенок должен попробовать самостоятельно составить сканворд. Перед тем как начать игру, вам нужно нарисовать основу для сканворда, в которую будут вписываться слова. Затем вы можете пригласить ребенка и объяснить ему задание. Оно заключается в следующем: малыш должен вписать свои слова в основу, чтобы получился настоящий сканворд. При этом слова, которые он вписывает, должны быть ему знакомы. Рядом ему нужно будет написать определение к ним или вопрос. Для первых игр нужно выбирать небольшой сканворд, состоящий из 5-10 слов. Впоследствии можно увеличивать их количество.

Если в игре участвует несколько человек, то после его составления всем можно обменяться сканвордами и заняться их разгадыванием.

Материалы для игры: чистый лист бумаги в клеточку, карандаш.

Магический квадрат

Цель: развиваем внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас.

В этой игре может участвовать неограниченное количество игроков, но идеально участие 3 человек.

На чистом листе бумаги нужно начертить квадрат размером б б клеток. Затем в третьем или четвертом ряду нужно написать слово из б букв, например, собака. Затем первый участник должен подписать к этому слову 1 букву, чтобы получилось новое слово. Например, подписав букву «К» к букве «О», можно получить слово сок. Следующий участник должен получить новое слово, прибавив еще 1 букву и т. д. В этой игре нельзя использовать имена собственные или названия городов. Случайно образовавшиеся слова не считаются.

Проигравшим в этой игре окажется тот, кто не сможет придумать очередного слова.

Если количество участников больше 3 человек, то по кругу можно пустить несколько квадратов. Размеры квадрата могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Материалы для игры: чистый листок бумаги в клетку и карандаши.

Электрификация

Цель: расширяем словарный запас, развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться.

Правила этой игры заключаются в следующем: участниками выбирается длинное слово, например электрификация. Затем засекается определенное время, за которое участники игры должны составить как можно больше новых слов из заданного (из выбранного нами слова можно составить слова тир, риф, акция, лекция и т. д.).

Победителем считается тот, кто составит самое большое количество слов.

Материалы для игры: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Цветочки

Цель: развиваем мышление, словарный запас.

В начале игры все садятся в круг, выбирается определенная тема (например цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры должны вспомнить все, что можно причислить к этой теме.

Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например тюльпан). Следующий за ним участник должен вспомнить название цветка, которое должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (например незабудка). Следующий игрок тоже должен назвать цветок, название которого начинается с буквы «а» (например астра) и т. д.

В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.

Материалы для игры: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Придумай фразу

Цель: развиваем внимание, мышление, пополняем словарный запас.

Эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей, которые не могут участвовать в подвижных играх.

Суть этой игры - составление фразы. Ее можно составлять как из коротких слов, так и из букв номеров машин (этот вариант подходит для игр в дороге). Например, из слова «ток» можно составить следующие предложение: «Таня отмывает коридор». Из букв номера машины «мосо» можно составить такое предложение: «Моряки отплывали с острова».

Из одного слова можно составить несколько предложений. Победителем считается тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное, чтобы предложения были смысловыми и грамотными.

Материалы для игры: чистый лист бумаги, карандаш.

Заколдованные имена

Цель: развиваем внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас, учимся выделять первую букву.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, то эту игру нужно проводить с помощью карточек. Для этого вам нужно подобрать карточки с изображением тех предметов, из первых букв которых можно сложить какое-нибудь имя. Например, имя «Оля» можно составить, используя карточки со следующими картинками: облако, лыжи, яблоко. Вы должны разложить эти карточки в таком же порядке. Ребенок должен назвать, что на этих картинках изображено, выделить в этих словах первую букву и составить из них новое слово. Если ребенок уже умеет читать, то эти слова вы можете выписать на листочке, он должен их прочитать, а затем выполнить те же задания.

Материалы для игры: чистый лист бумаги, карандаш, картинки с изображением различных предметов.

Вкусная арифметика

Цель: развиваем аналитические способности, внимание.

В игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты. Затем по очереди каждый игрок может взять из общей кучи 1, 2 или 3 конфеты. Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5,9 или 13 конфет. В этом случае, сколько бы ваш соперник ни взял конфет, ему все равно достанется последняя.

Материалы для игры: конфеты.

Буквенный лабиринт

Цель: развиваем аналитические способности, наблюдательность, память, расширяем словарный запас.

На листе бумаги рисуется квадрат размером 6 х 6 клеток. Затем в каждой клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке.

Суть этой игры состоит в том, чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении. Движение по диагонали тоже возможно. Главное, чтобы направление движения не нарушалось. Не принимаются имена собственные и названия городов. Проигравшим считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.

Материалы для игры: чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.

Похожие буквы

Цель: развиваем мышление, внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас.

Откройте выбранный вами рассказ, прочитайте его, попросите вашего малыша пересказать его. Затем сообщите ребенку, что сейчас вам предстоит искать общие буквы в разных словах из этого рассказа.

Выберите 2 слова, в которых можно найти общие буквы, и попросите ребенка найти и показать их.

После того как будет выполнено это упражнение, можно переходить к следующему. Его можно проводить как в письменном варианте, так и в устном. Придумайте слово, которое будет у вас ключевым. Выберите несколько букв, которые вы будете считать общими и станете искать в других словах. Например: в качестве ключевого слова вы выбрали слово «лошадка» и решили, что общими буквами будут «а», «о» и «к». В данном случае можно назвать следующие слова: «корзина», «корова», «комната» и т. д.

Материалы для игры: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры. Небольшой рассказ или просто набор слов, в которых есть общие буквы.

Количество общих букв надо увеличивать постепенно, начиная с одной буквы.

Если малыш затрудняется в поиске слов, предложите ему свое — пусть он назовет общие буквы.

Шпионские игры

Цель: развиваем внимание, мышление, аналитические способности, воображение, творческое мышление.

Эта игра рассчитана на несколько участников, хотя ее можно проводить и с одним ребенком.

Сначала нужно распределить роли шпионов и шифровальщика (если вы играете с ребенком вдвоем, то роль шпиона играет ваш малыш). Затем шифровальщик придумывает какое-нибудь слово. Чистый лист бумаги разрезается на определенное количество частей, соответствующее количеству букв в слове. На каждый лист шифровальщик записывает по одной букве из задуманного им слова, сворачивает эти бумажки и прячет их по разным местам. Все шпионы в этот момент находятся в другой комнате.

Цель шпионов — найти бумажки с буквами и составить из них слово пароля. Во время поисков шифровальщик может мешать и запутывать шпионов.

Вместо букв можно выписать слова из известной пословицы или поговорки, строчки из знакомого им стихотворения.

Победителем в этой игре считается тот, кто быстрее всех обнаружит все листочки и составит пароль.

Материалы для игры: чистый лист бумаги, карандаш, ножницы.

Как меня зовут?

Цель: развиваем аналитические и логические способности, внимание.

Это групповая игра, и в самом ее начале выбирается водящий. Он должен уйти в другую комнату или закрыть уши. В это время остальные участники должны загадать какого-то известного человека или сказочный персонаж. Когда водящий вернется, он должен, задавая наводящие вопросы, догадаться, о ком идет речь.

Примерные вопросы:

- Это животное?

- Это человек?

- Он добрый? и т. д.

«Самолет пролетел над бегемотом»

Цель: развиваем мышление, внимание, память, аналитические способности, образное мышление.

В процессе этой игры проводятся ассоциации, связывающие далекие по смыслу слова. Так, например, если в качестве первоначальных даются слова «самолет» и «бегемот», из них можно составить следующее предложение: «Самолет пролетел над бегемотом».

Для ребят постарше это упражнение можно значительно усложнить. Слова выписываются в 2 столбика напротив друг друга. Цель ребенка - запомнить слова из первого столбика за счет ассоциаций со словами из второго, на изучение слов ребенку дается от 10 до 15 минут. Затем вы оставляете ему список слов из второго столбика, а он должен вспомнить и назвать все слова из первого столбика.

Материалы для игры: чистый лист бумаги, карандаш.

Чтобы ребенок не схитрил и просто не выучил один ив столбиков слов, нужно сделать следующее: во-первых, сразу не говорите, какой именно столбик слов вы попросите его вспомнить. Во-вторых, попросите его все ассоциации произносить вслух.

Начинать эту игру нужно с нескольких слов, постепенно увеличивая их количество.

Пословицы и поговорки

Цель: развиваем творческие способности, внимание, наблюдательность.

Для участия в этой игре ребенок должен хорошо читать. Есть несколько вариантов ее проведения: во-первых, вы с ребенком можете вместе почитать пословицы и поговорки, а затем, совмещая начало и конец из разных поговорок, составить из них свои. Главное, чтобы в них заключался определенный смысл, хотя бессмысленные поговорки тоже полезны, так как они поднимают настроение.

Во-вторых, вы сами составляете смешные поговорки. В этом случае цель ребенка - определить, из какой поговорки взята та или иная часть новой пословицы.

Материалы для игры: книга с пословицами и поговорками.

Рассказ по алфавиту

Цель: развиваем внимание, умение сосредоточиться, логическое и творческое мышление.

Суть этой игры состоит в том, чтобы написать рассказ, слова которого должны начинаться с заданных букв. До начала игры вы должны решить, какое слово или набор букв вы будете использовать. Если это слово, то оно должно состоять, как минимум, из 10 букв. Кроме того, можно использовать алфавит в прямом и обратном порядке. Затем выделяется определенное время, за которое необходимо составить рассказ (5-10 минут). По истечении этого времени ваш ребенок должен сочинить рассказ.

Для детей дошкольного возраста эту игру можно проводить устно, используя карточки с буквами алфавита. В этом случае можно оказывать значительную помощь. Вы можете вместе придумывать слова на заданные буквы и пытаться соединить их в предложения.

Материалы для игры: чистый лист бумаги и карандаш.

Мое будущее

Цель: развиваем воображение, внимание, художественные и аналитические способности, умение высказывать свою точку зрения.

Каждому участнику игры раздаются листы бумаги и карандаш. Ребятам необходимо нарисовать себя в настоящее время и в будущем. На это задание дается около 10 минут. Затем работы отдаются ведущему. Он их перемешивает и достает один из рисунков. Дети должны постараться угадать, кто на нем изображен (сколько лет этому человеку, чем он занимается, что на нем надето и т. д.). В идеальном варианте они должны сочинить целую историю об этом человеке и угадать, кто нарисовал этот рисунок. При этом его автор активно принимает участие в обсуждении и не выявляет своего авторства.

Материалы для игры: по 2 листа чистой бумаги и карандаш на каждого участника игры.

Аленький цветочек

Цель: развиваем внимание, аналитические способности, образное мышление, воображение.

Суть этой игры - собрать как можно быстрее из камешков задуманную картинку.

В начале игры вы определяете, какую картинку вы будете собирать и сколько именно камешков нужно в ней использовать. Затем вы решаете, кто делает первый ход, и начинаете игру. Для этого вам и понадобится кубик, так как выпавшее на нем число будет означать то, сколько камешков вы можете использовать в своем рисунке. Игра продолжается до тех пор, пока кто- то из участников первым не соберет свою картинку. Затем начинается новый раунд, придумывается новая картинка, и игра начинается заново.

Материалы для игры: 20-30 маленьких камешков или пуговиц для каждого игрока, кубик с цифрами.

Облака - белогривые лошадки

Цель: развиваем образное мышление, внимание, умение сосредоточиться, восприятие формы и качеств предмета, аналитические способности.

Эта игра не только развивает самые разнообразные качества у ребенка, но и способствует созданию хорошего настроения и оптимистическому взгляду на окружающий мир.

Главное условие проведения этой игры - наличие облаков на небе. Если она проводится на свежем воздухе, важно, чтобы не было дождя.

Суть игры - поиск облаков интересной формы. Тот, кто первый обнаружил такое облако, должен показать его и рассказать, на что оно похоже и какие ассоциации оно вызывает. В идеальном варианте участник должен придумать целую историю об этом предмете или персонаже, на который похоже облако.

Эта игра станет еще и познавательной, если во время поиска тучек интересной формы вы будете рассказывать вашему ребенку об их разновидностях.

Закорючки

Цель: развиваем внимание, усидчивость, творческие способности.

Дайте каждому игроку чистый лист бумаги и карандаш и предложите нарисовать какую-нибудь закорючку в центре листа. Можно нарисовать и несколько закорючек, все зависит от желания игроков. Затем все должны поменяться друг с другом своими листочками. Теперь каждый участник игры должен посмотреть на закорючки, нарисованные другим человеком, и представить, как их можно дорисовать, чтобы они превратились в какой-нибудь рисунок. Важно, чтобы все линии предыдущего игрока сохранились и были задействованы в будущем рисунке. Это может быть и изображение животного, и портрет человека, и пейзаж. Главное — проявить свою фантазию и образное мышление.

После того как ребята дорисуют свои картины, можно устроить конкурс на самые интересные и необычные.

Материалы для игры: чистый листок бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Изобрази-ка

Цель: развиваем внимание, образное и логическое мышление, аналитические способности.

В начале игры выберите тему героев которой вы будете изображать. Это могут быть животные, представители различных профессий, цветы и т. д. Затем вы выбираете ведущего, который будет пытаться изобразить первый персонаж. Объяснять что-то словами нельзя. Можно использовать жесты и (или) звуки, которые мог бы издавать этот персонаж. Остальные участники должны угадать задуманного героя.

Если ребята затрудняются и никто не может угадать, ведущий может подсказать первую букву его имени или названия.

Тот участник, который первым узнает задуманный персонаж, становится ведущим. Теперь он загадывает и показывает новый персонаж.

Расскажи о картине

Цель: развиваем внимание, воображение, творческие способности.

Расскажите вашему ребенку, что сейчас ему предстоит нарисовать картину, но делать он это будет самым необычным способом — без красок и карандашей.

Затем попросите его закрыть глаза и мысленно представить ту картину, которую он хотел бы нарисовать. Теперь предложите ему попробовать описать ее словами, начиная с самого центрального персонажа и постепенно переходя к более мелким деталям. Если он затрудняется, помогайте ему наводящими вопросами, уточняйте цвет и форму тех предметов, которые ваш ребенок называет.

Юные поэты

Цель: развиваем образное мышление, внимание, творческие способности.

Эта игра требует определенных навыков, поэтому с ней могут справиться только дети старшего возраста. Перед началом игры вам нужно придумать несколько рифм (например, елки - иголки, ночь - прочь и т. д.). Какому участнику игры необходимо дать чистый листок бумаги и карандаш, предложить одну из заготовленных рифм и объяснить, что те слова, которые были предложены, должны находиться в конце каждой фразы. После этого вы вместе решаете, за какой промежуток времени все участники должны справиться с этим заданием, и ребята приступают к работе.

Вариант четверостишия:

Просыпались утром елки,

Расправляли все иголки,

Провожали птицу-ночь –

Улетала птица прочь.

Победителем в этой игре будет тот, кто сочинит самое интересное и красивое стихотворение.

Мы сочиняем сказку

Цель: развиваем мышление, воображение и творческие способности.

Придумайте сами начало сказки, предложите его детям и попросите их продолжить сказку. Чтобы детям было легче, можно сочинить сказку, используя картинки.

Наглядные пособия для игры: любые картинки, например карточки из детского лото.

Юные клипмейкеры

Цель: развиваем образное мышление, память, внимание, творческие способности.

Сядьте поудобнее и прочитайте (или вспомните) выбранную вами сказку. Затем предложите вашему ребенку представить, что сейчас вы вместе с ним будете играть роль клипмейкеров и вам нужно снять клип на прочитанную сказку. Для этого вам необходимо хорошо знать сюжет этого произведения. Проанализируйте сказку и перечислите всех героев и все ключевые события. Затем попросите ребенка подробно описать внешний вид главных и второстепенных героев. В идеальном варианте лучше их нарисовать. После этого переходите к подробному описанию обстановки, отдельных сцен.

Когда вы закончите словесное описание сказки, попросите ребенка нарисовать несколько рисунков, которые будут фиксировать ключевые моменты прочитанного произведения.

Материалы для игры: сказка или рассказ (можно использовать как знакомые, так и незнакомые).

Фигуры из палочек

Цель: развиваем логику, мышление, внимание.

Взрослый высыпает на стол счетные палочки разного цвета, но одинаковой длины и просит детей сложить какую-нибудь фигуру, например домик. Дети по очереди берут по одной палочке и кладут их так, чтобы в итоге получилась заданная фигура. Первоначально, когда дети не очень хорошо усвоили игру, можно позволять им использовать разные по цвету палочки независимо от того, какая часть фигуры выкладывается.

Далее для усложнения игры можно попросить детей для построения разных частей фигуры использовать палочки разного цвета. Например, сам домик может быть выложен из палочек синего цвета, крыша - из палочек голубого цвета, окошко - из палочек белого цвета, дверь - из палочек красного цвета и т.д.

Важно, чтобы все дети принимали участие в игре. И если кто-то из них ошибается, то исправление ошибок должно контролироваться взрослым так, чтобы ребенку не было обидно или стыдно, а наоборот, исправление ошибок должно проходить в веселой игровой атмосфере.

Материалы для игры: счетные палочки.

Игра проводится под непосредственным наблюдением взрослого, и, если он видит, что кто-то из детей кладет счетную палочку так, что рисунок получается нелогичным, то он должен попросить других детей исправить ошибку. После этого ребенок, который совершил ошибку, делает еще одну попытку.

Первоначально можно прилагать детям выкладывать самые простые фигуры (домик, цветок, снежинку), а затем следует давать задания выложить фигуры более сложные по цветовой гамме и по форме, например, самолет, кораблик, кошечку, собачку. Если детям поначалу будет сложно, то можно показать ту или иную фигуру на картинке, а потом выложить ее из палочек.

Охарактеризуй логично

Цель: развиваем логику, память, внимание, речь.

Взрослый называет какой-либо предмет, например, мяч, а дети дают ему характеристику. При этом каждый ребенок, соблюдая очередность, называет по одной характерной черте. Если дети еще могут дать какую-либо характеристику предмету, то они поднимают руку. Тот, кто первым поднял, тот и отвечает.

Игра продолжается до тех пор, пока все характеристики не будут названы. В итоге побеждает тот, кто последним верно охарактеризует предмет Если дети называют ту характеристику предмета, которая не соответствует логике, этот ответ не засчитывается и очередь для ответа переходит к следующему игроку.

Материалы для игры:

- Молоко: холодное, белое, кипяченое, коровье, козье, прокисшее, теплое, сухое, жирное, обезжиренное, питательное, цельное.

- Цветок: белый, красный, желтый, большой, маленький, душистый, высокий, комнатный.

- Лес: зеленый, осенний, лиственный, сосновый, весенний, зимний, густой, темный, заколдованный, нарисованный, русский, березовый.

- Друг: добрый, старый, новый, надежный, лучший, преданный, забытый, единственный.

- Картина: большая, новая, необычная, красочная, яркая, известная, неизвестная, монументальная.

- Кино: интересное, новое, увлекательное, страшное, длинное, смешное, комедийное.

Для продолжения игры взрослый должен предлагать такие слова, характеристики к которым будет очень трудно подобрать или их немного. Например, радио, очки, кастрюля, ведро, мышь и т. д.

Если взрослый знает еще какие-то характеристики, которые дети не назвали, то в ходе игры он сам называет их и таким образом расширяет детский кругозор.

Я поэт

Цель: развиваем логику, мышление, умение переставлять слова и сохранять при этом смысл текста, расширяем словарный запас.

Взрослый дает какому ребенку по листку. Задача детей - переставить или заменить в них некоторые слова так, чтобы по смыслу стихотворение оказалось логически правильным и все рифмы совпадали. Можно установить на это определенное время, но не менее 5 минут.

Можно предложить детям выполнить задание на скорость: кто быстрее, тот и поэт. Допускается введение смешных слов, чтобы стихотворение получилось более веселым.

Материалы для игры: отдельные листы бумаги, на которых написаны стихи с нарушенной логикой.

Рак

Эти грозные доспехи

Рак надел не для потехи.

Весь покрыт щитками лат,

От усов до самых пят.

Он боец, зачинщик драк,

Перед ним пасует враг.

Лягушонок

Раз уж сделали болото,

В нем, как водится, - смотри! –

Поселился, квакнув громко,

Лягушонок Раз-Два-Три.

Раз — рисуем мы кружок.

Сверху будет рожица.

Дуги ровные, глазок...

Что ж, неплохо смотрится!

Два — от туловища лапки

В стороны топорщатся.

Три - на лапках перепонки,

Растянулась кожица!

Кит

Словно остров, кит плывет

По тетради нашей.

У него огромный рот,

Но не ест он каши.

Ловит рыбок и рачков

В море-океане

И купает всех подряд

Он в своем фонтане.

Слон

Смотрим сзади на слона:

Ноги, хобот, голова.

Не из мухи он, поверь,

Лопоухий этот зверь!

Поросенок

Нарисуем пятачок,

Ротик - маленький крючок.

Пару глаз, еще два круга,

Поместим их друг на друга.

Не забудем и про ушки,

Их рисуем на макушке.

Ножки, а на них - копытца.

Кто же должен получиться?

Славный розовый ребенок,

Симпатичный поросенок!

Мышка

Мышка под полом живет,

Крошки, хлебушек жует.

Побежала как-то в норку –

Отнести мышатам корку.

Тут ее мы увидали

И в тетрадь зарисовали.

Точка - носик, длинный хвостик,

Спинка круглая, как мостик,

Пара маленьких ушей...

Не боимся мы мышей!!!

Корова

У коровы все по два:

Уха два и глаза два.

Ноздри... их, конечно, две.

Есть рога на голове.

А еще - две пары ног,

Правый бок и левый бок.

Только хвост всего один,

Сам себе он господин!

Бабочка

Лепесточки-крылья,

Усики антенн.

Бабочку не будем

Брать сачками в плен!

Пусть себе порхает

В солнечный денек!

Кажется, что в небе

Кружится цветок.

Паук и паутина

Снеговик из трех комков,

А паук из трех кружков.

У него аж восемь лапок...

Но обходится без тапок.

Паутину сплел паук,

Нацепил ее на сук,

Пригласил к себе гостей:

Мух, комариков, шмелей.

Только гости не спешат,

В паутину не летят.

Е. П. Пименова

Что каким бывает?

Цель: развиваем логику, воображение, сообразительность, двигательную активность.

Взрослый чертит большой круг на асфальте. Встает в него, а дети стоят за кругом в ряд. Взрослый задает вопрос, а дети на него отвечают. Затем взрослый бросает мяч тому, кто правильно и быстрее всех ответит. Ребенок ловит мяч и встает в круг. Теперь он задает оставшимся игрокам вопрос.

Вопросы должны быть простыми, а дети должны отвечать на них как можно скорее и логично. Если ответ был получен быстро, но он оказался неверным, то он не засчитывается, и мяч бросают тому, кто ответил правильно. Поэтому до конца игры взрослый остается в центре круга и следит за тем, чтобы мяч бросили именно правильно ответившему игроку Игра продолжается до тех пор, пока в круг не перейдут все дети.

Материалы для игры:

1. Кто больше слона?

2. У кого большие уши?

3. Почему корова мычит?

4. Почему варенье сладкое?

5. Когда падает снег? И т. д.

Важно, чтобы вопросы имели однозначный ответ, иначе дети будут выкрикивать разные ответы, которые все будут правильными, и возникнет путаница. Например, какой бывает вода? (Колодной, горячей, теплой, прозрачной, грязной, сладкой и т. д.)

Цветы и цвета

Цель: развиваем логику, мышление, память, представление о сочетании цветов.

Ребенку предоставляются пять черно-белых рисунков с такими, например, цветами, как роза, май, при с, василек, тюльпан. Используя синий, красный, желтый, розовый и сиреневый карандаши, ребенок должен раскрасить цветы так, чтобы цвет логически совпадал с видом цветка. Для раскрашивания карандаш используется только 1 раз. Причем с ребенком нужно предварительно побеседовать о правильности выбора карандаша того или иного цвета. Взрослый должен объяснить ребенку: если для розы он выберет красный карандаш, то каким карандашом будет раскрашен мак? Так как мак не бывает розовым или желтым, то для мака следует оставить красный карандаш, а розу можно раскрасить другим карандашом.

Желательно, чтобы, перед тем как ребенок начнет раскрашивать, он не только понял, каким карандашом и почему нужно раскрасить тот или иной цветок, но и сам положил на каждый рисунок нужный карандаш. Тогда, если в ходе раскрашивания он увлечется, путаницы в карандашах не будет.

Материалы для игры: черно-белые рисунки, на которых изображены цветы, цветные карандаши.

Если игра проводится с группой детей, каждому ребенку должен быть предоставлен один рисунок, но определяться в выборе цвета карандаша дети должны также при помощи взрослого. Победителем можно выбрать того, кто лучше всех справился с заданием.

Музыка и сказка

Цель: развиваем мышление, память, умение ассоциировать музыку с разными ситуациями.

Взрослый включает ребенку на 1 минуту две мелодии - грустную и веселую. Затем просит детей назвать то, с чем она у них ассоциируется. Возможно, это будут события из жизни. Например, грустная мелодия напомнит ребенку о расставании с лучшим другом, а веселая мелодия - беззаботную летнюю пору, купание на море, веселые аттракционы и т. д. После этого взрослый может попросить детей нарисовать сюжеты к своим ассоциациям. При этом он может включать веселую и грустную музыку поочередно, в то время как дети заняты рисованием.

Если ребенку трудно вспомнить веселые или грустные события из своей жизни либо он просто не хочет о них рассказывать, то взрослый должен попросить его придумать ассоциацию самому или взять ее из сказки. Например, для грустной мелодии подойдет момент, когда дедушка с бабушкой плачут о растаявшей Снегурочке (сказка «Снегурочка»), а для веселой мелодии - момент, когда Золушка приехала на бал (сказка «Золушка»).

Материалы для игры: музыкальные произведения, карандаши, бумага.

Придумай фразу

Цель: развиваем логику, мышление, сообразительность.

Ведущий произносит какую-либо фразу, дети ее продолжают, не нарушая логики. Например, чтобы выучить урок, нужно узнать домашнее задание; чтобы узнать домашнее задание, нужно открыть дневник; чтобы открыть дневник, нужно достать его из портфеля. Желательно, чтобы ведущий, прежде чем проговорить первую фразу, определил тему высказывания, в данном случае она касается уроков.

Игроки не должны выходить за рамки заданной темы. Это придаст игре определенную сложность, и на ее последних этапах будет все труднее придумывать логичные фразы. Поэтому победителем окажется тот, кто последним скажет логически правильно построенную фразу на данную тему.

Для усложнения игры можно уменьшить время на обдумывание очередной фразы, тогда игра приобретет характер соревнования.

Математика и логика

Цель: развиваем логику, внимательность, мышление, первоначальные знания о математике.

Взрослый раздает детям листы бумаги, на которых написаны несложные математические примеры на сложение и вычитание. Задача детей - за короткое время мысленно подсчитать сумму или разность, переписать примеры в логической последовательности от меньшего результата к большему. На примере это можно выразить следующим образом.

Материалы для игры: математические примеры.

Примеры

1) 2 + 3 = 5;

2) 9 - 1 = 8;

3) 6 - 4 = 2;

4) 1 + 2 = 3;

5) 10 - 4 = б;

б) 5 - 4 = 1;

7) 8 - 4 = 4;

8) 4 + 3 = 7;

9) 2 + 7 = 9;

10) 10 - 0 = 10.

 

Расположение примеров в нужной последовательности:

6) 5 - 4;

3) 6 - 4;

4) 1 + 2;

7) 8 - 4;

1) 2 + 3;

5) 10 - 4;

8) 4 + 3;

2) 9 - 1;

9) 2 + 7;

10) 10 - 0.

B зависимости от возраста детей примеры могут быть более или менее сложными.

Одежда

Цель: развиваем логическое мышление, знакомимся с разными видами тканей.

Взрослый предлагает ребенку несколько разных по качеству кусочков ткани - шелк, фланель, ситец, бязь, драп, вискоза, синтетика, шифон.

Ребенок должен рассмотреть ткань, изучить ее и понять, для чего она предназначена. После этого взрослый показывает ребенку рисунки с различными видами одежды, такими, как платье, сарафан, юбка, брюки, джемпер, пальто и т. д. Ребенок, рассмотрев их, должен определить, какие кусочки ткани подходят для той или иной одежды и в какое время года эту одежду носят.

После того как вся одежда и аксессуары скомпонованы, можно предложить ребенку определить, куда в такой одежде можно пойти. Для этого можно представить ребенку достаточно широкий список общественных мест, а он, ориентируясь на полученную им информацию о тканях и одежде, должен решить поставленную задачу. При этом взрослый должен предложить ребенку не только самые банальные места, куда можно пойти или съездить, но и самые необычные.

Примерный перечень их может быть таким; кто, ресторан, турпоход, театр, цирк, магазин, зоопарк, спортзал, монастырь, поликлиника, планетарий, каток, филармония, музей, день рождения, аттракцион.

Материалы и наглядные пособия для игры: кусочки разной ткани, рисунки, на которых изображена различная одежда.

Для того чтобы немного усложнить игру, можно дорисовать аксессуары (сумочку, очки, ремень, зонт, бусы, браслет и т. д.) и попросить ребенка отметить, к какому виду одежды подходит тот или иной предмет.

Мой орнамент

Цель: развиваем логику, мышление, сообразительность, представление о геометрических фигурах.

Взрослый кладет на пол обруч и предлагает ребенку сложить из карандашей любую фигуру, непохожую на круг, но размером чуть меньше, чем обруч. Какую именно фигуру выложить из карандашей, ребенок должен придумать сам. При этом фигура должна быть выложена внутри обруча. Перед тем как выкладывать фигуру, ребенок должен ее назвать, например квадрат. После того, как квадрат будет выложен, ребенок внутри него должен снова выложить круг наподобие обруча. Для этого хорошо использовать пуговицы или другие небольшие детали, например от конструктора «Лего». Когда круг выложен, внутри него ребенок должен снова выложить любую геометрическую фигуру, которой еще нет в данной игре, например трапецию. Для этого нужно использовать палочки небольшого размера — спички, зубочистки, счетные полочки и т. д. Для логического завершения игры ребенок выкладывает внутри трапеции очередной круг из пуговиц. В итоге получается интересный орнамент, выложенный на полу автором которого является сам ребенок.

Материалы для игры: обруч, карандаши, спички (счетные палочки и др.), пуговицы (детали от конструктора «Лего»).

⇒ Если ребенок плохо знаком с геометрическими фигурами, то взрослый должен помочь ему. Для этого можно нарисовать разные фигуры на бумаге и познакомить с ними ребенка. Пусть ребенок выберет, какую фигуру он собирается выложить, а выкладывая ее, пусть ориентируется на рисунок. Это облегчит решение задачи, поставленной перед ним. После завершения игры ребенок должен снова назвать все геометрические фигуры, выложенные в орнаменте.

Дополни рассказ

Цель: развиваем логику, внимание, сообразительность.

Взрослый предоставляет детям несколько вариантов небольших рассказов, в которых пропущено много слов (на каждого ребенка приходится по одному рассказу). Дети должны вставить нужные по смыслу слова так, чтобы рассказ получился последовательным и логичным. Желательно, чтобы рассказы были заранее известны детям, т. е. возможно, что дети сами ранее читали этот рассказ, или им читал взрослый, или они видели театральную постановку по нему. Зто поможет детям мыслить в нужном направлении. Взрослый должен предупредить детей, что вовсе не обязательно вспоминать пропущенные слова, важно соблюсти логику построения текста. В итоге побеждает тот ребенок, чей рассказ получится не только логически правильным, но и интересным. Кроме того, позволяется внести в текст несколько смешных слов, чтобы придать игре более веселый характер.

Материалы для игры:

Первый вариант игры:

Самый правдивый человек на земле

Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и _________ о своих приключениях.

Его слушатели _________ ему прямо в глаза:

- Айда Мюнхгаузен! Вот так барон!

Но он даже не смотрит на них.

Он спокойно продолжает рассказывать, как он летал на Луну, как он жил среди трехногих  _________, как его проглотила огромная рыба, как у него оторвалась  _________.

Однажды какой-то проезжий слушал-слушал его и вдруг закричал:

- Все это выдумки! Ничего этого не было  _________  рассказываешь.

Старичок насупился и важно ответил:

- Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда говорили, что я самый правдивый человек на Земле.

Кругом захохотали еще  _________.

- Мюнхгаузен - правдивый человек! Ха-ха- ха! Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

А Мюнхгаузен как ни в чем не бывало продолжал рассказывать о том, какое на голове у оленя выросло  _________ дерево.

- Дерево?.. На голове у оленя?!

- Да. Вишневое. И  _________ вишни.

Такие сочные, сладкие...

Все эти рассказы напечатаны здесь, в этой книге. Прочтите их и судите сами, был ли на Земле человек правдивее барона  _________.

Р. Э. Распе

 

Второй вариант

Искры из глаз

В Петербурге мне жилось хорошо. Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то веселое время, когда со мною чуть не каждый день случалось столько  _________ историй.

Одна история была очень  _________.

Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось очень много всякой дичи.

Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом схватил я ружье и сломя голову  _________ из дому.

Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о  _________, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры. Это не остановило меня. Я побежал дальше. Вот наконец и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить - и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять. Побежать домой за кремнем? Но ведь утки могут улететь. Я печально опустил ружье, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая  _________.

Изо всей силы я ударил себя кулаком  _________ глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались  _________, и порох в то же мгновение вспыхнул.

Р. Э. Распе

Можно ограничить время проведения игры, но важно, чтобы его было достаточно для прочтения всего текста дважды; плюс 3-4 минуты должно быть отведено на то, чтобы вставить слова. После того как время истечет, все дети должны отложить ручки в сторону и читать по очереди каждый свой рассказ.

Игра с огнем

Цель: развиваем логику, навыки рисования, мышление

Взрослый ставит перед ребенком несколько свечей разной формы и размера. Ребенок должен схематично нарисовать для каждой свечи подсвечник, который будет соответствовать ей по размеру. Каждый подсвечник рисуется на отдельном листе бумаге. После этого свечи ставятся на лист бумаги, на котором нарисован соответствующий подсвечник, и зажигаются. Свет выключается, и взрослый меняет свечи местами, а ребенок в это время должен отвернуться. Задача ребенка: при свете свечи снова поставить свечи на правильные подсвечники. Затем свет включается, свечи тушатся, а взрослый определяет, насколько ребенок правильно справился с заданием.

Материалы для игры: свечи, бумага, простой карандаш.

Игра должна проводиться за столом при непосредственном участии взрослого, а также с соблюдением веек правил пожарной безопасности. Желательно проводить игру вечером, когда при выключенном свете в комнате становится темно.

Разноцветный зоопарк

Цель: развиваем логику, сообразительность, навыки собирать целое из разных частей.

Взрослый разрезает фигуру, например кошки, вырезанную из белой бумаги, на несколько частей, причем линии разреза должны быть косыми и извилистыми. Это придаст игре определенную сложность. Задача ребенка заключается в том, чтобы, опираясь на макет кошки из белой бумаги, подетально наложить на него разрезанные части из цветной бумаги. Если в игре принимают участие несколько детей, то на какого игрока должно приходиться по одному комплекту фигур.

При игре с несколькими игроками можно организовать соревнование: кто быстрее и правильнее соберет фигуру животного, тот и выиграет.

Материалы для игры: фигуры животных, вырезанные из цветной и белой бумаги.

Дорисуй и разложи

Цель: развиваем логику, внимание, навыки распознавать предметы на ощупь.

Взрослый раздает детям картинки, на которых недорисованы рисунки разного размера. Задача детей - дорисовать рисунок и раскрасить его. Если в игре участвуют несколько детей, то каждому ребенку выделяются по 2-3 картинки. После этого дети должны вырезать рисунки и расположить их в определенной последовательности - от самого большого к самому маленькому. Затем одному из детей завязывают глаза, остальные дети перемешивают картинки, а ребенок с завязанными глазами должен разложить их в той же последовательности, в какой они лежали первоначально. Затем ребенок снимает повязку с глаз, и дети все вместе считают, сколько ошибок он допустил. После этого очередь переходит к другому игроку.

Игра заканчивается тогда, когда все участники по очереди с завязанными глазами разложат рисунки. Победителем становится тот, кто лучше всех справится с заданием, т. е. допустит наименьшее количество ошибок.

Материалы для игры: картинки с недорисованными рисунками, цветные карандаши, ножницы, повязка на глаза.

Желательно, чтобы в этой игре принимали участие дети, одинаковые по возрасту. Если это невозможно,  то и условие о подсчете ошибок следует устранить, так как  более маленьким детям свойственно чаще совершать ошибки. И в итоге игра будет не совсем справедливой

Спектр

Цель: развиваем логику, внимание, мышление, представление о цветовой гамме и оттенках.

Взрослый раскладывает на столе карточки разного цвета и просит ребенка найти каждой из них подходящую пару. Карточки, из которых нужно выбрать пару, лежат в стороне.

Далее взрослый просит ребенка вспомнить, какие предметы бывают соответствующего цвета. Например, яблоко бывает красным, море — синим и т. д. После того как ребенок немного запомнит цвета, в игру вводятся дополнительные карточки с оттенками желтого, синего, красного, зеленого цветов и т. д. Теперь задача ребенка заключается в том, чтобы разложить разноцветные картинки одного тона — от темного до самого светлого. Например, от темно-зеленого до светло-зеленого. Если ребенок затрудняется в выборе оттенков, то взрослый должен помочь ему в этом наводящими вопросами. («Какая карточка, на твой взгляд, темнее, а какая светлее?»)

Материалы для игры: разноцветные карточки.

Если в игре участвуют несколько детей, то на втором этапе игры каждому из ник дается задание на определенный цвет. Первоначально игра проводится без определения победителя и с подсказками со стороны взрослого, а затем без подсказок. Побеждает тот, кто не ошибся в выборе цвета. Самой большой ошибкой считается, если ребенок при собирании оттенков одного цвета, например синего, использовал карточку другого цвета, например желтого. В этом случае взрослый, прежде чем указать на ошибку ребенка, должен спросить его, почему он выбрал карточку именно этого цвета.

Афоризмы

Цель: развиваем логическое мышление, сообразительность, умение анализировать рассказ собеседника.

Взрослый рассаживает детей в ряд и читает им пословицы и поговорки. Задача детей - объяснить по очереди их смысл. Если ребенок мыслит в логически правильном направлении, то взрослый дает ему кружочек, если ребенок ошибается в чем-то или не сразу дает правильный ответ, то ему взрослый дает квадратик, а если ребенок совершает серьезную ошибку в объяснении пословиц и поговорок, то ему взрослый дает треугольник. Но треугольник ребенок может обменять на кружочек, если правильно объяснит пословицу (поговорку) при ошибке другого ребенка.

Таким образом, дети учатся не только логически мыслить, но и анализировать смысл текста.

Материалы для игры: кружочки, квадратики, треугольники, вырезанные из бумаги.

Пословицы и поговорки

Кого не любят, того и не слушаются.

То не пропало, что в руки попало.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Делу время - потехе час.

Сделал дело — гуляй смело.

Соли не жалей, так есть веселей.

Лук с чесноком — родные братья.

Москва не сразу строилась.

Копейка рубль бережет.

Зима все крохи подбирает.

Своя рубашка ближе к телу.

Смотрит в книгу, а видит фигу.

Без закваски хлеба не месят.

Бедный знает и друга, и недруга.

Береги нос в большой мороз.

Игра рассчитана на проведение в младших классах при достаточно большом количестве детей. Поэтому предложенных детям пословиц и поговорок должно быть много. Это даст возможность тем детям, которые получили треугольники, быстрее исправиться.

Закончи или продолжи

Цель: развиваем логику, мелкую моторику руки, сообразительность.

Взрослый на листе бумаги ставит точки в определенной последовательности так, чтобы при их соединении получился задуманный рисунок. Ребенок должен соединить все точки и назвать рисунок, который получился на бумаге. Первоначально рисунки должны быть простыми, а при последующем повторении игры они должны усложняться.

Если рисунок ребенку показался очень сложным, то взрослый может пронумеровать некоторые из точек, которые он считает основными. Опираясь на данную подсказку, ребенок должен понимать, что взрослый лишь натолкнул его на правильный путь соединения точек, но вовсе не дал верный ответ.  Однако, если ребенок догадался, что это за рисунок, еще до того как соединил все пронумерованные точки, то в этом случае проигрывает взрослый, так как он сделал слишком  очевидную подсказку.

Для того чтобы разнообразить игру, взрослый может на листе бумаги не ставить точек,  а лишь написать в разных местах цифры, при этом сам рисунок, который задумал взрослый,  может быть не закончен. Задача ребенка в  этом варианте игры заключается в том, чтобы он, логически проследив по цифрам направление рисунка, мысленно воссоздал его образ и уже на основе данного образа сам поставил на этом же листе бумаги последующие цифры, которыми и будет завершен рисунок. Для проверки правильности данного задания ребенок потом просто соединяет в логической последовательности все цифры, расположенные в разных частях бумаги, в итоге должен получиться задуманный взрослым рисунок.

Однако даже если задуманный взрослым рисунок не обозначился на бумаги, а получился новый, но имеющийся в реальности, то ребенок все равно все сделал правильно, ведь логика самого рисунка не была нарушена, так как нарисованный предмет действительно существует. Например, если на листе бумаги в итоге появился цветок, а первоначально задумано было солнце, то ошибки ребенка в игре нет, потому что задача ребенка состояла в том, чтобы проследить логику направления рисунка и закончить его, но не читать мысли взрослого и воспроизводить именно тот предмет, который он задумал.

Сад и огород

Цель: развиваем логику, мышление, формируем знания о цвете и числах.

Взрослый просит ребенка рассмотреть внимательно предложенные картинки, назвать предметы, изображенные на них. Далее взрослый просит ребенка выбрать и разложить картинки в определенной последовательности:

а) все картинки красного цвета с изображением фруктов (от 1 до 7);

б) все картинки желтого цвета;

в) все картинки, на которых изображены только фрукты;

г) все картинки, на которых изображены только овощи.

После каждого этапа необходимо смешивать все картинки, в том числе и уже разложенные.

Наглядные пособия для игры: картинки с изображением фруктов, овощей разных

Рисунок из спичек

Цель: развиваем логику, мышление, внимательность.

Взрослый выкладывает на столе определенный рисунок, не очень сложный и состоящий из 10 -12 спичек. Задача ребенка — поменять местами, передвинуть или совсем убрать несколько спичек так, чтобы в итоге получился новый рисунок. При этом допускается только одна попытка, поэтому все операции по передвижению спичек ребенок должен предварительно производить мысленно. После того как ребенок усвоит игру и научится без труда решать поставленную перед ним задачу, взрослый может усложнить игру При этом вводится правило, по которому разрешается только передвигать и только две спички.

Другой вариант игры может заключаться в том, что взрослый выкладывает из спичек несложную бесформенную фигуру а ребенок сначала передвигает некоторые из спичек так, чтобы получилась определенная фигура, а потом (также при наличии бесформенной фигуры) может добавлять несколько спичек с той же целью. И в том, и в другом случае ребенку разрешается убирать несколько лишних спичек.

Логические картинки

Цель: развиваем логику, условно-абстрактное и образное мышление, воображение.

Взрослый должен на листе бумаги в клетку начертить одинаковые квадраты, небольшие по размеру, расположенные в один столбик. С правой стороны от какого квадрата нужно написать любые слова, характеризующие какой-либо предмет, явление или событие. Например, зонт, улыбка, крик, веселый и т. д. Задача ребенка заключается в том, чтобы в каждом квадрате нарисовать картинку, логически подходящую для данного слова. Если у ребенка возникнут вопросы или затруднения, например, он не может или не знает, как изобразить слово веселый, то взрослый должен задать ему наводящие вопросы («Кто бывает веселый?» и др.). Если ребенок дает несколько ответов, нарисовать должен только один, но самый верный. Например, если ребенок сказал, что веселыми  бывают смех, книга, человек, то нарисовать  он должен смех (например, изобразить его в виде улыбки), так как в отличие от других названных персонажей и предметов смех не  бывает грустным. Если возраст ребенка не позволяет ему найти правильный ответ, то он должен нарисовать то, что ему хочется.  В этом случае правильными ответами будут и книга, и человек.

Наглядные пособия для игры: лист бумаги с нарисованными квадратами.

Ответы ребенок может изображать в виде схем и символов.

Найди отличия

Цель: развиваем логическое мышление, умение находить повторяющиеся слова и различать их значение

Взрослый предлагает детям найти и объяснить логическую связь между фразами.

Желательно, чтобы на какого участвующего в игре ребенка приходилось хотя бы по одному примеру. После того как дети усвоят суть игры и научатся логически правильно определять сходства и различия предложенных фраз, взрослый может их попросить придумать подобные фразы. Для того чтобы внести в игру нотку интереса, можно разделить детей на две группы. Дети из первой группы будут придумывать несложные многозначные фразы, например «Птица летела и пела», а дети из второй группы будет подбирать к ним противоположные, например «Девочка громко пела» или «Ракета быстро летела».

Материалы для игры:

1. По морю идет корабль. — По дороге идет человек.

2. Катя читает книгу. — Поэт читает стихи.

3. Художник рисует картину. - Мороз рисует узор.

4. Сережа смотрит картину - Доктор смотрит на рану.

5. Ребенок играет в песок. - Радио играет громко.

6. Мама стирает платье. - Петя стирает рисунок.

7. Папа перенес стул. - Алеша перенес ангину.

8. Автомобиль остановился у подъезда. — Часы остановились вчера.

9. Коля сломал ручку. - Вася потянул за ручку и открыл дверь.

10. Марина завела машинку, и она поехала. — Мама включила стиральную машинку.

Взрослый должен заранее предупредить детей о том, что в игре запрещается выкрикивать фразы, перебивать друг друга, и о том, что нужно внимательно слушать друг друга, чтобы не допускать повторений.

Двойные фигуры

Цель: развиваем логику, мышление, сообразительность, представление о цвете и форме.

Взрослый раскладывает перед ребенком фигуры из белой бумаги, а ребенок должен наложить на них соответствующие фигуры из цветной бумаги. В итоге у каждой фигуры должна появиться своя пара.

Первоначально взрослый должен сам давать ребенку по одной цветной фигуре, а ребенок - ее накладывать. Затем можно попросить ребенка самому разложить все цветные фигуры, которые будут лежать перед ним вперемешку. Далее для усложнения игры можно попросить ребенка разгруппировать фигуры, похожие друг на друга. К примеру, квадрат схож с трапецией, а ромб - с кругом.

Если ребенку самостоятельно сложно выполнить это задание, то в этом ему должен помочь взрослый - объяснить сходства и различия фигур.

Материалы и наглядные пособия для игры: цветные и белые (однотипные) геометрические фигуры, вырезанные из бумаги.

Пока ребенок подбирает пару для определенной фигуры, желательно, чтобы взрослый обратил внимание ребенка не только на ее форму, но и цвет. Для этого взрослый может попросить ребенка назвать цвет той или иной геометрической фигуры и вспомнить, что еще бывает такого же цвета. Например, если ребенок говорит, что квадрат, лежащий перед ним, красного цвета, то он добавляет, что красными также бывают яблоко, свекла, помидор, флаг и т. д. При этом ребенок параллельно будет знакомиться и закреплять знания не только о геометрических формах, но и о разнообразии цветов.

Части целого

Цель: развиваем логику, мышление, навыки находить части одного целого.

Взрослый разрезает несколько поздравительных открыток на 5-7 частей и кладет их в конверты. Каждой паре игроков дается по одному конверту. Задача игроков заключается в том, чтобы быстрее других пар собрать соответствующую открытку. Та пара игроков, которая быстрее и правильнее справилась с заданием, получает фишку.

Далее дети складывают детали обратно в конверты и меняются ими. Задание повторяется. Победители снова получают фишку.

Затем дети снова меняются конвертами. Подобные задания повторяются столько раз, сколько пар игроков участвуют в игре, чтобы у каждой была возможность победить. Однако нужно принять во внимание и тот факт, что пара, которая уже получила фишку, снова может победить. Поэтому следует не только предупредить детей об этом, но и попросить активнее принимать участие в игре.

После того как задания повторились столько раз, сколько в игре участвует пар игроков, выбирается пара-победитель - та, у которой оказалось больше всего фишек. Если у канвой пары оказалось по одной фишке, то взрослый предлагает провести суперигру. Для этого все детали всех картинок собираются вместе, перемешиваются, а затем раскладываются так, чтобы получились открытки. На этом этапе игры дети не разделяются на пары, а играют одной командой. При этом взрослый ограничивает время из расчета по 3 минуты на каждую открытку. Если дети справились с поставленной задачей за то время, которое определил взрослый, то они выиграли.

Материалы для игры: поздравительные открытки, конверты.

Первоначально во втором туре игры можно время не устанавливать, а направить детей на логически правильное складывание деталей открыток, без спешки.

Общее для всех

Цель: развиваем логическое мышление, память, воображение, речь.

Игра состоит из двух этапов. На первом этапе взрослый называет детям разные слова, который имеют общий цвет, не указывая, какой именно.

Задача детей на этом этапе заключается в том, чтобы назвать цвет, характерный для названных предметов, явлений и животных.

На втором этапе игры взрослый разделяет детей на две группы: «а» и «б». Игроки группы «а» должны перечислить названия предметов, у которых есть что-то общее, например цвет, форма, количество деталей, и т. д. Группа «б» должна дать общую характерную черту названных предметов. При этом она может быть не одна. Например, если дети из первой группы называют слова «книга», «шоколадка», «телевизор», то характеристики этих предметов, которые должны дать дети из первой группы, следующие: прямоугольные, новые, черные, белые. Важно также, чтобы взрослый объяснил детям из группы «а», что, подбирая соответствующие слова, они должны, размышляя логически, понять, какие признаки объединяют названные ими предметы. Например, если первый игрок группы «а» назвал слово «молоко», то второй игрок этой же группы должен произнести, например, слова «сливки» или «снег», так как эти предметы объединяет одна характеристика - они белые.

Материалы для игры:

1. Кузнечик, яблоко - зеленые.

2. Малина, роза - красные.

3. Небо, море - голубые.

4. Шоколад краска - черные.

5. Стол, рама - белые.

Первый этап игры необходимо проводить так, чтобы дети могли усвоить суть игры, понять ее правила, чтобы на втором этапе предотвратить совершение детьми равных ошибок. При этом на втором этапе игры взрослый должен следить за тем, чтобы все дети разных групп принимали участие в игре, т. е. называли как слова, так и характеристики предметов. В итоге названных предметов должно быть столько же, сколько игроков в первой группе, а характеристик предметов — столько, сколько детей во второй группе.

Сочини рассказ

Цель: развиваем логику, мышление, внимание, сообразительность.

Задача детей - сначала правильно вставить пропущенное слово, не нарушив логику  предложения, затем продолжить выраженную в нем мысль 1-2 предложениями, чтобы  получился мини-рассказ. Время выполнения заданий должно быть ограничено. Каждый  игрок зачитывает свой рассказ, а слушатели (другие игроки) определяют самый интересный из них. Его автор и становится победителем.

Материалы для игры: листы бумаги с Ф предложениями, в которых пропущены те или  иные слова.

Варианты предложений:

- Белоснежная кошка с серыми ушками и черным хвостом ловко ... ко мне на плечо.

- Когда-то Простокваша - так зовут эту кошку - и не предполагала, что она станет ... цирка.

- С одних афиш смотрели тигры, львы, обезьяны, на других были изображены ... верхом на лошадях, жонглеры, канатоходцы.

- А на ступеньках перед входом в цирк ... зрители - взрослые и дети.

- Кошка, вместо того чтобы бежать, ... на  месте. Отступать ей было некуда.

- Вдруг в коридор въехал ... отряд солдат на вороных конях.

- Кошка едва увернулась из-под лошадиных …

- Кошка направилась в ту же сторону, куда ... всадники.

- Резкие запахи и шум не понравились кошке, и она опять ... по коридору, но он почему-то вскоре опять привел ее к конюшне.

- Кошка ... , что коридор, как баранка, круглый. А в середине этого кольца — арена.

- Кошка под покровом наступившей темноты ... по ступенькам вниз и оказалась на мягком ковре.

- Здесь кошка и решила немного отдохнуть от ... дня.

- По расписанию мы должны были скоро..., на судне шли последние приготовления, вот-вот поднимут трап.

- Вдруг на пристань стремительно выехал грузовики ... к нашему теплоходу.

- В кузове ... лежал огромный продолговатый ящик.

- «Посторонние, покиньте причал! Граждане, будьте ... ! В клетке хищник!»

Ю. П. Куклачев. «Простокваша»

Похожие статьи:

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!