Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?
Внеурочное занятие по окружающему миру "Кто на болоте живёт" для начальной школы. Конспект
Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город СамараОписание: Данный материал можно использовать для проведения внеурочной деятельности по курсу "Окружающий мир" в начальной школе и в среднем звене.
Цель: Формирование новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений.Расширение объема интереса к природе, формирование бережного отношения к природе.
Задачи: Расширить объем интереса к природе,формировать бережное отношение к природе.
Дать представление учащимся о структуре природных комплексов(экосистем), о функционировании отдельных комплексов.
Углубить изучение учебной программы.
Воспитывать нравственную культуру.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие в одно из самых загадочных мест. Необходимо приготовить накомарники и на все пуговицы застегнуться.
Сообщение темы
Традиционно, прошу угадать куда же мы отправимся.
Не пройдёшь, не пройдёшь-
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой плёнкой.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек-
Государство журавлей,
Уток и лягушек. (Болото)
Да, вы правы! Это болото. На прошлом занятии мы познакомились с растениями болота. А сегодня я предлагаю узнать жителей этого таинственного края.Итак, в дорогу! Помогать нам сегодня будут ребята натуралисты. Они подготовили рассказы для нашего путешествия.
Знакомство с новой темой
Учитель:
На болотах живут такие животные, которые чувствуют себя дома среди кочек, болотных трав, зеркалец воды, трясин, кустарничков, чахлых деревьев. Болото для них и надежное укрытие, и место, где можно кормиться и выводить потомство.
Вот ондатра. Родина ондатры Северная Америка, где её называют мускусной крысой. 90 лет назад её завезли в нашу страну, она прижилась и очень широко распространилась. У ондатры красивый пушистый мех, она ценный пушной зверек.
На болотах ондатра строит хатку из стеблей тростника, камыша, мелких веточек, переплетает всё осокой. Ондатра- зверёк небольшой, поменьше нашей домашней кошки, а хатку строит чуть не в метр высотой. В своей хатке ондатра днём спит, а к вечеру просыпается, расчёсывает коготками шёрстку и вылезает наружу. В то время как мы собираемся ужинать, ей пора завтракать.
Бесшумно скользит она в воде- наверху только нос с длинными усами – плывёт грызть всякие болотные растения, объедать у них листья, стебли, доставать корневища.
1 Натуралист
По соседству с ондатрой живёт исконная обитательница болот- водяная полёвка. Эта устраивает себе жильё в каком-нибудь дупле ствола, что давно лежит на болоте, или сгнившем пне. Иногда выгрызает нору в кочке –там её и не увидишь среди мха и осоки. Водяная полёвка любит полакомиться болотными растениями, как и ондатра, да и ныряет и плавает полёвка не хуже соседки.
2 Натуралист
И для многих птиц здесь родные места. С болот доносятся крики журавлей. Вот весной эти крупные , длинноногие птицы прилетели на родное болото. Стая немного отдохнула после трудного перелета, подкормилась, и, глядишь, начинаются «танцы». Журавли «танцуют» друг перед другом- подпрыгивают, крутятся, кланяются, приседают: машут крыльями, перебирают ногами.
А через несколько дней стая распадается на пары- надо строить гнездо и выводить птенцов. Журавли очень любят родные места и , случается, много лет живут и выводят птенцов в одном и том же гнезде.
Вышагивает на длинных ногах журавль по болоту, ищет лягушек, поймает мышь, если попадется, а то прихватит и жука или червяка. Часто щиплет болотные ягоды- клюкву, морошку, бруснику, голубику, подёргает молодой осоки или соберет семена растений.
В сентябре журавли собираются в стаи, пробуют силы, учат молодых, готовятся к отлёту на юг – длинному тяжёлому пути.
3 Натуралист
В Сибири на болотах, если очень повезёт, можно увидеть белого журавля- стерха. Это очень редкая птица, осталось стерхов совсем мало, и их тщательно охраняют.
Стерх очень красив и виден издалека – белый с красным лбом и клювом, черными ногами и черными полосками на конце крыльев. Гнездо строит он в тундровых болотах, где-нибудь на моховых кочках. На гнезде сидит чутко, человека близко не подпустит.
1 Натуралист
На болоте всегда встретишь и белую цаплю. Неподвижно стоят они по колено в воде, ожидая, когда вблизи покажется добыча – лягушка, рыбка, ящерица или даже полёвка. Гнездо своё цапля строит в самой гуще камыша – не доберёшься.
Физминутка
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Ручки кверху поднимаем
И спокойно опускаем. (Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)
Надоело всем сидеть.
Нам охота повертеть
Корпусом туда-обратно.
И полезно, и приятно! (Вращение корпусом вправо и влево.)
А потом и головой
Всласть покрутим мы с тобой. (Вращение головой.)
И на место снова сели,
Принимаемся за дело. (Дети садятся.)
Учитель:
На болоте всегда много разных уток. Кряква любит густые заросли тростника, камыша, чтобы было хорошее укрытие. И покормиться тут же можно на мелководье. И птенцов-пуховичков поучить так, чтобы хищник не заметил. И другие утки – чирки или нырки – тут же на болоте по соседству с кряквой. И все со своими птенцами и своими заботами.
А уж всяких куликов на болоте пруд пруди. Окрашены они обычно так, что сядет на кочку – не сразу разглядишь. Бегают по кочкам в воде на длинных ногах, вспархивают, всюду суют длинные носы – ищут корм.
2 Натуралист:
Гуси! Далеко разносится их раскатистый громкий голос, пока они набирают высоту и исчезают за деревьями.
3 Натуралист:
И лягушек на болоте очень много и все они усердно уничтожают насекомых, мошкары не убавляется. Ранней весной гроздья лягушачьей икры видны почти в каждой болотной луже. Глядишь – и уже вывелись головастики. А потом и новое поколение лягушек вылезло на кочки.
1 Натуралист:
Вечерами и ночью на болоте слышен чей-то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в огромный барабан- и он загудел. Или бык заблудился в болоте и зовет хозяина,, ревёт. Что только не рассказывали по этому поводу – будто водяной кричит или леший с ним повздорил. А все звуки- то идут от небольшой, с курицу, птицы, которая называется выпь.
Выпь живёт на болоте в тростниковых зарослях, в камышах маленьких болотных озёр. Ей подавай карасей, окуней, лягушек и головастиков. Неподвижно стоит выпь в зарослях у воды, даже не подумаешь, что она живая, и вдруг молниеносно метнётся острый, как кинжал, клюв, и уж рыбке не уйти.
2 Натуралист:
А вот и филин- ночной разбойник! Нет он него спасенья в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так громко хохочет не болоте, как стемнеет.
3 Натуралист:
На болотах можно встретить не только постоянных обитателей. Заходит сюда и могучий лось- высокий, с длинными ногами, мощной грудью, горбоносой головой.
И олень с развесистыми рогами заглядывает. И кабан по болоту пройдет, остановится – кочки разроет, полакомится.
И косолапый медведь сюда забредёт.
И лесной петух – тетерев, одетый как будто в чёрный фрак с белой подкладкой, залетает.
И рябчик, одетый поскромнее, в пестринках, наведывается. И белые куропатки по тундровым болотам разгуливают.
И всех, кто в гости заглянет, болото угостит вкусными ягодами, сочными корнями, стеблями, листьями водных растений, спрячет в гуще тростника или камыша, уложит спать на мягком мху.
Где много болот- там всегда много растений и всякого зверья и птиц.
Богатый это край- край болотный!
Закрепление
Учитель:
Давайте попробуем угадать тех, о ком вы сегодня узнали в нашем походе.
Натуралисты загадывают загадки:
Живет на болоте,
Поет он с душой
Ноги как спицы,
А сам небольшой.(Кулик)
Угадайте что за птица,
Света яркого боится,
Нос крючком,
Глаза пятачком? (Филин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в развалочку, спотыкалочку. (Утка)
Тонет рёв в глухом болоте
Тёплым летним вечерком.
Что за птицу все в народе
Водяным зовут быком? (Выпь)
Петь люблю рассветной тишью
И влюблён я в песнь свою.
Так что ничего не слышу,
Когда только запою. (Глухарь)
Он живёт на крыше дома
Длинноногий, длинноносый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Бел как снег,
Надут как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
Заключительная часть. Рефлексия
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Можно снять накомарники. Чем оно вам запомнилось?
Конечно же вы теперь узнаете и по голосам и по внешнему виду тех, кто своим домом считает болото.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 - 4 класса Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Охрана водоемовПохожие статьи:
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Участник №48 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
← Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект | Викторина с ответами по сказке Носова "Бобик в гостях у Барбоса" для начальной школы →
Автор: Вера Валерьевна Ляпина
Опубликовано: 3547 дней назад (16 февраля 2015)
Просмотров: 11145
Рубрика: внеурочное занятие
|
+48↑ Голосов: 48 |
Комментарии (52)
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|