Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на НОД, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и во время совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов.Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Режим в детском саду способствует быстрейшей адаптации к дошкольному учреждению. Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. В режимных моментах важно применять художественное слово с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, литературно-художественные произведения, фольклор практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных ООД, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.
В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово. Во время утреннего приема воспитатель говорит:
«-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
Так, стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.
Сказка « Три медведя» на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми будет способствовать чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», рассказов Валентины Осеевой «Три сына», «Волшебное слово»; обсуждение пословиц, загадывание загадок. Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.
Особое внимание надо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! В данном случае уместно использовать пословицы: «Где здоровье, там и красота», «Кто ходит больше, живет дольше», « В здоровом теле здоровый дух».
Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, ООД по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение. Из множества русских пословиц и поговорок я выбираю и те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: "От скуки бери дело в руки" и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалю и спрашиваю, почему так говориться. Таким образом, помогаю осмыслить пословицу и результат своего труда.
Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.
Перед приемом пищи, во время умывания, я слежу за аккуратностью процесса, используя стихи, потешки, образное слово:
«Кран откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся! Грязь, смывайся!»
«Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру».
Перед завтраком, обедом или ужином целесообразно прочитать произведения, в которых говорится о культуре еды, правилах этикета (сказка «Петушок и бобовое зернышко» и др.), а также использую стихи:
«Вот и ужин подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери».
Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, народных сказок. Затем малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
С помощью художественного слова легко заинтересовать детей и во время прогулки. Стихи можно назвать звучащими динамическими картинками из жизни природы. Это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития дошкольников. В игровой, занимательной форме малыши получают представления о мире:
«Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать».
«Осень листья золотит,
Ветер с ними шелестит:
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит».
Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр, использовать поэтическое слово, как подготовку к играм всех видов. В стихах, потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность:
«Мы сегодня занимались
Много нового узнали.
Отдохнуть пришла пора.
Начинается игра».
Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
Целесообразно использовать художественное слово, во время подготовки ко сну. Это способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию:
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко».
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, вроде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам.
В повседневной жизни также широко используем и загадки. В своей работе мы предлагали детям загадки в начале ООД, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадки вносят определенную "живинку" в ООД, заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Говорят дети смешное в детском саду← НОД во второй младшей группе о жителях леса | Осеннее развлечение в средней группе в детском саду. Сценарий →
Автор: Елена Николаевна Ельчанинова
Опубликовано: 3490 дней назад (3 июня 2015)
Просмотров: 15836
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|