Развитие психомоторики у детей через игровую психогимнастику
Развитие психомоторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровую психогимнастику
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»Н.А. Бернштейн
(советский психофизиолог)
Данная работа имеет значимость для практической деятельности воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, так как раскрывает возможности использования психогимнастических упражнений, способствующих психическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из требований ФГОС к современной образовательной деятельности является организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики психического здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, проведение физкультминуток, релаксационных и психогимнастических упражнений, как в отдельности, так и в комплексных занятиях. Из важной роли, которую играет двигательная функциональная система в повседневной жизнедеятельности ребенка, в психическом развитии и формировании личности, вытекает необходимость создания таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сферы. Необходимость направленной работы по развитию двигательной сферы детей требует от участников образовательной деятельности обширных знаний и сформированности представлений о двигательной функциональной системе, психофизиологических механизмах ее становления и функционирования, о закономерностях развития психомоторики, средствах коррекции и мерах профилактики двигательных нарушений. В дошкольном возрасте движения, двигательная активность являются одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребенка, способствуют укреплению его здоровья. Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Работы в этой области вели такие известные психологи, как: А.Н. Леонтьев (1975), А.Р. Лурия (1973), Н.С. Лейтес (1971, 1980), П.С. Лефгафт (1952) и др. В школьные годы состояние психомоторики ребенка определяет его успешность в формировании многих учебных и трудовых навыков, в развитии специальных, связанных с моторной ловкостью, способностей, а в дальнейшем влияет на выбор будущей профессии, на возможности овладения ею. Недостатки в психомоторном развитии нередко наблюдаются у детей массовых образовательных организаций, что в определенной мере затрудняет формирование у них учебных, трудовых и других навыков, требующих тонких моторных координаций. А это, в свою очередь, не может не повлиять негативным образом на отношение ребенка к учебе, на его поведение и формирование личности, что отражено в трудах таких авторов как: Б. Г.Ананьев, Б. Г. Анохин, М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, Л. А. Квинт, Л. А. Рубинштейн, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. По мнению Е.А.Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н.Н.Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функцией, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учеными Института физиологии детей и подростков Академией педагогических наук (Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. К.К. Платонов рассматривает психомоторику или психомоторные процессы как «объективацию всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для организации психических процессов, являясь основой для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Таким образом, психомоторное развитие ребенка является основой для дальнейшего психического развития. Оно способствует полноценному обучению в школе и успешному формированию учебных навыков. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимо движение.
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Это изменило и бытовавшее до него представление об исполнительной функции двигательных центров коры, называвшихся психомоторными. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, как интегратора всех анализаторных систем человека.
Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности.
Одним из вариантов развития психомоторики детей рассматривается использование на занятиях в ДОУ и уроках в школе психогимнастики. Кроме того, все занятия и уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность дошкольника и ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с воспитателем и учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5-и минут. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать занятие или урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Термин «психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. «Психогимнастика» имеет широкое значение, так как разные авторы вкладывают в нее неодинаковое содержание. Во-первых, это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Основные задачи методики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. У детей, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность). Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых воспитателем на занятиях или учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий. В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастические упражнения положительно влияют на развитие мыслительных процессов, применимы как на занятиях и уроках, так и включение их во внеклассные мероприятия.
Задачи, решаемые в ходе применения психогимнастических упражнений:
• улучшение взаимопонимания, налаживание контактов;
• уменьшение напряжения учащихся, снятие страхов и запретов,
• развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;
• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
• развитие памяти, внимания, мышления;
• развитие умения ориентироваться в своем теле;
• развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве;
• формирование навыков произвольности в движениях и их координации;
• овладение выразительными движениями и элементами расслабления;
• развитие ручной моторики;
• развитие зрительно-двигательной координации;
• кинестетическое и кинетическое развитие.
В ходе психогимнастики рекомендуется применять следующие упражнения:
• пальчиковые («Колечко», «Солнышко-луна», «Лезгинка» и т.д.);
• глазодвигательные («Конвергенция», «Движения по 4-м направлениям и диагоналям» и т.д.);
• дыхательные («Воздушный шар», «Свеча» и т.д.);
• мимические («Зеркало и обезьяна» и т.д.);
• релаксационные;
• психофизические (театрализация сказочных сюжетов и т.д.);
• коммуникативные («В этом классе все друзья», «Дождь и дождик»).
Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе учащихся, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие. Использование этой техники на уроках способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогами и другими детьми, чему придается большое значение, так как у учащихся имеются множество причин, вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе занятия или урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, развитию познавательных процессов, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
Как один из вариантов использования психогимнастики на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками, я предлагаю сочетать психогимнастические упражнения и сказки - шумелки (сказки с шумовым оформлением).
При использовании такого варианта психогимнастических упражнений важно учитывать:
- сказка или история должна быть знакома детям;
- педагог выполняет и показывает движения вместе с детьми;
- не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами;
- выполняемые упражнения должны быть доступными и не вызывать затруднений у детей;
- шумовые предметы и инструменты должны быть знакомы детям, чтобы не отвлекать от самого процесса психогимнастики.
В представленном варианте использования психогимнастических упражнений за основу взята русская народная сказка «Теремок» (см. презентация психогимнастика "Теремок"). Сказка представлена визуально (в виде презентации) и озвучена, что дает возможность задействовать зрительные и слуховые анализаторы. В данный вариант психогимнастики включены психогимнастические упражнения и движения, пальчиковые упражнения и используются шумовые предметы. Представленная психогимнастика рассчитана на 5 минут.
Благодаря использованию на занятиях и уроках сочетания традиционной психогимнастики и сказок с шумовым оформлением осуществляется комплексное развитие детей. Выполнение психогимнастических движений и упражнений способствует развитию:
- внимания;
- слухового восприятия;
- зрительного восприятия;
- слухо-моторной координации;
- зрительно-моторной координации;
- согласованности и целенаправленности движений;
- моторики рук.
Благодаря использованию в качестве основы сказки, а также различных шумовых предметов психогимнастика становится более интересной и яркой:
- ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
- звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
- совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
- формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка.
Кроме использования такого варианта психогимнастики на занятиях и уроках, возможно, включать во внеклассные мероприятия в качестве игрового момента, что положительно скажется на психоэмоциональном состоянии учащихся.
Литература
1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. Конспект лекций. – СПб., 2000 г.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999 г.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956 г.
4. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб., 2005 г.
5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. – М., 1995 г.
6. Дудьев В.П. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. - № 4.
7. Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. – Ь., 1993 г.
8. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000 г.
9. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности мозга / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М., 1980 г.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975 г.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973 г.
12. Светова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. – М., 2004 г.
13. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002 г.
14. Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. – Н.Н., «Автосинтез НН», 2005 г.
15. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., АРКТИ, 2009 г.
16. Уханова А. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
17. Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 2000 г.
Презентация на тему: Психогимнастика "Теремок"
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстниковПохожие статьи:
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Участник №117 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Опубликовано: 3287 дней назад (25 ноября 2015)
Просмотров: 11266
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
||
|
|