Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект
Внеурочное занятие по окружающему миру "Что на болоте растет? 3 класс
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город СамараОписание Данный материал можно использовать для проведения внеурочной деятельности по курсу "Окружающий мир" в начальной школе и в среднем звене.
Цель Формирование новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений.Расширение объема интереса к природе, формирование бережного отношения к природе.
Задачи:Расширить объем интереса к природе,формировать бережное отношение к природе.
Дать представление учащимся о структуре природных комплексов(экосистем), о функционировании отдельных комплексов.
Углубить изучение учебной программы.
Воспитывать нравственную культуру.
Ход занятия
1.Организационный момент
Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. И дорогу мы с собой возьмем хорошее настроениеи желание узнать что-то новенькое.
2.Сообщение темы занятия
Чтобы узнать тему нашего путешествия, отгадайте загадку. Куда мы сегодня попадем?
Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (болото)
Действительно, это болото.
Работа с новой темой
1 Ученик
С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы - всякие придуманные в сказках существа.И трясины, бездонные топи, грозившие засосать без следа и пешего и конного. Болота пугали своей тишиной и неподвижностью.Все застыло.
2 Ученик
Люди старались поселиться подальше от болот, от "гнилых" мест, где чаще простужались и болели. Болота обходили стороной.
3 Ученик
Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться.Они отбросили ложный страх и перестали верить в "нечистую силу". И болота открыли человеку свои тайны.
1Ученик
Топкое место. Кочки да трясины. Редкие кустарнички... Камышовые заросли... Болото... Откуда оно взялось?
2 Ученик
Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше и закрывали воду.Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. Заросли становились все гуще и гуще. И вот на дне стал образовываться толстый слой из стеблей листьев, трав. Это дно засосет любого.
3 Ученик
Больше всего на болоте мхов.
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше - зеленей.
Нужна коль будет вата,
Нарви его скорей.
1 Ученик
Самый распространенный среди мхов - сфагновый.
Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток. Мох растёт, нижние стебельки у него всё время отмирают, накапливаются, на них наслаиваются новые.
Получается пружинящий матрас.
Учитель
Сфагновый мох обладает замечательным свойством- он поглащает и удерживает в себе очень много воды. В переводе с греческого "сфагнос" означает "губка".
Мох греет хорошо. Часто птицы вплетают сухие стебельки мха в гнездо- птенцам тепло и уютно. Звери, барсук или лиса, делают в норе подстилку из мха.
Люди издавна конопатили сфагновым мхом избы, забивали щели между брёвнами. Даже в самые лютые морозы и при сильном ветре в избе было тепло.
1 Ученик
Растут на болоте ягодные кустарники.Особенно много клюквы.
Клюква- растение вечнозеленое.В начале лета по зелёному ковру болот тут и там разбросаны яркие розовые цветки клюквы. Осенью в деревнях целыми семьями идут за клюквой- запасают ее на долгую зиму. Полезна и вкусна ягода.
2 Ученик
Рядом с клюквой растет голубика.
Ягоды у нее и впрямь голубого , почти синего цвета. Кустики голубики повыше клюквы.
3 Ученик
А вот среди зеленых листочков выглядывают круглые ярко-красные ягоды. Это брусника.
В северных деревнях бруснику мочат и запасают на зиму бочками.
3 Ученик
И морошка- болотная ягода. Нежная, с тонким вкусом.
Бывает , сплошными коврами она устилает болотные кочки.
Учитель
Воздух на болоте особенный. Голова иногда разболеться может. Это всё от запаха багульника.Его запах ни с чем не спутаешь.
1 Ученик
Другой болотный кустарник - вереск.
Лиловые мелкие цветки вереска сладко пахнут нектаром, на них прилетают пчелы, а потом готовят тёмный вересковый мёд.
2 Ученик
Еще одно болотное растение- аир.
Его называют "фиалковым корнем".Запах от корней такой же как и от фиалки. Его корневища используют люди:добывают пахучие масла, готовят в сахаре,как цукаты., отваром моют голову, порошком из аира посыпают раны.
3 Ученик
В аптеках продают настойку из валерианы, которая успокаивает человека и дает ему хороший сон. Растение это растет на болоте.
Многие другие растения растут на болотах, и почти каждое из них приносит пользу.
Физминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались,
Лапками потопали,
Глазками похлопали.
Вот здоровья в чем секрет!
Все друзьям физкульт-привет!
Закрепление материала
Учитель:
А теперь предлагаем вам отгадать загадки о растениях болота.
Я -болотное растение
Конопатят мною стены (Мох)
Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках ,
Синяя у всех туника...
Ищем что мы ....(Голубику)
Не в саду, а на болоте
Круглая как пуговка,
Красненькая (клюковка)
На болоте уродилась
В мягкой травке притаилась.
Жёлтенькая брошка-
Ягодка ....(Морошка)
Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас. (Брусника)
На пустошах болот
Кустарник тот цветёт.
Дает он знаменитый эль
И легендарный мед.(Вереск)
"Кошачья травка"-
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Заключительная часть. Рефлексия
Итак,мы завершаем наше занятие.
Где мы сегодня побывали? С какими растениями болота вы познакомились?Теперь вы сможете не только рассказать о растениях болот, но и знать о том, что это лекарственные растения, которые люди использовали с давних времен. Вы постарались, и теперь предлагаю попробовать чай с вареньем из этих ягод(с брусникой, голубикой, клюквой).
Рекомендуем посмотреть:
Занятия в подготовительной группе на тему: Труд Кроссворд с ответами для учащихся 3 - 4 класса Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет? Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. КонспектПохожие статьи:
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Участник №36 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
← Викторина с ответами по сказке Толстого "Золотой ключик" для 2 класса | Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет? →
Автор: Вера Валерьевна Ляпина
Опубликовано: 3575 дней назад (7 февраля 2015)
Просмотров: 14719
Рубрика: внеурочное занятие
|
+56↑ Голосов: 58 |
Комментарии (64)
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|