Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы. Решение задач
Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 6 – 7 лет
Тема: «Решение задач».
«Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития»Много лет я работаю с детьми с задержкой психического развития. За последние годы таких детей становится все больше, а нарушения имеют все более выраженный характер. Поэтому я стараюсь находить новые пути и подходы в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Так что же такое задержка психического развития?.
Задержка психического развития – это особый тип аномального развития, при котором характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических процессов, которые могут компенсироваться под влиянием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под воздействием временного фактора.
Другими словами – это замедленный темп психического развития ребёнка. Отставание составляет примерно 1 - 2 года от нормально развивающихся сверстников.
Под психическими процессами подразумевается развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, а также внимания, как обеспечивающего коррекцию всех психических функций ребёнка.
По данным статистики 70% детей с ЗПР компенсируются, а 30% по разным причинам – нет.
ЗПР возникает по разным причинам. Чаще всего это связано с поражением коры головного мозга в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.
Это могут быть следующие причины:
- неблагоприятная беременность;
- неблагоприятные роды;
- травмы и вредности в первые месяцы жизни ребенка;
- остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы и другие.
В чем же заключаются особенности в развитии детей с ЗПР?
Одной из главных особенностей детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников, является отставание в познавательной деятельности.
Педагоги – дефектологи , работающие с детьми с ЗПР , знают существенные отличия этих детей от нормы, которые выражаются в следующем.
У детей с задержкой психического развития часто нарушено
внимание.
• Долго не формируется произвольное внимание, которое требует особых волевых усилий.
• Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических и мыслительных нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач …) снижают внимание.
• Объём внимания сужен.
• Нарушено распределение внимания (трудно слушать и одновременно писать).
• Наблюдаются трудности в распределении внимания с одного предмета на другой («Найди отличия»), с одного вида деятельности на другой.
Память.
• Характерна недостаточная прочность запоминания, кратковременность памяти, требуется постоянное подкрепление, повторение изучаемого материала.
• Лучше развита зрительная память, а вербальная (словесная) вызывает трудности.
• Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Восприятие.
• Темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
• Дети испытывают трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал…).
• Дети с трудом узнают зашумленные и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в прохождении «Лабиринтов».
• Нарушено восприятие цвета, величины, формы предмета, восприятие временных представлений (очень часто дети их вообще не называют).
• Нарушено пространственное восприятие, так как недостаточно.
Мышление.
• Наблюдается недостаточная сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
• Дети с ЗПР с трудом выделяют существенные признаки предметов, а второстепенные замечают сразу, иногда на второстепенных деталях застревают.
• Затруднено установлениепричинно – следственных связей.
• Дети до 7 лет и более не понимают скрытый смысл рассказа, пословицы, загадки.
• Страдает словесно-логическое мышление. Для детей с ЗПР характерно наглядно - действенное мышление.
Речь.
• Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения.
• При общем недоразвитии речи (ОНР) отмечается позднее появление речи у ребенка (или её прерывание), скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия.
• Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слухо-двигательные, зрительно – двигательные, слухо-зрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму.
Необходимо иметь в виду, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Учитывая особенности развития психических процессов у детей – дошкольников с ЗПР, необходимо подбирать такие дидактические игры, которые способствуют коррекции познавательной сферы детей и которые, наряду с традиционными дидактическими играми, помогают решить специфические задачи коррекции.
В отличие от детей с нормальным развитием дети с задержкой психического развития часто не могут справиться с некоторыми из заданий в этих играх без помощи педагога или родителя. Поэтому требуется неоднократная тренировка с учетом использования более простых заданий в начальный период и с постепенным усложнением в последующем.
Исходя из выше сказанного, можно увидеть специфику в работе с этой категорией детей.
Назову некоторые специфические особенности работы и проведения занятий, основанных на дидактических играх.
1.Главная роль в развитии познавательной сферы отводится коррекции психических процессов ребёнка с ЗПР, т.к. без неё невозможно решить обучающую задачу.
2.Необходимо увеличить количество дидактических игр в работе с детьми с ЗПР по сравнению с нормой.
3.Обязательно усложнение дидактических игр от этапа к этапу (от простого к сложному).
4.Вовлечение возможно большего количества анализаторов во время игры.
5.Большая вариативность и разнообразие наглядного материала, схем, символов.
6.Использование новых, нетрадиционных форм и приемов в работе.
Учитывая, что для детей с ЗПР характерна повышенная утомляемость, истощаемость, неспособность к волевому усилию, слабая память, вялое мышление и т.д., необходимо неоднократное повторение задание, четкая инструкция (простая, одноступенчатая), поэтапное выполнение заданий, речевое проговаривание последовательности действий, поэтапная проверка выполненного действия.
Работа в группе компенсирующей направленности ведется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Но для усвоения необходимых знаний детьми с ЗПР церебрально – органического генеза, приходится некоторые занятия несколько облегчать, упрощать. Одно из таких занятий представляю в данной работе. Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития по разделу «решение задач». Второй год обучения. НОД основана на сюжете сказки «Вовка в тридевятом царстве» и максимально насыщена дидактическими играми, которые лучше воспринимаются детьми, а необходимый материал усваивается наиболее прочно. Все занятие построено по принципу «Учить - играя».
Коррекционно – развивающая деятельность по формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 6 – 7 лет
Тема: «Решение задач».Используется игровая ситуация по сказке «Вовка в тридевятом царстве».
Цели.
1. Коррекционно - образовательные:
- закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;
- находить смежные числа;
-закрепить знания о числе и цифре 5;
- продолжать учить составлять и решать задачи на сложение в пределах 5 и знакомить со структурой задачи;
- отрабатывать счет на слух, согласовывая с движениями;
- счет на ощупь;
- закрепить знания геометрических фигур;
- согласование числительных с существительными.
2. Коррекционно - развивающие :
- развивать мыслительные процессы анализа и синтеза;
- формировать концентрацию произвольного внимания;
- совершенствовать вербальную и образную память;
- развивать зрительное, слуховое , двигательное ощущение;
- формировать точность речевых высказываний.
3. Коррекционно - воспитательные:
- формировать мотивацию к обучению в школе;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
- создание психологической ситуации успеха.
Оборудование.
Демонстрационный материал : цифры от 1 до 10, сказочные персонажи (плоскостные фигуры), ширма, металлофон, образец на нахождение 9-го недостающего, птички, веточка, цифры для решения задачи, наложенные изображения посуды.
Раздаточный материал: цифры , карточки для решения задач , ½ листа с изображением цифр, расположенных по – разному, цветные карандаши, наклейки с оценкой 5, мешочки для счета на ощупь.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На доску выставляется изображение сказочного героя – Вовки из тридевятого царства. Он хочет вернуться домой, к своим школьным друзьям, а выйти из царства не может. Надо ему помочь.
2. Повторение. Дети подходят к доске, на которой в беспорядке расположены цифры:
а) надо помочь Вовке расставить цифры по порядку от 1 до 10;
(прямой и обратный счет).
б) Дидактическая игра « Назови соседей данного числа» - называние смежных чисел.
3. Основная часть Решение задач.
Идет Вовка по царству, а навстречу ему Василиса Премудрая.
«Решишь мои задачки – пропущу тебя дальше».
Дефектолог предлагает вспомнить, что такое задача?
(Это маленький рассказ, в котором обязательно есть числа и вопрос).
Предлагает послушать рассказ.
«На ветке сидели птички, к ним прилетела ещё птичка и они стали весело чирикать. Это задача? ( Нет). Почему? (нет чисел и вопроса)».
Затем предлагается послушать еще один рассказ и сравнить с предыдущим.
«На ветке сидели 3 птички. Прилетела еще 1 птичка. Сколько всего стало птичек? Это задача? ( Да ). Почему?»....
Вспоминают, из чего состоит задача? Уточняется структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ. (Эти понятия даются в подготовительной группе, в старшей – только закладываются детям в пассивное понимание).
Далее уточняется, что известно в задаче.
«Было 3 птички, прилетела ещё одна птичка. (Одновременно выставляются цифры на фланелеграф.
То, что известно в задаче – это условие.
Что надо узнать в задаче? ( Сколько стало птичек?)
То, что надо узнать в задаче – это вопрос.
Вопрос всегда начинается со слова «сколько?”.
Теперь будем решать задачу.
Что сказано в условии? (было 3 птички, прилетела ещё 1 птичка).
Стало больше или меньше? Если стало больше, то какое действие надо выполнить? (сложение). Какой знак надо поставить? ( плюс) 3 + 1
Какой знак надо поставить, чтобы обозначить, что получится? ( равно=).
Сколько стало птичек? (..4 птички).
Читаем выражение: три плюс один равно четырем ( 3 + 1 =4) .
Что такое 4? Это сколько птичек стало. Вот это ответ на вопрос задачи.
Задача решена».
4. Физминутка.
« Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И поглубже мы подышим».
5. Составление задач детьми по своим карточкам.
Дети самостоятельно составляют задачи и выкладывают из цифр решение, оречевляют. Уточняется, где условие, где вопрос, где решение и ответ.
6. Идет-бредет Вовка дальше, а навстречу ему Двое из ларца – одинаковы с лица. Нашли рисунок и не могут понять, что же здесь нарисовано.
«Наложенные изображения посуды».
Дети по одному обводят изображение посуды и называют.
Эти братья все время все путают. Вот и перепутали все чашки на полках.
Просят помочь расставить их на свои места.
Д.И. «Найди девятое». Сначала на доске, затем по индивидуальным карточкам.
7. Идет Вовка дальше. Пришел к синему морю. Просит Золотую рыбку помочь ему выбраться из царства, к своим родителям и друзьям. Но рыбка ему ответила, что надо сначала потрудиться, а уж потом просить о чем -либо.
Задание: Сколько раз ударит хвостиком Золотая рыбка, столько раз надо присесть (кивнуть головой, наклониться…)
8. Идет Вовка дальше. Навстречу ему Царь – государь.
Много у него всяких золотых запасов, жемчугов, но вот не может он сосчитать количество каштанов в его мешочках.
Д.И. «Посчитай на ощупь». Царь благодарит и отпускает Вовку домой.
9. Педагог сообщает, что дети во многом помогли Вовке и предлагает угадать, какая самая лучшая оценка в школе? ( 5).
10.Пальчиковая гимнастика.
«А вот это - цифра 5, до пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи – цифру пальчику скажи:
И один, и два, и три, а четыре не забыли? – и четыре говори.
Ну а этот будешь брать - говори скорее – пять!»
11.Найдите цифру 5 среди других и раскрасьте ее любым цветом.
Уточнить цвета.
« Вот теперь Вовка возвратился в свою школу, с радостью встретил друзей, а помогли в этом вы – молодцы!»
12. Итог.
Дефектолог уточняет, что сегодня дети делали для Вовки?(Повторяются детьми наиболее запомнившиеся моменты занятия).
«Молодцы, выручили друга из беды. Теперь вы знаете, что лучшая оценка в школе – это 5. Вот сегодня вам я ставлю за работу оценку - 5. Молодцы!»
Рекомендуем посмотреть:
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы с презентацией Конспект занятия по математике для детей подготовительной группыПохожие статьи:
Развлечение по ФЭМП в подготовительной группе
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 5
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС. Тема: Выше, ниже
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Шестиугольник
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование фигур
Автор: Вера Васильевна Чередниченко
Опубликовано: 3269 дней назад (10 января 2016)
Просмотров: 12569
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|