Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы. Решение задач

Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 6 – 7 лет
Тема: «Решение задач».
«Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития»

Много лет я работаю с детьми с задержкой психического развития. За последние годы таких детей становится все больше, а нарушения имеют все более выраженный характер. Поэтому я стараюсь находить новые пути и подходы в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Так что же такое задержка психического развития?.
Задержка психического развития – это особый тип аномального развития, при котором характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических процессов, которые могут компенсироваться под влиянием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под воздействием временного фактора.
Другими словами – это замедленный темп психического развития ребёнка. Отставание составляет примерно 1 - 2 года от нормально развивающихся сверстников.
Под психическими процессами подразумевается развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, а также внимания, как обеспечивающего коррекцию всех психических функций ребёнка.
По данным статистики 70% детей с ЗПР компенсируются, а 30% по разным причинам – нет.
ЗПР возникает по разным причинам. Чаще всего это связано с поражением коры головного мозга в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.
Это могут быть следующие причины:
- неблагоприятная беременность;
- неблагоприятные роды;
- травмы и вредности в первые месяцы жизни ребенка;
- остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы и другие.
В чем же заключаются особенности в развитии детей с ЗПР?
Одной из главных особенностей детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников, является отставание в познавательной деятельности.
Педагоги – дефектологи , работающие с детьми с ЗПР , знают существенные отличия этих детей от нормы, которые выражаются в следующем.
У детей с задержкой психического развития часто нарушено
внимание.
• Долго не формируется произвольное внимание, которое требует особых волевых усилий.
• Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических и мыслительных нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач …) снижают внимание.
• Объём внимания сужен.
• Нарушено распределение внимания (трудно слушать и одновременно писать).
• Наблюдаются трудности в распределении внимания с одного предмета на другой («Найди отличия»), с одного вида деятельности на другой.
Память.
• Характерна недостаточная прочность запоминания, кратковременность памяти, требуется постоянное подкрепление, повторение изучаемого материала.
• Лучше развита зрительная память, а вербальная (словесная) вызывает трудности.
• Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Восприятие.
• Темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
• Дети испытывают трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал…).
• Дети с трудом узнают зашумленные и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в прохождении «Лабиринтов».
• Нарушено восприятие цвета, величины, формы предмета, восприятие временных представлений (очень часто дети их вообще не называют).
• Нарушено пространственное восприятие, так как недостаточно.
Мышление.
• Наблюдается недостаточная сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
• Дети с ЗПР с трудом выделяют существенные признаки предметов, а второстепенные замечают сразу, иногда на второстепенных деталях застревают.
• Затруднено установлениепричинно – следственных связей.
• Дети до 7 лет и более не понимают скрытый смысл рассказа, пословицы, загадки.
• Страдает словесно-логическое мышление. Для детей с ЗПР характерно наглядно - действенное мышление.
Речь.
• Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения.
• При общем недоразвитии речи (ОНР) отмечается позднее появление речи у ребенка (или её прерывание), скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия.
• Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слухо-двигательные, зрительно – двигательные, слухо-зрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму.
Необходимо иметь в виду, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Учитывая особенности развития психических процессов у детей – дошкольников с ЗПР, необходимо подбирать такие дидактические игры, которые способствуют коррекции познавательной сферы детей и которые, наряду с традиционными дидактическими играми, помогают решить специфические задачи коррекции.
В отличие от детей с нормальным развитием дети с задержкой психического развития часто не могут справиться с некоторыми из заданий в этих играх без помощи педагога или родителя. Поэтому требуется неоднократная тренировка с учетом использования более простых заданий в начальный период и с постепенным усложнением в последующем.
Исходя из выше сказанного, можно увидеть специфику в работе с этой категорией детей.
Назову некоторые специфические особенности работы и проведения занятий, основанных на дидактических играх.
1.Главная роль в развитии познавательной сферы отводится коррекции психических процессов ребёнка с ЗПР, т.к. без неё невозможно решить обучающую задачу.
2.Необходимо увеличить количество дидактических игр в работе с детьми с ЗПР по сравнению с нормой.
3.Обязательно усложнение дидактических игр от этапа к этапу (от простого к сложному).
4.Вовлечение возможно большего количества анализаторов во время игры.
5.Большая вариативность и разнообразие наглядного материала, схем, символов.
6.Использование новых, нетрадиционных форм и приемов в работе.
Учитывая, что для детей с ЗПР характерна повышенная утомляемость, истощаемость, неспособность к волевому усилию, слабая память, вялое мышление и т.д., необходимо неоднократное повторение задание, четкая инструкция (простая, одноступенчатая), поэтапное выполнение заданий, речевое проговаривание последовательности действий, поэтапная проверка выполненного действия.
Работа в группе компенсирующей направленности ведется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Но для усвоения необходимых знаний детьми с ЗПР церебрально – органического генеза, приходится некоторые занятия несколько облегчать, упрощать. Одно из таких занятий представляю в данной работе. Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития по разделу «решение задач». Второй год обучения. НОД основана на сюжете сказки «Вовка в тридевятом царстве» и максимально насыщена дидактическими играми, которые лучше воспринимаются детьми, а необходимый материал усваивается наиболее прочно. Все занятие построено по принципу «Учить - играя».
Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 6 – 7 лет
Тема: «Решение задач».
Используется игровая ситуация по сказке «Вовка в тридевятом царстве».
Цели.

1. Коррекционно - образовательные:
- закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;
- находить смежные числа;
-закрепить знания о числе и цифре 5;
- продолжать учить составлять и решать задачи на сложение в пределах 5 и знакомить со структурой задачи;
- отрабатывать счет на слух, согласовывая с движениями;
- счет на ощупь;
- закрепить знания геометрических фигур;
- согласование числительных с существительными.

2. Коррекционно - развивающие :
- развивать мыслительные процессы анализа и синтеза;
- формировать концентрацию произвольного внимания;
- совершенствовать вербальную и образную память;
- развивать зрительное, слуховое , двигательное ощущение;
- формировать точность речевых высказываний.

3. Коррекционно - воспитательные:
- формировать мотивацию к обучению в школе;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
- создание психологической ситуации успеха.

Оборудование.
Демонстрационный материал : цифры от 1 до 10, сказочные персонажи (плоскостные фигуры), ширма, металлофон, образец на нахождение 9-го недостающего, птички, веточка, цифры для решения задачи, наложенные изображения посуды.
Раздаточный материал: цифры , карточки для решения задач , ½ листа с изображением цифр, расположенных по – разному, цветные карандаши, наклейки с оценкой 5, мешочки для счета на ощупь.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
На доску выставляется изображение сказочного героя – Вовки из тридевятого царства. Он хочет вернуться домой, к своим школьным друзьям, а выйти из царства не может. Надо ему помочь.

2. Повторение. Дети подходят к доске, на которой в беспорядке расположены цифры:
а) надо помочь Вовке расставить цифры по порядку от 1 до 10;
(прямой и обратный счет).
б) Дидактическая игра « Назови соседей данного числа» - называние смежных чисел.

3. Основная часть Решение задач.
Идет Вовка по царству, а навстречу ему Василиса Премудрая.
«Решишь мои задачки – пропущу тебя дальше».
Дефектолог предлагает вспомнить, что такое задача?
(Это маленький рассказ, в котором обязательно есть числа и вопрос).
Предлагает послушать рассказ.
«На ветке сидели птички, к ним прилетела ещё птичка и они стали весело чирикать. Это задача? ( Нет). Почему? (нет чисел и вопроса)».
Затем предлагается послушать еще один рассказ и сравнить с предыдущим.
«На ветке сидели 3 птички. Прилетела еще 1 птичка. Сколько всего стало птичек? Это задача? ( Да ). Почему?»....
Вспоминают, из чего состоит задача? Уточняется структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ. (Эти понятия даются в подготовительной группе, в старшей – только закладываются детям в пассивное понимание).
Далее уточняется, что известно в задаче.
«Было 3 птички, прилетела ещё одна птичка. (Одновременно выставляются цифры на фланелеграф.
То, что известно в задаче – это условие.
Что надо узнать в задаче? ( Сколько стало птичек?)
То, что надо узнать в задаче – это вопрос.
Вопрос всегда начинается со слова «сколько?”.
Теперь будем решать задачу.
Что сказано в условии? (было 3 птички, прилетела ещё 1 птичка).
Стало больше или меньше? Если стало больше, то какое действие надо выполнить? (сложение). Какой знак надо поставить? ( плюс) 3 + 1
Какой знак надо поставить, чтобы обозначить, что получится? ( равно=).
Сколько стало птичек? (..4 птички).
Читаем выражение: три плюс один равно четырем ( 3 + 1 =4) .
Что такое 4? Это сколько птичек стало. Вот это ответ на вопрос задачи.
Задача решена».
4. Физминутка.
« Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И поглубже мы подышим».

5. Составление задач детьми по своим карточкам.
Дети самостоятельно составляют задачи и выкладывают из цифр решение, оречевляют. Уточняется, где условие, где вопрос, где решение и ответ.

6. Идет-бредет Вовка дальше, а навстречу ему Двое из ларца – одинаковы с лица. Нашли рисунок и не могут понять, что же здесь нарисовано.
«Наложенные изображения посуды».
Дети по одному обводят изображение посуды и называют.
Эти братья все время все путают. Вот и перепутали все чашки на полках.
Просят помочь расставить их на свои места.
Д.И. «Найди девятое». Сначала на доске, затем по индивидуальным карточкам.

7. Идет Вовка дальше. Пришел к синему морю. Просит Золотую рыбку помочь ему выбраться из царства, к своим родителям и друзьям. Но рыбка ему ответила, что надо сначала потрудиться, а уж потом просить о чем -либо.
Задание: Сколько раз ударит хвостиком Золотая рыбка, столько раз надо присесть (кивнуть головой, наклониться…)

8. Идет Вовка дальше. Навстречу ему Царь – государь.
Много у него всяких золотых запасов, жемчугов, но вот не может он сосчитать количество каштанов в его мешочках.
Д.И. «Посчитай на ощупь». Царь благодарит и отпускает Вовку домой.

9. Педагог сообщает, что дети во многом помогли Вовке и предлагает угадать, какая самая лучшая оценка в школе? ( 5).

10.Пальчиковая гимнастика.
«А вот это - цифра 5, до пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи – цифру пальчику скажи:
И один, и два, и три, а четыре не забыли? – и четыре говори.
Ну а этот будешь брать - говори скорее – пять!»

11.Найдите цифру 5 среди других и раскрасьте ее любым цветом.
Уточнить цвета.
« Вот теперь Вовка возвратился в свою школу, с радостью встретил друзей, а помогли в этом вы – молодцы!»

12. Итог.
Дефектолог уточняет, что сегодня дети делали для Вовки?(Повторяются детьми наиболее запомнившиеся моменты занятия).
«Молодцы, выручили друга из беды. Теперь вы знаете, что лучшая оценка в школе – это 5. Вот сегодня вам я ставлю за работу оценку - 5. Молодцы!»






Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы с презентацией Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Развлечение по ФЭМП в подготовительной группе

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 5

Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС. Тема: Выше, ниже

Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Шестиугольник

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование фигур

Опубликовано: 2881 день назад (10 января 2016)
Просмотров: 11882
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Вера Васильевна Чередниченко # 10 января 2016 в 15:08 0
Чередниченко Вера Васильевна
учитель-дефектолог, логопед, МБДОУ детский сад комбинированного вида №67, г.Белгород
Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений
детей с задержкой психического развития 6 – 7 лет. Тема: «Решение задач».
https://kladraz.ru/blogs/vera-vasilevna-cherednichenko/konspekt-zanjatija-matematika.html
Галина Андреевна Коршак # 14 января 2016 в 21:35 0
Спасибо за полезный материал. Голосую!