Дидактические игры по экологии для дошкольников
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии в работе с дошкольниками»
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю использовать совместные игры для диагностики отношения детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также к пониманию степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Однако, надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы, тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
По каким же требованиям может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников?
• Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
• Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
• Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
• Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
• Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.
• Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
В современной педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации детских игр. Но в пособиях по дошкольному экологическому образованию попыток систематизации игр практически не наблюдалось.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
• По специфическим характеристикам;
• По тематическому распределению содержания;
• По форме организации и мере регламентации;
• По направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.
Творческие игры:
• сюжетно-ролевые;
• театрализованные;
• строительные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.
Игры на тему «Живая природа»:
• узнавание, называние;
• свойства, признаки, особенности внешнего вида;
• функции. Поведение;
• рост, развитие;
• питание;
• отношения с другими живыми организмами, человеком;
• многообразие живой природы;
• место обитания;
• отнесение к группе «Живая природа».
Игры на тему «Неживая природа»:
• узнавание, называние;
• характерные признаки, свойства;
• неживая природа как среда жизни живого;
• отличие неживой природы от живой;
• отнесение к группе «Неживая природа»;
• связь живой природы с неживой;
• взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
• природные сообщества;
• экологические цепочки.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
• самостоятельную игровую деятельность ребенка;
• совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому – либо, чему – либо, отображение чьих – либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:
• сенсомоторные;
• предметные;
• игры с перевоплощением (имитационные);
• социальные;
• соревновательные.
Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.
1. «Где живая и неживая природа?»
2. «Соседи по планете» (живая природа).
3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
4. «Кому где нравится», «Кто, где живет».
5. «Что где растет».
6. «Кому что нужно».
7. «Что такое?», «Кто такой?»
8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
9. «Почему мы такие разные?»
10. «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).
11. «Мы все нужны друг другу».
12. «Природное – рукотворное».
Методические рекомендации к организации экологических игр.
В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому, какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включить игры «Раз, два, три к березе (ели, рябине) беги», «Найди себе пару» и т.д.Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Распределение игр по дидактической задаче
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями их можно распределить на группы по дидактическим задачам.
Задачи бывают разнообразные, и помочь вам в том, какие дидактические задачи необходимо планировать перед детьми по знакомству и использованию игр экологического характера могут вот такие задачи:
Игры на распознавание растений и животных.
Игры на сравнение растений и животных.
Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку.
Игры на формирование нравственной позиции ребенка.
Игры на установление связей и зависимостей в природных явления.
Дидактические игры экологического содержания можно объединить в три группы:
1.Для обогащения экологических представлений:
О многообразии и разнообразии природных объектов.
О взаимосвязях в природе.
О человеке как части природы.
О культуре поведения в природе.
2.Для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе:
Для развития эстетического восприятия природы.
Для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе.
3.Для приобщения к экологически ориентированной деятельности
Использованная литература:
1. Н.К.Андриенко «Игра в экологическом образовании дошкольника»,
ж-л «Дошкольная педагогика» №1 2007г.
2. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск «Асар» 1996г.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический праздник. День земли. Сценарий для детей старшей группы Дидактические игры по экологии для детей подготовительной группы детского сада Экологическая игра: "Что? Где? Когда?" для детей 5-7 лет Дидактические игры по экологии для дошкольников. Средняя - старшая группаПохожие статьи:
← Методическое обеспечение воспитателей детского сада | Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
||
|