Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Опыт работы воспитателя детского сада. Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Проблема экологии в настоящее время является одной из самых важных для существования жизни на Земле.В литературе есть масса советов, как рассказать детям о том, что происходит в природе и чаще эти знания даются детям в готовом виде – «так было и так есть», а не добываются самими детьми, как это советует ТРИЗ. При решении задач, составленных на экологических противоречиях, опираясь на полученные знания можно сделать свои выводы. Получая новые и закрепляя старые знания, но уже на понятийной основе, дети и взрослые глубже понимают все происходящее в природе, в окружающем их мире.
Все дошкольные работники знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Первая и главная задача педагога сначала заинтересовать детей объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Такая же задача стоит и в работе с педагогами: сначала заинтересовать данной технологией, а затем уже приступать к ее изучению.
Все знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками. В окружающей нас природе, да и в жизни их так много, что мы разгадываем их всю свою жизнь. Но чаще всего не задумываемся над тем, как задачу выживания решает человек, то или иное животное, и даже растение, а предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений, что, как нам кажется, мы знали всегда.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
В основном все это возможно в процессе наблюдения. Развитие способности к наблюдению дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать новое о животных, растениях, о явлениях неживой природы. Наблюдения могут быть кратковременными, в течение нескольких минут, и более длительными, на протяжении нескольких дней. В процессе кратковременных наблюдений дети подмечают внешние особенности объектов, например, окраску цветов и величину листьев у растений, способ передвижения животных и издаваемые ими звуки, свойства снега, земли, песка. Длительные наблюдения позволяют прослеживать последовательность смены сезонов, развитие растений из семян, за ростом домашних животных. Можно также с помощью компьютерных технологий наблюдать за объектами, недоступными нам в данное время. Для этой цели мы используем системный подход к окружающему миру. В процессе творческого освоения любого нового материала перед детьми возникают две последовательные задачи:
• распознавать явления (объект), его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения;
• описать его, объяснить причину и способ существования.
Дети получают возможность наблюдать, как меняется объект с течением времени. Для этого мы также используем системный оператор.
«Системный оператор»
Условные обозначения:
Ф – функция
С – система
ННС – над… надсистема
ППС – под… подсистема
С его помощью решаем следующие задачи:
• учим видеть в целом части объекта и наоборот;
• прошлое и будущее системы и ее частей;
• выделять основные и вспомогательные функции (свойства) системы;
• учим оперировать экранами системного оператора при рассматривании реальных и создании фантастических объектов.
Поскольку в процессе наблюдений чаще всего изучение объекта ведется путем сравнения по цвету, форме, размеру, свойствам, функциям с уже известным объектом, систематически используем для этого прямую аналогию.
На занятиях и в повседневной жизни наши воспитанники с удовольствием играют в игры «В стране похожестей», «С чем сравним», «Что похоже на фрукты и овощи» и другие.
Играя, ребенок легко, быстро и творчески, незаметно для себя усваивает новые и применяет уже полученные знания. С целью ознакомления с объектами или явлениями природы мы даем возможность потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, то есть ощутить на себе непосредственное воздействие предметов и явлений окружающего мира. Например, состояние погоды дети воспринимают на прогулках, свойства воды изучают в процессе умывания.
Постепенно конкретные представления об объекте, погоде дошкольники начинают обозначать символами. Это уже графическая символическая аналогия. Этот метод можно закреплять в играх «Найди свой домик», «Найди похожее», «Чья тень?», «Подарки», «Что спряталось на поляне?». В ходе этих игр дети ассоциируют реальные изображения овощей, фруктов, цветов, животных с геометрическими фигурами, находят их изображение в теневом варианте.
С помощью различных приемов разрешения противоречий мы решаем такие проблемы: как можно погулять в дождливую погоду, чтобы не намокнуть,; в морозный день, чтобы не замерзнуть; что делать, если двор осенью завален листьями, а зимой снегом; что делать , чтобы не обгореть на солнце, не заблудиться ночью и другое.
С помощью игры «Хорошо-плохо» стараемся в любом объекте найти положительные и отрицательные стороны, качества. Например: дождь - это хорошо или плохо?
Хорошо:
Напоит растения, птиц,
будет не так жарко,
смоет пыль и грязь с деревьев
Плохо:
Будет грязь,
нельзя поиграть на улице с друзьями,
скучно, серо на улице осенью в дождь
Используем приемы эмпатии (способность к сопереживанию) при чтении литературных произведений. Дети представляют себя в образе птичек, деревьев, цветов, учатся слышать природу.
Наших воспитанников привлекает экспериментирование. И вот здесь очень уметен метод моделирования маленькими человечками. Дети уже в образе жидких, твердых и газообразных человечков изображают объект, предмет, явление.
Методов и приемов использования ТРИЗ в изучении экологии дошкольниками очень много. Это только некоторые из них, но и они очень важны в развитии малышей.
Такова ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический проект в детском саду Конспект НОД по экологии для старшей группыПохожие статьи:
Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы
← Дидактические игры по экологии для дошкольников | Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС →
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!