Из опыта работы воспитателя ДОУ. Личностно-ориентированный подход при проведении НОД
Опыт работы: «Личностно-ориентированный подход к воспитанникам при проведении НОД».
Автор: Чуркина Виктория АлександровнаДолжность: Воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
Месторасположение: город Ухта, Республика Коми, Россия
Непосредственно образовательную деятельность в группе я провожу по подгруппам. Учитывая психологические и индивидуальные особенности и возможности воспитанников, вначале учебного года я приняла решение поделить детей на 2 подгруппы таким образом: в І подгруппе — дети с наиболее высоким уровнем развития. Во ІІ подгруппе есть дети с недостаточной работоспособностью или обучаемостью. Первым провожу занятия со ІІ подгруппой. Детям этой подгруппы стараюсь привить интерес и положительное отношение к занятиям, особенно с повышенным умственным содержанием, использую доброе пожелание, моральную поддержку, девиз, загадку и т.д.
Во время проведения НОД стимулирую учебную деятельность: создаю ситуацию успеха, подбадриваю, поощряю. Использую разные варианты учебных заданий в соответствии с уровнем развития и возможностями детей: более сложных — для детей быстро успевающих приобрести необходимые навыки и приемы, и облегченных — для детей со сниженными возможностями. Учебные задания изменяю за счет, как увеличения, так и снижения объема, так и усложнения или упрощения их содержания. Причем более «слабым» детям сначала даю облегченные варианты заданий, но затем обязательно дорабатываю материал в других режимных условиях, например, на индивидуальных и дополнительных занятиях или на прогулке. При ответах на вопросы, не требующие длительного обдумывания «слабых» детей вызываю отвечать первыми, а при ответах на более сложные — последними. Также при опросах застенчивых, малоактивных детей в целях предупреждения чувства страха, скованности, повышенной нервной напряженности использую такие приемы, как предупреждение о том, что ребенок будет вызван для ответа, для повторения указания, исправления, дополнения. Напоминаю о том, что необходимо делать в данный момент: слушать, думать, запоминать, быть внимательным …
Для детей имеющих высокий уровень развития использую более сложные варианты учебных заданий, опираюсь на их самоконтроль, предоставляю возможность оказывать помощь своим сверстникам, испытывающим определенные трудности в учебной деятельности.
На занятиях обязательно использую поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, систематизацию знаний, нацеливающих на стимулирование мышления, внимания, памяти: «А как вы думаете?», «Почему ты так думаешь? и т.п.
Для снижения утомляемости продумываю чередование видов работ, типов деятельности — использую разнообразные формы организации занятий: сидя за столами, сидя на стульчиках полукругом, сидя на ковре, стоя и т.д. Также использую двигательные и эмоционально-психологические разгрузки: физминутки, минутки здоровья, динамические паузы длительностью 1,5-2 минуты. Провожу по мере необходимости в виде комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами; пальчиковые гимнастики; упражнения дыхательной гимнастики; элементов релаксации; двигательные разрядки в виде игр, длительностью 3-5 минут.
Включаю музыку в процессе занятий, не только как фон, и не только для того, чтобы заинтересовать детей, создать положительный эмоциональный настрой на работу, но и во время самостоятельной работы, например, по математике это помогает развитию у детей контроля за временем и умения сосредоточиться.
В процессе занятия стараюсь активизировать личный опыт детей. На обучающих занятиях, где даётся новая информация, сначала предоставляю возможность детям высказаться, рассказать, что они знают по этой теме. Всегда даю возможность детям задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Охотно поощряю, хвалю, не даю отрицательной оценки.
Учитывая такие особенности, как дети-аудиты, дети-визуалы, дети-кинестетики на занятии я много рассказываю, поясняю, широко использую наглядность: предметные картинки, иллюстрации, игрушки и т.п.
Обязательно даю возможность обследовать предмет изучения, подействовать с ним, например, на познавательном занятии «Удивительное в камне» дети не только рассматривали коллекцию камней и украшения, но и имели возможность подействовать с ними: трогали, нюхали, стучали друг о друга, проверяли на твёрдость, соизмеряли по весу.
Также стараюсь учитывать темперамент детей. У нас есть дети медлительные и те, которые быстро справляются с заданием, таким детям даю возможность проверить у других задания, оказать помощь, проявить самостоятельность и инициативность.
Также применяю ТРИЗ, стараюсь воспитывать в детях творческую личность. Предлагаю задания на развитие воображения: дорисуй, подрисуй, придумай и расскажи сказку, придумай конец истории, сочиняем сказку на новый лад. В конце занятия подвожу итог, рефлексию. Задаю не только такие вопросы: что понравилось? Что узнали нового, но и что бы вы хотели узнать на следующем занятии, какие задания были самыми трудными, самыми легкими, интересными, что не понравилось.
Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода на занятии обеспечивает качество обучения для каждого ребенка
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений← Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Путешествие на Северный полюс | Проект для детей 1 младшей группы ДОУ →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!