Интеллектуальная игра для 6 класса
Сценарий интеллектуальной игры в 6 классе
Интеллектуальная игра «На суше, на море и в небесах»
Цели: расширить представления детей об окружающем мире; развивать любознательность детей; формировать навыки работы с новой информацией, умение анализировать, сопоставлять и обобщать факты; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как ответственность и причастность к проблеме сохранения окружающей среды; способствовать воспитанию познавательной активности.
Форма: интеллектуально-развлекательная игра.
Подготовительная работа:
1. За месяц до мероприятия детям сообщается тема игры и рекомендуется дополнительная литература. Списки научно-популярных книг и журналов желательно распечатать и повесить на видном месте в классе, предварив названием: «Разыскивается в библиотеках» (или «А вы читали?»).
2. Внутри команды можно выделить группы специалистов: астрономов, географов, ботаников.
3. Каждая команда готовит сообщения о 5 занимательных фактах из области естественных наук.
Оборудование: импровизированные медали или кубки для награждения победителей.
Оформление: выставить фотографии и рисунки с изображением животных, ландшафтов, морских пейзажей, планет, звезд и т. п.
План классного часа
I. Вступительное слово «На старт!».
II. Интеллектуальная игра «На суше, на море и в небесах».
1. Верю - не верю.
2. Самые-самые.
3. Угадай страну.
4. По морям, по волнам.
5. На седьмом небе.
6. Диво дивное.
III. Награждение победителей.
IV. Заключительная беседа «Что читают почемучки?».
V. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительное слово «На старт!»
Классный руководитель. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по всем континентам нашей планеты. [Показывает фотографии, рисунки.) Мы побываем на суше, в небесах и на море, познакомимся с самыми интересными обитателями планеты Земля. Во время путешествия мы будем разгадывать загадки и головоломки, решать логические задачи.
Две команды будут соревноваться, какая из них лучше ориентируется в море, в небе и на суше.
Первая команда - «Спутник», вторая - «Ракета». Оценивать их знания и записывать результаты будут судьи [имена, фамилии).
Наше путешествие для ребят любознательных, эрудированных,. сообразительных, а главное - неравнодушных!
II. Интеллектуальная игра «На суше, на море и в небесах»
1. Верю-не верю
Классный руководитель. Начнем наше путешествие с игры «Верю - не верю».
Сейчас я познакомлю вас с интересными фактами из мира животных. Среди этих фактов есть реальные (хоть и невероятные), но есть и вымышленные. Перед вами стоит задача - определить, где правда, а где вымысел.
Если вы верите факту, то поднимите правую руку, если нет - постучите по парте. При этом свое несогласие необходимо обосновать. Начинаем нашу игру. Команды по очереди отвечают на вопросы. Верители вы, что...
1. Белый медведь умеет умываться, как человек? [Да, белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей.)
2. Волк лечится голодом? (Да. Если волк заболеет, то лечится голодом и лекарственными травами.)
3. С наступлением тепла зайцы начинают потеть и сбрасывают белые шубки? (Нет, заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные тонкие уши, в которых множество кровеносных сосудов.)
4. В пустынях чаще, чем в других местах, встречаются ползающие животные? (Нет, в пустынях чаще, чем в других местах, встречаются роющие животные. В норках прохладнее, чем наверху.)
5. Рыба-меч может обогнать парусный корабль и даже моторный катер? (Да, эта рыба может развивать скорость более 70-80 км/ч. Это намного больше скорости парусника.)
6. Птица странствующий альбатрос может не касаться земли в течение 10 лет? (Да, свое романтическое название странствующий альбатрос получил буквально потому, что он находится в непрерывном странствии. Он может не касаться земли годами, даже спит на лету.)
7. У рыб кровь голубого цвета? (Нет, у рыб кровь красного цвета. Голубая кровь у осьминогов.)
8. Рыбы могут утонуть? (Да, для этого их надо лишить возможности долгое время соприкасаться с воздухом.)
9. Сова может поворачивать голову на 360 градусов? {Да, шея совы очень подвижна.)
10. В Северном полушарии водятся пингвины? (Нет, эти животные водятся только в Южном полушарии.)
(Судьи оглашают результаты конкурса.)
2. Самые-самые
Классный руководитель. Следующий конкурс - «Самые-самые». Среди животных тоже есть рекордсмены. Какая команда лучше их знает? Нужно назвать животное и место его обитания.
1. Самое крупное наземное млекопитающее, весом до 7,5 тонн, высотой до 4 м. (Слон, Африка.)
2. Самое маленькое млекопитающее, весит до 2 г. (Свиноносая - или шмелиная - летучая мышь, Таиланд.)
3. Самое высокое животное. (Жираф, Африка.)
4. Самое быстрое животное. (Гепард, Африка.)
5. Самое большое животное. (Синий кит, Мировой океан.)
6. Самая большая рыба. (Тигровая акула, тропические воды.)
7. Самый крупный в мире хищник, весом свыше 800 кг. (Белый медведь, Северный Ледовитый океан.)
8. Самый большой соня, он спит 9 месяцев в году. (Желтый суслик, пустыни Средней Азии.)
9. Самое толстокожее животное, толщина кожи до 2,5 см. (Нильский бегемот, Африка.)
10. Самая маленькая птичка. (Колибри-шмель, Южная Америка.) (Судьи оглашают результаты конкурса.) 3. Угадай страну
Классный руководитель. Теперь вам предстоит угадать страну всего по 5 признакам.
(Учитель читает задания, дети угадывают (по две страны на команду).)
Первая страна
• Это страна футбола и карнавала.
• Леса этой страны называют легкими планеты.
• Рабство в этой стране отменили только в конце XIX в.
• Это самая большая страна на материке.
• Это единственная страна на материке, где говорят по-португальски.
(Бразилия.)
Вторая страна
• Эта страна и ее столица - тезки.
• В этой стране расположен знаменитый океанографический институт.
• В одной только Москве живет в триста пятьдесят раз больше народу, чем в этой стране.
• В этой стране нет собственных денег, а в ходу французский франк.
• Самый большой доход стране приносят азартные игры. (Монако.)
Третья страна
• В этой стране самое большое поголовье овец в мире.
• Глава этой страны - королева, причем другой страны.
• Недавно страна отметила двухсотлетний юбилей.
• Коренные жители страны пользуются оружием, которое само возвращается к владельцу.
• Страна занимает целый материк. (Австралия.)
Четвертая страна
• Название страны происходит от словосочетания «берег кроликов».
• Земли страны омываются Атлантическим океаном и Средиземным морем.
• Глава государства - король.
• Главный национальный праздник - День нации. Он празднуется 12 октября - это дата открытия Америки Христофором Колумбом.
• В этой стране убивают быков на потеху зрителям.
(Испания.)
(Судьи оглашают результаты конкурса.)
4. По морям, по волнам
Классный руководитель. А теперь поплывем «По морям, по волнам» - так называется следующий конкурс*.
• За что Балтийское море в старину называли Янтарным? (На южных берегах Балтики встречается драгоценный янтарь - окаменевшая смола.)
• Кто путешествует по морю бесплатно? (Бесплатно путешествуют водоросли, рачки и моллюски, которые прикрепляются к днищу корабля. И еще рыба-прилипала.)
• Какой океан самый глубокий? (Тихий.)
• В честь какого мореплавателя названы море, пролив, острова и остров? (В честь командора Беринга названы: Берингово море, Берингов пролив, Командорские острова, остров Беринга.)
• Почему пролив между Сахалином и материком называется Татарским? (Долгое время европейские географы всю обширную землю за Уральским хребтом на восток до океана называли Татарией. Отсюда - Татарский пролив.)
• Что называют «визитной карточкой» корабля? (Корабельную шлюпку. По ее чистоте и исправности когда-то судили о морской выучке экипажа.)
• Какая кругосветная экспедиция погибла в Коралловом море? (Экспедиция Лаперуза.)
• Жители какой местности самыми первыми на Земле встречают Новый год? (Жители островов Фиджи в Тихом океане, расположенных на 180 градусах восточной долготы, то есть на самой линии изменений дат.)
• Почему в озере Смерти на острове Сицилия гибнет все живое? (Со дна озера бьют два источника концентрированной серной кислоты и отравляют воду.)
• Что это за озеро, в котором одна часть пресная, а другая - соленая? (Озеро Балхаш.)
(Судьи оглашают итоги конкурса.)
5. На седьмом небе
Классный руководитель. А теперь посмотрим на небосклон и узнаем, какая команда лучше ориентируется в этой сфере.
1. У каких планет нет спутников? (Меркурий, Венера.)
2. У каких планет больше десяти спутников? (Сатурн - 77, Юпитер- 16, Уран - 15.)
3. «Утренняя звезда», «вечерняя звезда» - какую планету так называют? (Венера.)
4. «Красная звезда» - это планета... (Марс).
5. Каких животных можно увидеть на небе? (Созвездия: Лев, Медведица, Телец, Лебедь, Рак, Пес, Скорпион, Дельфин, Кит и др.)
6. Каких мифологических героев можно встретить на небе? (Созвездия: Кассиопея, Андромеда, Орион, Пегас и др.)
7. Название этого цветка произошло от слова «звезда» по-гречески, от этого же слова произошло и название науки, которая изучает звезды. (Астра.)
8. Это слово в переводе с греческого означает «хвостатая». Что это такое? (Комета.)
9. Они бывают перистыми, слоистыми и кучевыми. Что это? (Облака.)
10. Они бывают искровыми, линейными, шаровыми. Что это? (Молнии.)
(Судьи оглашают результаты конкурса.)
6. Диво дивное
Классный руководитель. Последний этап игры - конкурс домашних заготовок «Диво дивное на земле, на море, на небе». Каждая команда должна была найти по пять фактов - необычных, удивительных, малоизвестных. Этот конкурс будет оцениваться по рейтингу фактов: после каждой заметки будет проведено голосование, чтобы выявить количество тех, кого этот факт действительно удивил. Судьи запишут результаты на доске. После подсчета общего количества голосов мы и узнаем результаты этого конкурса для каждой команды.
(Учитель предоставляет слово участникам.)
Примерные факты для выступлений
• Растение для похудения? В лесах Индии растет растение калир-канда, называемое на местном наречии «обмани желудок». Съев 1-2 листочка его, человек чувствует сытость на протяжении целой недели (!), несмотря на то что в листьях нет никаких питательных веществ. Благодаря свойству создавать иллюзию сытости таблетки и настои из листьев калир-канды рекомендуют людям, желающим избавиться от лишнего веса. (Журнал «Вокруг света», 1969, № 4.)
• Чем славен ананас? Вкусом, сладостью, ароматом, ответите вы. Но у ананаса обнаружилось одно до сих пор неизвестное достоинство: его листья содержат очень прочные и очень тонкие - в четыре раза тоньше шелка - волокна. Технология, разработанная японскими учеными, позволяет создавать ткани из ананасных волокон. Для этого листья вымачивают в специальном масле (в каком именно - секрет фирмы). Ткани получаются тоньше любых известных, но прочны настолько, что на презентации новой продукции фирмы ее президент собственной персоной повисел на подвешенной специально тонюсенькой веревочке. Естественно, ананасовой. (Журнал «Вокруг света», 1991, № 12.)
• Спутник астероида. У астероидов тоже бывают спутники! 28 августа 1993 г. космический аппарат «Галилей» около астероида № 243 «Ида» (размер 56x24x21 км) на расстоянии около 100 км от него обнаружил крошечный, диаметром всего 1,5 км, спутник, который получил название «Дактиль». (Романов A.M. Занимательные вопросы по астрономии и не только. М.: МЦНМО, 2005.)
• Бензин из... солнца. Один американский изобретатель придумал «звездное топливо». Идея заключается в следующем: четырехметровые рефлекторы собирают солнечную энергию, которая используется для выделения водорода из воды, затем водород связывается химическим образом с углеродом (как - это секрет), и углеводородное топливо готово. Это топливо гприт чистым прозрачным пламенем, почти не давая дыма. По подсчетам изобретателей, ВЕСЬ бензин, потребляемый в США, мог бы быть заменен «звездным топливом», если его производить с помощью рефлекторов, покрывающих где-нибудь в пустыне квадрат со стороной 90 км. Эксперты Министерства энергетики США считают, что за этим проектом большое будущее и, может быть, даже спасение человечества. (Журнал «Вокруг света», 1991, № 5.)
• Самая маленькая антилопа. Королевская, или карликовая, антилопа - самая крохотная из антилоп: ее рост лишь 25-30 см. Прыжки ее великолепны - почти три метра в длину. Обитают королевские антилопы в Западной Африке (Либерия, Нигерия). Второй, несколько более крупный вид - в Нигерии и Камеруне. (Акимушкин И.И. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1999.)
• Заботливые волки. Отношение волков к малышам, даже к чужим, заслуживает не только похвалы - подражания! Если погибнут родители, а другой волк найдет волчат, он выкормит их и научит жить. Были случаи, голодных щенков приносили в логово волки, чтобы накормить. (Акимушкин И.И. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1999.)
• Кровь зеленая и голубая. Цвет крови животных зависит от металлов, которые входят в состав кровяных телец (эритроцитов), или веществ, растворенных в плазме. У всех позвоночных животных, а также у дождевого червя, пиявок, комнатной мухи и некоторых моллюсков в крови находится окисное железо. Поэтому их кровь красная. В крови многих морских червей найдено закисное железо, и поэтому цвет крови этих червей зеленый. А у скорпионов, пауков, речного рака, осьминогов и каракатиц кровь голубая. Синеватый цвет крови придает медь. (Акимушкин И.И. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1999.)
• Самая крупная икра. Самые крупные икринки у китовой акулы. В длину эти икринки достигают 67 см, а в диаметре - 40 см. (Журнал «Знак Вопроса», 1995, № 2.)
• Есть враги и у акул. У грозы морей - акул, как ни странно, есть враги. Это их собственные собратья - более крупные и сильные акулы других видов. Погибают акулы и в поединках с меч-рыбами - тогда на берегу находят мертвую акулу. Тело ее позади жаберных щелей пронзено мечом, длина которого немного меньше полуметра. На мелких акул нападают крупные каменные окуни и груперы, ромбовые, шипохвостые скаты, палтусы и большеглазые тунцы. А акул даже средних размеров, живущих на солидных глубинах, отправляют в свои желудки кашалоты. Но у безобидных акул-великанов, так же как у белой, тигровой, сельдевой акул, молот-рыбы, есть один-единственный и самый страшный враг - человек. (Журнал «Знак Вопроса», 1995, № 2.)
И т. п.
Классный руководитель. Сколько же голосов набрала каждая команда в этом конкурсе?
(Судьи оглашают результаты.)
III. Награждение победителей
Классный руководитель. Наша игра подошла к концу. Сейчас судьи подведут итоги. А пока они это делают, проведем небольшой аукцион, чтобы установить личное первенство по любознательности. Какие познавательные книги и журналы могли стать источниками информации об удивительных фактах на суше, на море и в небе? Итак, научно-популярная литература о природе - кто назовет больше книг и журналов? Научно-популярные журналы
1. В защиту науки
2. В мире науки
3. Вокруг света
4. Древо познания
5. Земля и Вселенная
6. Знание - сила
7. Квант
8. Моделист-конструктор
9. Наука и жизнь
10. Наука и техника
11. Новости космонавтики
12. Популярная механика
13. Радио
14. Техника - молодежи
15. Ученые - школьнику
16. Химия и жизнь - XXI век
17. Юный натуралист
18. Юный техник
19. Экология и жизнь
20. GEO
Научно-популярные книги
1. Волков A.M. Земля и небо: Занимательные рассказы по географии и астрономии.
2. Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес: Кн. 1. Обычное в необычном.
3. Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес: Кн. 2. Загадки живой природы.
4. Пивоварова Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся.
5. Усачев А.А. Мои географические открытия.
6. Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.
7. Бианки В.В. Лесная газета.
8. Брэм A3. Жизнь животных: В 3 т.
9. Голубева Е. Занимательное естествознание.
10. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких.
11. Занимательное природоведение / Сост. Ю.Р. Васильев.
12. Kpenc В.М., Минц К.Б. Клуб знаменитых капитанов.
13. Сахарное С.В. Разноцветное море.
14. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
15. ЕгоренковЛ.И. Занимательная экология.
(Тех, кто назвал две книги и больше, учитель приглашает к доске. Среди них выявляются победители.)
Классный руководитель. Прошу судей огласить результаты игры.
Судьи. Награды получает команда... (название). А в личном первенстве по любознательности лидерами стали (имена, фамилии).
IV. Заключительная беседа «Что читают почемучки?»
Классный руководитель. Всем известно, что маленьких детей часто называют почемучками - ведь каждый день они задают сто тысяч «почему». Но, когда дети становятся старше, их любознательность ослабевает.
- Как вы думаете, почему?
Примерные ответы детей:
- Стесняются задавать вопросы.
- Появляются другие интересы.
- Задают такие вопросы, на которые не могут ответить взрослые.
- Сами начинают добывать знания.
- Не знают, где найти ответы.
И т. п.
Классный руководитель. Да, все это правильно. Однако есть и другая причина. Библиотекари жалуются, что ребята мало читают, не знают, какие книги нужно спрашивать в библиотеке, или просят что-нибудь «про войну», «про путешествия», «про любовь». А огромные залежи драгоценных научно-популярных изданий лежат невостребованными.
Среди этих изданий немало научно-популярных журналов для детей. Пролистав эти журналы, вы сможете выбрать тот, который вас заинтересует. Потом, возможно, родители оформят для вас подписку, и вы будете получать свежий номер каждый месяц. Такие издания - это настоящий кладезь информации, которая дает пищу уму и воображению, расширяет кругозор, помогает в учебе.
Люди старшего поколения годами подписывались на журналы «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Вокруг света», «Техника - молодежи». Сейчас появилось много новых научно-популярных журналов, предназначенных для детей, - яркие, красочные, написанные живым языком, они так и просятся, чтобы их взяли руки и прочитали.
- Какие научно-популярные журналы читают в ваших семьях?
- На что подписались вы в этом году?
(Дети высказываются.)
- Конечно, не все могут себе позволить подписку, да и в библиотеке журналы на руки не выдают. Какой же выход?
(Дети высказываются.)
- Кто из вас ни разу не был в читальном зале? А кто любит посидеть в читальном зале? Что там хорошего?
(Дети высказываются.)
Конечно, в читальный зал всегда можно прийти и бесплатно посмотреть и старую подшивку, и новые журналы, можно пролистать энциклопедии и справочники, найти ответы на миллионы «почему». Стоит только захотеть - и из бескрайнего моря фактов вы обязательно извлечете драгоценные жемчужины знаний.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Понравилась ли вам сегодняшняя игра?
- Кто, по-вашему, сегодня блистал?
- Довольны ли вы своим участием в игре?
- Какие факты привлекли ваше внимание?
- Какую литературу вы станете спрашивать в библиотеке?
(Дети высказываются.)
Похожие статьи:
Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Классный час на тему «Удивительный мир природы», 6 класс
Беседа для учащихся 5-7 классов на тему: Опасный огонь
Нет комментариев. Ваш будет первым!