Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальный турнир для школьников 9-11 классов. Сценарий

Турнир любознательных (игра для учащихся старших классов)

Эпиграфы к классному часу:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ф. Тютчев

...Пора чудес пришла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете.

В. Шекспир

...Безусловно, тот, кто будет внимательно и настойчиво исследовать эти вещи, не останется без богатых плодов своего труда.

И. Ньютон

Проведение турнира

1-й ведущий.

Начинаем турнир любознательных.

Девиз турнира: «Время искать, познавать, удивляться».

2-й ведущий.

Мы рождаемся людьми,

Или, может, принцами.

Как мне быть?

Как мне жить?

По какому принципу?

1-й ведущий.

Жизнь веков иль жизнь минут,

Та, что мне доверена.

Как мне быть?

Как мне жить?

По какому времени?

2-й ведущий.

По карману, по плечу,

По душе, по совести.

Как мне быть? Как мне жить?

По какой пословице?

1-й ведущий.

Одним для счастья дан огонь,

Другим для счастья выдан дым.

Живи,

Гори

И помни.

Классный руководитель. Сегодня мы проводим турнир, который посвящаем борьбе за прочные знания. Издавна ведется спор между лириками и физиками, любителями литературы и поклонниками математики. Но нам с вами ясно, как нужны знания всем и по всем дисциплинам.

2-й ведущий. Вспомните слова Сен-Симона: «Счастливой будет та эпоха, когда честолюбие начнет видеть величие и славу только в приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия, утоляющие жажду только невеж, героев-завоевателей и истребителей человеческого рода...

Довольно почести Александрам!

Да здравствуют Архимеды!»

1-й ведущий. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей той жажды познания, которая сжигает меня», - говорил Брюсов.

2-й ведущий.

Стеллажи от корешков цветасты,

Синие, зеленые лучи.

Стеллажи меня встречают: «Здравствуй!

В наше царство визу получи!

Здесь у нас врачи и звезды,

Миллионы споров и идей.

1-й ведущий.

Здесь у нас сложнейшие расчеты

Самых нерасчетливых людей.

Этот мир суровый и волшебный

Он тебе удачу принесет.

Не спасет от кораблекрушений,

От благополучия спасет.

2-й ведущий. Да здравствует огонь творчества и познания, который дают нам гениальные люди!

1-й ведущий. А мы приглашаем команды математиков и лириков.

(Звучит песня о дружбе. Выходят команды и строятся. Количество участников команд определяет число учащихся.)

2-й ведущий. По жребию первой выступает команда математиков. Каждый конкурс турнира оценивается в 5 баллов.

(Математики представляют название своей команды, девиз, возможно эмблему.

Например:

Название: «Бюрокон - Бюро космических открытий».

Девиз: «Лучше ярче блеснуть и мгновенно сгореть,

Чем всю жизнь бесконечно и медленно тлеть!»)

1-й ведущий. Слово команде лириков.

(Лирики представляют название своей команды, девиз, возможно эмблему.

Например:

Название: «Пегас»

Девиз: «Везде исследовать всечасно,

Что есть велико и прекрасно!».)

2-й ведущий. Итак, команды представлены, теперь вы должны обменяться приветствиями.

Например, «Бюрокон» говорит:

Волшебный конь Пегас,

Вселяющий в поэтов вдохновенье,

Прими поклон от нас

За созданные чистые творенья.

 

Не заменит воздушный лайнер

Крылатого коня поэтам,

И Бюрокон - науки центр,

Авторитетно говорит тебе об этом.

 

Бюрокон изучает звезды горящие,

А Пегас на земле зажигает их.

И телескопы, в небо глядящие,

В книгах союзников видят своих.

«Пегас» говорит:

Привет тебе, о Бюроконий!

Источник творчества и знаний!

Поклон принес тебе Пегас,

Чтоб дух познаний не погас.

 

Гремела слава Бюрокона,

Блистая солнечной короной,

И долго в памяти народной

Звучит любовь к земле свободной.

 

Ты блещешь славой телескопов,

Вселенной звезды изучаешь,

И все, что видишь зорким оком,

В жизнь и науку воплощаешь.

1-й ведущий. Итак, официальная часть окончена, жюри подведет итоги приветствия, а пока команды должны командировать по одному участнику для следующего задания. К окончанию турнира необходимо написать сочинение в форме репортажа или заметки в стенгазету о нашем турнире.

(Участники этого конкурса присаживаются за отдельные столики и, наблюдая за течением турнира, пишут рассказ о нем.)

2-й ведущий. Следующий конкурс. Каждой команде будет предложен ряд вопросов. Вы можете, совещаясь в течение 30 секунд, ответить на них по очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

(Вопросы задаются ведущими поочередно то одной, то другой команде.)

Вопросы команде «Пегас»:

1. Назвать имя писателя, занимавшегося наукой. Рассказать о нем.

(Артур Конан Дойл, 1859-1930. Немногие знают, что он был профессиональным врачом. И только в 32 года он начал карьеру писателя, не прекращая работать врачом. Но славу детективного писателя Конан Дойл получил, когда познакомил читателя с образом Шерлока Холмса. Он и не подозревал, что этот герой войдет в его жизнь и даже будет отождествляться с его собственным именем. В действительности писатель наделил некоторыми чертами собственной биографии напарника Шерлока Холмса - доктора Ватсона, которого не только сделал врачом, но и передал ему свою частную практику. В 1901 году Конан Дойл на несколько месяцев уезжает из Англии в Африку, где в качестве врача участвовал в англо-бурской войне. Любопытно, что он сам занимался криминалистикой. Так талантливый врач, криминалист совмещал практику врача с практикой писателя.)

2. Как в литературе называют противопоставление понятий, положений и образов?

(Антитеза, например: «Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная...»

Н. А. Некрасов.,)

3. Мы знаем, что слово АЗБУКА произошло от названий двух первых букв древнерусского алфавита. Каково происхождение слова АЛФАВИТ?

(Слово «алфавит» произошло от названий двух первых букв греческой азбуки - альфа и вита)

Вопросы команде «Бюрокон»:

1. Назвать имя ученого, занимавшегося литературной деятельностью. Рассказать о нем.

(Ломоносов Михаил Васильевич, 1711-1765. Сын государственного крестьянина. Закончил Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. был отправлен в Петербургский университет при Академии наук, а в 1736 г. за границу, в Саксонию, для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания в области физики, химии, горного дела, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки. Но круг его интересов был очень широк: астрономия, геология, металлургия, физическая и экономическая география, история и, конечно же, филология. И в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след. Но поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова и было для него важным средством просветительской пропаганды передовых научных идей. Сам Ломоносов говорил: «Стихотворство - моя утеха...».)

2. В треугольнике АВС стороны АВ и ВС равны и угол между ними 90°. Назвать не менее 4 терминов, характеризующих сторону АС.

(Основание равнобедренного треугольника, сторона треугольника, сторона прямоугольного треугольника, гипотенуза.)

3. Уголь, нефть, природный газ, являющиеся основным источником энергии, используемой человеком, постепенно заменяют другие, экологически более выгодные. Какие новые виды энергии существуют сегодня?

(Действительно, вначале был единственный источник энергии для человека - Солнце. Ускорение технического прогресса было связано с ростом добычи ископаемых горючих веществ: угля, нефти, природного газа. Но демографический взрыв и унификация образа жизни, большие города, автомобили... вызвали огромное потребление этих ресурсов. Но они не безграничны, и кроме того, вызывают загрязнение окружающей среды: выделение углекислого газа, приводящее к «парниковому эффекту», образование окисей серы и азота, выпадающих в виде кислотных дождей... Солнечная, ветряная энергия, геотермия, биогорючее. Во всем мире начинают использовать чистые и восстанавливаемые источники энергии. Например, биокарбюранты, которые производят на основе сельскохозяйственных культур. Так, в Бразилии используется спиртовое топливо, произведенное из сахарного тростника; этанол производят из пшеницы и свеклы как топливо для автобусов, биоэтанол производят путем ферментации кукурузы. Тропические страны используют растительные масла - хлопковое, арахисное, пальмовое, - смешанные с газолем, для адаптированных двигателей.)

2-й ведущий. Вы показали своё остроумие и великолепные знания, отвечая на наши вопросы. А теперь можете задать по нескольку вопросов друг другу. Итак, вопросы команды «Бюрокон» команде «Пегас».

«Бюрокон» - «Пегасу»:

1. Когда французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию, то на границе на вопрос жандарма «Чем занимаетесь?», он ответил «Пишу». Жандарм уточнил вопрос:

- Я вас спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни?

- Пером, - последовал ответ писателя.

Как вы думаете, какую профессию указал жандарм?

(Гюго - торговец пером.)

2. Какое отношение имеют макароны к стихам? Привести пример такого стиха.

(Макаронический стих- стих, нарочито насыщенный иностранными словами. Например:

Адью, адью, я удаляюсь,

Люэн де ву я буду жить,

Мэ сепандан я постараюсь

Эн сувенир де ву хранить...

И. Мятлев.)

3. Фамилия русского поэта, прозаика, драматурга, литературоведа, историка, писателя состоит из 6 букв. Известно, что числа, указывающие места этих букв в алфавите, находятся в следующем соотношении: 1= второй, 5 в восемь раз больше 1, 2= восемнадцатой, 6 на 1 больше разности 2 и 5, если увеличить 1 в девять раз, то она на 1 меньше 4. Сумма всех чисел равна 89.

(БРЮСОВ Валерий Яковлевич, Б - 2, Р - 18, Ю - 31, С - 19, О - 16, В - 3.)

1-й ведущий. А теперь свои вопросы задает команда «Пегас» команде «Бюрокон».

«Пегас» - «Бюрокону»:

1. Что почувствовал бы Ноздрев, оказавшись в шинели Акакия Акакиевича?

(Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить героев произведений Гоголя - Ноздрева из «Мертвых душ» и Акакия Акакиевича из «Шинели». Ноздрев бесшабашная натура, игрок и кутила. Любая купля-продажа для него не имела никаких нравственных преград, так же как и все его жизненные поступки. Это - авантюристская натура Ему ничего не жалко потерять ради азарта и ради того, чтобы наслаждаться жизнью, которая для него как игра или праздник. А титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин лишен самых обычных человеческих радостей; кроме того, у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения. И приобретение им новой шинели - это грандиозное событие в его тусклой, однообразной и бедной жизни. В конце концов шинель приобретает значение символа становится условием самого существования. Лишившись шинели, Башмачкин умирает.)

2. Какими часами в условиях невесомости можно определить время?

(Пружинными.)

3. Числом 10 мы пользуемся чаще, так как у нас 10 пальцев. Но если бы у человека было всего 4 пальца, то нас учили бы считать так: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 20, 21, 22, 23..., а вместо 5+3=8, мы учили бы 3+11=20. Попробуйте решить марсианскую задачу: «В одной марсианской семье было 93 ребенка, из них 33 сына и 53 дочери. Сколько было у марсианина детей в земном пересчете?».

(33+53-93 по-марсиански, 16+24-40 по земному пересчету.)

2-й ведущий. Пока команды заняты, мы проведем конкурс болельщиков. Кто быстрее ответит на вопрос, тот подарит своей команде по 5 баллов.

1. Каким понятиям соответствует значение буквы п в химии, физике, математике?

(В химии - валентность, в физике - частота, в математике - натуральное число.)

2. Чем вызван звук, издаваемый большинством насекомых при полете?

(Колебаниями крыльев насекомых.)

3. К кому обращался Н. В. Гоголь с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот».

(В октябре 1835 года Н. В. Гоголь писал А. С. Пушкину, а уже в декабре была окончена первоначальная версия комедии «Ревизор».)

4. Что в литературе понимают под термином «амфибрахий»?

(Трехсложный размер стиха, в котором ударный слог находится между двумя безударными, например:

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей!

Н. А. Некрасов.)

1-й ведущий. Жюри предлагается посмотреть решенные командами задачи, учесть баллы за правильные ответы болельщиков и подвести итоги этих конкурсов.

2-й ведущий. Следующий конкурс турнира - художественный. Командам будут показаны кадры из кинофильмов. Ваша задача: определить название кинофильма, отрывок из которого вы посмотрели, автора произведения, по которому поставлен фильм, автора музыки, установить соответствие музыки сюжету фильма.

(Командам предлагается 2 отрывка из 2 к/ф - «Война и мир» и «Пиковая дама». После обсуждения команда выделяет по одному комментатору.)

1-й ведущий. И, наконец, последний конкурс нашего турнира. На протяжении всей игры у нас работали корреспонденты от разных команд. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию журналистские заметки-сочинения.

(Ребята зачитывают заметки.)

2-й ведущий. Мы подошли к финалу турнира любознательных. (Звучит песня о дружбе, с которой начинался турнир.)

1-й ведущий.

Вы видите, как прекрасно

С наукой дружить всечасно.

Берите поэтов в союзники,

Будьте поэзии узники!

2-й ведущий. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги, командам вручаются вымпелы, победители получают сладкий приз. С заключительным словом может выступить классный руководитель.)

Автор: М. А. Петрухина

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

Интеллектуальная игра по истории для 5 класса

Игра «Звездный час» в школе 7-8 класс

Конкурс эрудитов, 5 класс

Брейн-ринг в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!