Адыгейские подвижные игры для детей
Адыгейские народные игры для детей
Подвижные игры и упражнения адыгов, применявшиеся в течение столетий и передававшиеся из поколения в поколение, как нельзя лучше отражают национальные особенности народа.
Значительное место в системе физического воспитания детей занимают игры, направленные на общее физическое развитие. Основными видами движений в играх являются бег, ходьба, прыжки, лазание, метание. Кроме этого особое внимание уделяется развитию силовых навыков, ловкости, гибкости, быстроте реакции.
Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая и др.) всегда устраивались игры и для детей, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.
1. Захват противника
На игровой площадке на расстоянии 60—70 м друг от друга вбиваются два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивается возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, который должен добежать до колышка противоположной стороны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. Противники, в свою очередь, пытаются задержать нападающего.
Правила игры:
1. Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.
2. Команда получает одно очко, если нападающий коснулся колышка.
3. Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.
4. Можно задерживать противника захватом за плечи, за руки, за туловище.
2. Пешие всадники
Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лошадью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно захватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить своего противника с «коня».
Правила игры:
1. Побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала.
2. Пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю.
3. «Лошадь» в непосредственную борьбу не вступает.
Варианты:
1. Можно играть командами. Членам одной команды, не выбывшим из игры, разрешается помогать друг другу.
2. Возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спине, а на плечах.
3. Сильные ноги
В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги.
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника.
2. При выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.
4. Всадник
Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.
Правило: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.
5. Снимать сыр
На игровой площадке вкапывается гладко обструганный длинный шест, на конце которого прибивают небольшую корзинку, в которую кладут разные игрушки, сладости. Принимающий участие в игре подходит к шесту и, обхватив его руками и ногами, залазит наверх и берет все, что может взять в одну руку. Затем спускается.
Правила игры:
1. Нельзя сбрасывать лежащие в корзине предметы.
2. Предметы, выпавшие из рук игрока при спуске, могут принадлежать любому из стоящих внизу.
3. Чтобы руки не скользили, их можно натереть песком или золой.
6. Кто быстрее
На игровой площадке выстраиваются желающие играть. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площадки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задерживать впереди бегущего захватами рук.
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто первый добежит до условленного места.
2. Нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.
Варианты:
1. То же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед.
2. Участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.
7. Драчливый баран
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5 — 3,5 м (в зависимости от возраста детей).
Два игрока становятся на четвереньки друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
Правила игры:
1. По договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил встречу.
2. Проигравшим считается тот, кто коснется какой-нибудь частью тела земли за очерченным участком; упадет или перейдет в другое положение (не на четвереньки).
8. Перетягивание веревки
На игровой площадке чертится круг диаметром 3—4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5—2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают веревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами.
2, Дотрагиваться до пола руками нельзя.
Вариант: игру можно завершить после перетягивания противника из круга.
9. Ягненок
В игре принимают участие 6 и более детей. Свою верхнюю одежду, которую иногда заменяют листьями, складывают в одно место (куча шерсти). Для игры выбирается «пастух» и «ягненок».
«Пастух» приглашает к себе других участников игры — «стригалей» на кош. Они имитируют работу стригалей друг на друге. Хозяин вместе с «ягненком» ходит и следит за качеством работы, иногда давая советы, делая замечания. И вот «стригалям» надоедает «ягненок». Они его уводят и прячут в «куче шерсти». «Пастух» сначала не замечает пропажи, а потом начинает поиски «ягненка». Когда он его находит, то помогает ему подняться и бросается ловить «стригалей». Кого поймает, тот становится «пастухом».
Правила игры:
1. «Ягненок» не оказывает сопротивления, когда его уводят, и не встает сам, пока его не поднимет «пастух».
2. Пойманным или раненым считается тот, кого «пастух» хлопнет по спине или по плечу.
10. Журавли журавушки
Для игры выбирается водящий — матка-«журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит «матка». Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выстраивается в клиновидную фигуру. Если говорит о лягушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т.д.
Правила игры:
1. Проигравшим считается тот, кто не смог выполнить задание и разорвал круг.
2. Проигравший игрок становится на самый конец колонны.
3. Матка-«журавль» меняется по договоренности.
11. Прыжок лягушки
На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем то же самое выполняют следующие игроки.
Правила игры:
1. Нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает.
2. Выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
Вариант: прыжки выполняются спиной вперед.
12. Гонщик бурдюка (На воде)
Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно заменить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.
Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20-25 м).
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до установленной линии.
2. Потерявший бурдюк может взять его снова, принять исходное положение и продолжать движение.
13. Скачки
Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на расстоянии 20-30 м).
Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша.
2. Если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.
Похожие статьи:
Подвижные игры в группе продленного дня для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!