Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы

Игры для детей 4-5 лет на тему «Знакомство с лесными зверьми и птицами»

Что растет и кто живет в лесу (первая встреча Старичка - Лесовичка с детьми)

Цели:

— дать первоначальное представление о лесе;

— познакомить детей со Старичком-Лесовичком, вызвать у них желание общаться с ним.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, полотно, разделенное на небо и землю, вырезанные по контуру изображения деревьев, кустарников, трав, цветов, ягод, грибов, зайца, белки, лисицы, волка, медведя.

Примечание. Старичок-Лесовичок должен быть одет по погоде; картинок зверей должно быть много, чтобы дети могли выбирать из них нужные для занятия.

Можно также дать изображение кошки, собаки, коровы, барана и т.д. и попросить детей найти картинки с изображением домашних и лесных животных.

Предварительная работа:

— беседовать с подгруппами детей для выяснения их представлений о лесе, лесных и домашних животных;

— рассматривать иллюстративный материал.

* * *

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель. Дети, я шла в детский сад и вдруг увидела в нашем дворе маленького человечка, который сидел под деревом. Я поговорила с ним и пригласила к нам в гости. Сейчас его приведу. Давайте познакомимся с ним.

Входит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок-Лесовичок. Я живу в лесу и все о нем знаю, а в городе никогда не был. Мне очень интересно, как взрослые и дети живут здесь. Я хочу с вами подружиться. Как вас зовут?

Старичок-Лесовичок подходит к детям, они называют свои имена. Воспитатель предлагает рассмотреть гостя: как он одет, какое у него лицо.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, тебе страшно было идти по городу?

Старичок-Лесовичок. Очень! Город совсем не похож на лес. Кругом высокие дома, дороги, машины, фонари, много людей, все куда-то спешат.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, я сегодня хотела рассказать детям о лесе, что в нем растет и кто живет, приготовила картинки. Как хорошо, что мы тебя встретили! Ты расскажешь детям о лесе, а мы с ребятами сделаем о нем картину.

Вывешивается полотно, по ходу рассказа дети с помощью воспитателя заполняют его.

Старичок-Лесовичок. В лесу растет много деревьев. Это дерево (показывает елку) вы, наверное, знаете. Это дерево вам тоже должно быть знакомо, оно растет у вас на участке (показывает березку). Деревья в лесу высокие. Поднимитесь на носочки и покажите, какие в лесу деревья. Когда дует сильный ветер — у деревьев ветки качаются. Покажите, как они качаются. В лесу растет много кустов. Чем они отличаются от деревьев? У дерева один толстый ствол, а у куста много тоненьких стволов (размещает на полотне кусты). Что еще растет в лесу?

Дети отвечают.

Найдите траву, цветы, ягоды, грибы.

Воспитатель. Какой замечательный лес получился! Как настоящий. Но леса без зверей не бывает. Хотите узнать, какие звери живут в лесу? Найдите их, покажите нашему гостю. Он скажет, правильно ли вы выбрали и назвали зверя.

Старичок-Лесовичок одобряет выполнение задания или обращает внимание детей на неверный выбор, объясняет, в чем их ошибка. Потом предлагает показать, как звери передвигаются: попрыгать как зайцы, походить как медведь, пробежать на мягких лапах как лиса и т.д.

Старичок-Лесовичок. В лесу живет очень много разных зверей и птиц. Я буду приходить к вам и рассказывать о них, а вы расскажете о том, как люди живут в городе, о своем доме, семье, о том, как вы играете в детском саду. Мне это очень интересно!

Воспитатель. Мы рады подружиться с тобой. Ты сегодня устал. Перед дальней дорогой надо набраться сил. У нас есть комната, где можно отдохнуть. Мы тебя проводим.

Дети провожают Старичка-Лесовичка. Он прощается с ними и обещает вскоре прийти в гости.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с живой елью

Цели:

— дать первоначальное представление о ели (внешний вид, среда обитания, связь с животным миром);

— воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям в лесу, на участке детского сада, в парке;

— рассказать, чем живая ель отличается от искусственной елочки.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картины зимнего и летнего хвойного (смешанного) леса, несколько веток ели, шишки с семенами, искусственная елка, елочные игрушки.

Примечание. Если на участке детского сада или близко от него есть живые ели, воспитатель продолжает игру на улице: дети вместе со Старичком-Лесовичком рассматривают елку и играют вокруг нее с лесным гостем.

* * *

Воспитатель накануне встречи вывешивает картины с изображением летнего и зимнего леса. Дети самостоятельно рассматривают их, затем перед началом игры воспитатель вовлекает их в разговор.

Воспитатель. Что нарисовано на картинах? Почему лес разный? Кто был в лесу? Старичок-Лесовичок обещал прийти и рассказать вам о нем. Хотите узнать о лесе?

Стук в дверь. Воспитатель выходит из комнаты и возвращается со Старичком-Лесовичком.

Старичок-Лесовичок. Вот и я! Здравствуйте! Ох, как я долго шел! Ребята, вы ждали меня? (Подходит к картинам.) Какая замечательная картина! Этот лес очень похож на мой. Кругом снег — на деревьях, кустах. Все белое. Ребята, я вам кое-что принес из леса. (Выходит и возвращается с сушкой и пучком еловых веток. Показывает ветки.) Это что? Какого дерева ветки?

Дети отвечают.

Правильно, это ветки ели. Я их собрал. В лесу был сильный ветер, и некоторые ветки сломались. Потрогайте. Какие у них иголки, мягкие или колючие? Понюхайте ветки. Приятный запах? (Достает и показывает шишки.) А это что?

Дети отвечают.

Па елках в конце лета вырастают шишки, а в них — семечки. (Вытряхивает семечки на лист белой бумаги.) Семечки маленькие, черные, их очень любят птицы и белки.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, в лесу все елки большие?

Старичок-Лесовичок. В лесу растут большие и маленькие елки. Семечки из шишек падают на землю, из них начинают расти маленькие елочки (показывает), потом они становятся все больше. Пройдет много, много лет, пока елочки станут большими деревьями. Как вы думаете, зимой елочки растут?

Дети отвечают.

Конечно, нет. Зимой холодно, земля замерзла, воды нет, солнышко не греет. Когда большие и маленькие елочки будут расти?

Дети отвечают.

Правильно, весной и летом.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, у нас тоже есть елочка.

Воспитатель вносит искусственную елку Старичок-Лесовичок трогает ее, нюхает.

Старичок-Лесовичок. Какая у вас странная елка. В моем лесу такие не растут.

Воспитатель. Конечно, не растут. Нашу елочку сделали на фабрике. Она не живая, искусственная, а у тебя в лесу елки живые, и веточки, которые ты принес, — от живых елок. У нас скоро будет праздник Новый год. Мы сейчас начнем украшать нашу елочку. Посмотри-ка, как дети наряжают искусственную елочку.

Старичок-Лесовичок наблюдает за работой детей, затем вместе с ними любуется елочкой.

Старичок-Лесовичок. В мой лес перед Новым годом приходят люди с топорами, рубят самые красивые елочки, наряжают их, а после праздника выбрасывают на улицу. Вы добрые дети, и воспитатели у вас добрые. Вы хотите встретить Новый год с искусственной елочкой и не погубить живую. Живые пусть растут в лесу. Они очень нужны зверям и птицам. Семечки елей едят белки, синички, дятлы, лесные мышки, а под ветвями елей укрываются от холодного ветра зайцы и лисицы. Я оставляю вам ветки ели. Поставьте их в воду: они долго будут украшать вашу комнату.

Воспитатель. Спасибо, Старичок-Лесовичок, за подарок. Из твоих рассказов понятно, что у тебя в лесу много друзей — птиц и зверей. Расскажешь о них ребятам в следующий раз?

Старичок-Лесовичок. Конечно! Ждите меня в гости.

Прощается и уходит.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой

Цели:

— дать первоначальное представление о внешнем виде зайца и белки, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (чем эти звери питаются, как спасаются от своих врагов и т.п.);

— пробудить интерес к жизни лесных животных.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картины с изображением зайцев и белок в лесу в летнее и зимнее время, пучок сухой травы, сушеные грибы, кедровые орехи, шишка еловая с семенами, «модель маскировки» зайца, шапочка лисы, шапочки зайцев.

Примечание. «Модель маскировки» может выглядеть так: на белое полотно накладываются изображения белого и серого зайца, вырезанные по контуру.

* * *

Воспитатель за день или два до новой встречи со Старичком-Лесович- ком помещает в уголок природы картины с изображениями зайцев и белок. Дети рассматривают их и свободно обсуждают сюжеты и героев картин. Воспитатель поощряет разговоры, выясняет, что дети знают об этих лесных животных, задает вопросы: Летом в лесу много зеленой травы, зайцы едят ее, а что они едят зимой, когда нет травы? Есть ли у зайцев домик, куда они прячутся от холода? Есть ли домик у белки? Что она ест зимой? Хотите узнать?

Стук в дверь, входит Старичок-Лесовичок, здоровается, спрашивает, рады ли ему дети?

Воспитатель. Конечно, ведь мы тебя очень ждали. Нам интересно, как живут в лесу зайцы и белки.

Старичок-Лесовичок. Я о них все знаю. Белки и зайцы — мои друзья. Садитесь поудобнее. Я сначала расскажу о зайцах. Их много в моем лесу. Сейчас у них шерстка белая, только кончики ушей черные. Точь-в-точь как на вашей картинке. Трудно зайцам в лесу зимой. А почему?

Дети отвечают.

Правильно, в лесу зимой нет зеленой травы. Приходится зайцам грызть кору деревьев. Для этого у них есть крепкие, острые зубы. Зимой зайчики не только гложут кору, но еще ищут сено, которое люди заготовили летом. Сено — это сухая трава. (На картине нарисовано, как зайцы нашли стог (большую кучу) сена и едят его.) Холодно зимой в лесу, а у зайцев нет домиков. Но у них к зиме вырастает густая белая шерсть, даже подушечки лап обрастают ею. Зайцы бегают по снегу, словно в валенках. Спят зверьки под елями, под кустами. Спят чутко, все время прислушиваются. Кого зайцы боятся?

Дети отвечают.

Верно, лисы и волка, а еще совы. Совушка-сова — большая голова охотится за зайцами. Лисе и волку трудно поймать зайца. Белая шубка не видна на белом снегу.

Воспитатель. Я сейчас покажу ребятам, как это получается.

Демонстрирует «модель маскировки». Дети убеждаются в том, что белый заяц незаметен на снегу.

Если бы он был серый, как летом, его хорошо было бы видно.

Старичок-Лесовичок. Заяц очень быстро бегает. Если за ним гонится лиса, заяц бежит, а потом вдруг прыгнет в сторону, прижмет уши и лежит тихо, не двигается. Лиса не может понять, куда пропал зайчик, и отправляется искать другую добычу.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Лиса и зайцы», а Старичок-Лесовичок посмотрит на вас. Я буду лиса (надевает шапочку лисы), вы — зайцы (раздает шапочки зайцев), прыгайте, водите хоровод вокруг стульев. По сигналу «Лиса!» быстро «прячьтесь под кустиками» — садитесь на стулья. Кто не успел занять стул, тот «попался» в лапы лисы.

Игра повторяется 2 — 3 раза. Старичок-Лесовичок хвалит зайцев за ловкость.

Старичок-Лесовичок, расскажи о белочках. Ребятам очень интересно узнать, как они живут в лесу.

Старичок-Лесовичок. Белки — небольшие пушистые зверьки с пышным хвостом. Летом белочки рыжие, а зимой серые. Зимой им живется легче, чем зайцам, у них есть домик — дупло в каком-нибудь старом дереве. Летом белочка приносит в свое дупло мох, птичьи перья, сухие травинки, поэтому зимой в дупле мягко и тепло. Еще белки летом сушат грибы, запасают орехи. Очень любят белки семечки, которые ловко достают из шишек ели. Сядет белочка столбиком, передними лапами держит шишку и быстро грызет ее.

Я сейчас покажу вам сушеный гриб и орешки, которые белка очень любит, а вы покажите мне, как белка сидит столбиком и грызет орех.

Дети изображают белочку, грызущую орешки.

Белки очень хорошо бегают по стволам деревьев и веткам, прыгают с ветки на ветку, цепляясь за них острыми коготками. Белки редко спускаются на землю, и лиса и волк не могут их поймать на деревьях. Лиса, волк, медведь тоже живут в лесу. Хотите узнать о них?

Дети отвечают.

Я еще приду к вам в гости и обязательно расскажу, как они живут.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, дети знают веселую игру. Поиграй с ними.

Проводится любая подвижная игра под музыку. Воспитатель и дети благодарят лесного гостя и прощаются с ним.

В последующие дни в свободное время воспитатель с детьми продолжают изучать картины из жизни белок и зайцев зимой и летом, он приносит игрушечных зайчиков и белок, сравнивает их с нарисованными, подчеркивает, что на картинах изображены живые лесные звери. Воспитатель читает детям стихотворения о зайцах и белках, проводит подвижную игру «Лиса и зайцы».

Старичок-Лесовичок знакомит детей с волком и медведем

Цель: дать первоначальное представление о внешнем виде волка и медведя, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (что едят, какое у них жилище, как заботятся о детенышах, как приспособились к холодному времени года — зиме).

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картины «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Волк с волчатами», «Медвежья семья», шапочки волка, медведя, зайцев (по количеству детей).

Примечание. Картинок с изображениями зверей должно быть много, чтобы дети могли выбрать из них нужные для занятия.

Предварительная работа:

— рассмотреть в свободное время иллюстрации с лесными зверями;

— выяснить представления детей о волке, медведе, лисе, зайце, белке;

— читать сказку «Колобок» и другие произведения, в которых герои — лесные звери;

— игры детей с игрушками-животными, объяснение отличий игрушечных животных от живых, изображенных на картинках.

* * *

Воспитатель приносит в группу картинки с изображением медвежьей берлоги зимой, медведицы с медвежатами, семьи волков летом и зимой, располагает картинки в разных местах комнаты, наблюдает за детьми, прислушивается к разговорам, отвечает на вопросы ребят. Он еще раз читает сказку «Колобок» и спрашивает: «Каких зверей Колобок встретил в лесу?» Напоминает о том, что Старичок-Лесовичок рассказал о жизни белок и зайцев и обещал поведать о других зверях.

Воспитатель. Помните, Старичок-Лесовичок хотел прийти к нам в гости. Посмотрю, может быть, он уже спешит к нам.

Выходит из комнаты и возвращается со Старичком-Лесовичком. Он здоровается, говорит, что очень рад видеть детей, подходит к картинам, любуется ими, спрашивает, о каком звере дети хотели бы послушать рассказ.

Мы читали сказку «Колобок», как он по лесу катился. Ребята, скажите Старичку-Лесовичку каких зверей Колобок встретил в лесу?

Дети отвечают.

Расскажи, пожалуйста, о волке, Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Посмотрите внимательно на волков. На какое домашнее животное похож этот зверь?

Дети отвечают.

Правильно, на большую собаку. У него острые зубы, уши торчком, густая серая шерсть пушистый хвост. Это сильный зверь, быстро бегает, охотится за зайцами, оленями, может напасть на теленка или жеребенка. Волки зимой живут стаями, у них нет дома в лесу. Давайте сосчитаем, сколько волков в этой стае.

Дети вместе с воспитателем считают.

Волки спят где-нибудь среди кустарников, прямо на снегу. Снят чутко, прислушиваются к каждому шороху: не идет ли охотник? Весной волчица делает дом-логово, у нее появляются волчата. Она кормит их своим молоком, как собака кормит щенков, а волк-отец приносит добычу. Волки заботятся о волчатах, играют с ними, учат охотиться.

Воспитатель. Мы знаем игру «Зайцы и волк». Давайте поиграем! Двое будут волками (раздает шапочки волков), остальные — зайцы (раздает шапочки зайцев). Вы прыгаете, гуляете по лесу. По сигналу «Волк!» быстро замираете на месте и не двигаетесь, пока «волки» не уйдут с нашей полянки. «Волки» ходят, смотрят, кто шевельнется. Если «зайчик» шелохнется — в лапы «волка» попадется!

Игра проводится 2—3 раза. «Волки» каждый раз меняются.

Люди придумали о волках загадку: «Кто зимой холодной ходит злой, голодный»? Ребята, почему волк ходит зимой злой и голодный? Правильно, очень трудно ему поймать зайца или другую добычу.

Старичок-Лесовичок, а теперь расскажи нам о медведе?

Воспитатель вывешивает картину «Медвежья берлога».

Старичок-Лесовичок. Медведь — большой сильный зверь с густой шерстью, ходит косолапо, может на задние лапы подняться. Медведь осенью ложится в берлогу и спит всю зиму. Посмотрите на эту картину. Берлога завалена большой шапкой снега, медведю внутри тепло. Косолапый проснется весной, когда будет таять снег.

У медведицы зимой рождаются медвежата. Она кормит их своим молоком, а когда выйдет из берлоги — начнет учить находить корм: зеленую травку, жуков, муравьев. Летом медведи едят ягоды, мед, орехи, траву и листья деревьев, кустов.

Дети рассматривают картину с изображением медведей в весеннем лесу.

Воспитатель. На картинах нарисованы живые медведи, а у нас в группе много игрушечных мишек. Дети любят их. Еще ребята любят игру «У медведя во бору».

Из игроков выбирается «медведь» — водящий. Он неподвижно сидит в противоположном от других игроков конце комнаты. Дети делают вид, что собирают малину в лукошко и напевают или проговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

Лукошко опрокинулось —

Медведь за ними кинулся!

Водящий подбегает к игрокам и пытается поймать их. Пойманный становится «медведем».

Игра проводится 2—3 раза.

Старичок-Лесовичок хвалит детей за ловкость, прощается и уходит.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с лисой

Цель: дать первоначальное представление о внешнем виде лисицы, об особенностях ее жизни в лесу зимой и летом (что ест, какое у нее жилье, как заботится о своих детенышах, как приспособилась к холодному времени года — зиме).

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картина «Лиса с лисятами», шапочки лисы и зайцев.

(Предварительная работа указана к игре «Старичок-Лесовичок знакомит детей с волком и медведем».)

* * *

Воспитатель. Ребята, о ком вам рассказывал Старичок- Лесовичок, когда приходил в прошлый раз в гости?

Дети. О волке и медведе.

Воспитатель. Вы вспомнили сказку «Колобок». Он от зайца ушел, от волка ушел, от медведя ушел. Какой зверь обманул Колобка и как?

Дети самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывают о лисе из сказки.

Старичок-Лесовичок обещал прийти и рассказать о лисе. Что-то он задерживается!

Стук в дверь, входит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Очень к вам торопился. Сказку о Колобке вспомнили? Как Лиса обманула его? Не зря люди называют ее рыжей плутовкой.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, у нас есть картина с лисой. Давайте сначала ее рассмотрим.

Воспитатель вывешивает картину «Лиса с лисятами».

Старичок-Лесовичок. Это замечательная картина! Лиса и лисята как настоящие!

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, расскажи ребятам, какая лиса, большая или маленькая? На кого она похожа?

Старичок-Лесовичок. В моем лесу живет такая же лиса. Послушайте о ней рассказ. Лиса меньше волка, похожа на собаку. У нее рыжая красивая шерсть, длинный пушистый хвост, острые зубы, зоркие глаза, чуткие уши. У лисы есть дом — нора, в ней зверь спит, выращивает своих детенышей — лисят. Лиса заботится о лисятах, кормит их своим молоком. Когда подрастут — приносит им добычу, учит лисят охотиться.

Расскажите, что лисичка на картине делает? Чем занят каждый лисенок?

Дети отвечают.

Лиса — умный хитрый зверь. Иногда приходит в деревню, забирается в курятник, чтобы птицу утащить и съесть ее. Летом и осенью лиса любит полакомиться ягодами, яблоками и грушами.

К осени лисята вырастают и уходят от матери-лисы. Зимой ей живется лучше, чем волку. Она охотится на лесных мышей. Лесные мыши живут в норках, но бегают под снегом и пищат: вот так (подражает мышиному писку). У лисы хороший слух. Она идет по лесу или по полю и, как только услышит писк, прыгает, разгребает лапами снег и хватает мышку. А еще зимой лиса охотится на зайцев, но зайца поймать нелегко. Какого цвета зимой зайцы? А снег в лесу?

Дети отвечают.

Белого зайца на белом снегу лисе трудно заметить. Давайте поиграем в игру «Лиса и зайцы».

Игра повторяется 2—3 раза (правила см. в сценарии «Старичок-Лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой»).

Воспитатель. Дети, поблагодарим нашего лесного гостя за интересный рассказ и угостим чаем.

Дети угощают Старичка-Лесовичка, он благодарит их за чай, прощается и уходит.

В последующие дни воспитатель проводит игры с картинками лесных зверей, читает сказки: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», рассказы В. Бианки «Купание медвежат», «Мишка-башка», некоторые рассказы Е. Чарушина из книги «Большие и маленькие» и другие по выбору воспитателя.

Мы — веселые лесные зверята

Цели:

— закрепить представление детей о лесных зверях; зайце, белке, лисе, волке, медведе — об особенностях внешнего вида (уметь найти на картинке), передвижения, питания, конкретного местообитания (жилища, убежища);

— выучить названия детенышей животных; уметь рассказать и показать, как они себя ведут.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, шапочки зверей для игры (зайца, белки, волка, лисы, медведя), фонограмма музыки разного характера: спокойная, веселая.

Примечание. Картинок с изображением животных должно быть много, чтобы дети могли выбирать изображения тех зверей, о которых спрашивает воспитатель.

Предварительная работа:

— рассматривать с детьми в свободное время картины с лесными зверями, выяснять сложившееся у ребят представление о размерах животных, их облике, поведении (просить показать), о питании летом и зимой, жилище;

— учить детей сравнивать лесных животных с домашними, рассказывать об особенностях жизни домашних животных: объяснять, что человек заботится о них, строит им жилище, кормит, а они приносят ему пользу (собака охраняет дом, кошка ловит мышей, корова дает молоко и т.д.). Лесные звери сами находят себе пищу, жилище, человек о них не заботится;

— учить детей отличать игрушечных, сказочных животных от живых, изображенных на картинках.

* * *

Воспитатель. Ребята, Старичок-Лесовичок рассказал вам о лесных зверях. О каких?

Дети отвечают.

Вы узнаете их на картинках? Я приготовила картинки и еще кое-что. Поиграем?

Стук в дверь. Входит Старичок-Лесовичок, приветствует детей.

Как хорошо, что ты пришел! Мы хотим поиграть в лесных зверей. Присоединяйся к нам.

Старичок-Лесовичок. Очень интересно! Сейчас я узнаю, помнят ли ребята, что я им рассказывал о своих лесных друзьях. Сначала загадаю загадку:

Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети отгадывают загадку и находят картинку с изображением белки. Правильно, это белка. Как называются ее детеныши? Дети отвечают.

Покажите, как белка сидит столбиком и грызет шишку.

Дети изображают белку, грызущую шишку. Следующая загадка:

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

Дети отгадывают загадку и находят картинку с изображением зайца.

Молодцы, это заяц. Зачем он встает на задние лапки? Чтобы посмотреть, нет ли поблизости лисы. Что ест заяц летом? Что ест зимой? Есть ли у него дом в лесу? Где он спит и спасается от лисы и волка? Как называются его детеныши?

Дети отвечают.

Зайчата очень веселые, любят играть. Попрыгайте, как зайчата.

Дети прыгают, как зайцы.

А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под огромною сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.

Дети отгадывают загадку и находят картинку с изображением медведя.

Конечно, это медведь. Медведица весной выходит из берлоги с маленькими... подскажите слово.

Дети отвечают.

Правильно, медвежатами. Что едят летом медведи?

Дети отвечают.

Покажите, как ходят медведи.

Дети изображают поступь медведя.

А справитесь ли вы с такой загадкой:

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный?

Дети отгадывают загадку и находят картинку с изображением волка.

Умницы, конечно, это волк. Почему он зимой голодный? Потому что трудно поймать зайца. Заяц зимой белый, белая шубка спасает его от волка и лисы. Покажите, как волк щелкает зубами. Как называются детеныши волчицы?

Дети отвечают. Отгадайте еще одну загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

А зовут ее ... (лиса).

Дети отгадывают загадку и находят картинку с изображением лисы.

Как называется дом лисы? Кого она растит в норе? Что ест лиса? На кого она охотится?

Дети отвечают.

Летом лиса может и лягушку и ящерицу поймать. Лиса любит лесные яблоки и груши. Покажите, как она бегает и ищет лягушек и ящериц.

Дети изображают лису на охоте.

Вы умники и умницы, отгадали загадки, узнали всех моих лесных друзей, рассказали о них. Давайте поиграем в зверят.

Дети надевают шапочки зверей, делают из стульев или гимнастических обручей домики, воспитатель включает музыку. Слушая рассказ воспитателя или Старичка-Лесовичка, дети изображают разных зверей.

Воспитатель. Взошло солнышко, проснулись лесные зверята, вышли погулять. Тихо вокруг. Ходят они по лесу, принюхиваются, прислушиваются. Даже бельчата спустились с деревьев, прыгают по земле. Солнце стало пригревать, птицы запели. Зверята обрадовались, развеселились.

Под веселую музыку дети двигаются как хотят: медвежата могут бороться друг с другом, волчата — гоняться за зайчатами, лисята — за бельчатами и т.д.

Устали зверята, пора домой возвращаться.

Дети возвращаются к построенным из стульев или обручей «домикам».

Старичок-Лесовичок, тебе понравилось, как ребята превратились в зверят?

Старичок-Лесовичок. Очень понравилось. Пусть еще поиграют, поменяются шапочками друг с другом. Люблю смотреть, как дети играют.

Игра повторяется.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, много у тебя в лесу друзей?

Старичок-Лесовичок. Очень много! В лесу живут не только звери — белки, зайцы, волки, медведи и лисицы, но и разные птицы. Я с ними тоже дружу. Хотите узнать о лесных птицах — о сове или дятле? Я приду снова и расскажу вам о них. Сегодня я уже устал. Пойду домой в свой лес.

Старичок-Лесовичок прощается и уходит.

Сова и дятел — лесные птицы

Цели:

— дать первоначальное представление о внешнем виде дятла и совы, об особенностях их жизни в лесу;

— научить детей узнавать на картинках птиц, которых можно встретить во дворе, на улице, в парке.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, картинки с изображением знакомых детям птиц: воробья, голубя, вороны, сороки, синицы и новых: дятла и совы (крупное изображение, по 2—3 картинки с каждой птицей в разных ситуациях: сидит, летит, кормит птенцов и т.д.), шапочка совы, фонограмма звуков леса.

Предварительная работа:

— наблюдать за птицами на участке детского сада;

— читать детям рассказы, стихи о лесных птицах из «Хрестоматии для дошкольников 2 — 4 года».

Накануне игры воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и найти знакомых птиц, описать, что они делают: летят, сидят, клюют семена, кормят птенцов и т.д.

* * *

Воспитатель вывешивает панно или раскладывает на столах картинки с изображением птиц и привлекает к ним внимание детей.

Воспитатель. Все эти птицы живут в городе, вы их видели на нашем участке, около своего дома. Ребята, Старичок-Лесовичок обещал вам рассказать о лесных птицах. Я приготовила две картинки. (Показывает картинки с изображением совы и дятла.) Кто знает, как называются эти птицы? (Называет сама, если дети не ответят.) Вы видели сову и дятла у нас во дворе? Конечно, нет. Это лесные птицы.

Стук в дверь. Входит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Какие замечательные картинки. Дятел и сова как настоящие. Такие птицы живут в моем лесу. Я сейчас вам о них расскажу. Посмотрите внимательно на дятла. Какой у него клюв? Какого цвета голова, крылья, хвост? Какие у него на лапах когти?

Дети отвечают.

Когтями он крепко держится за кору дерева, а клювом долбит его. Вот так. (Имитирует движения дятла.) Зачем он это делает? Под корой прячутся жуки и гусеницы, которые вредят деревьям. Дятел делает дырочку в коре, языком достает их и ест. Покажите, какой у вас язычок. У дятла язык длинный и тонкий. Так дятел помогает деревьям в лесу, его называют «лесной доктор». Скажите все вместе «лесной доктор».

Дети повторяют.

Дятел живет в лесу и зимой и летом. Весной в дупле он делает гнездо, выводит птенцов — маленьких дятлов, кормит их разными гусеницами, жуками, комарами, бабочками. Зимой дятлы едят семена из шишек елей, как белки.

По ходу рассказа можно продемонстрировать детям картинки или слайды с разными ситуациями из жизни дятлов. Особенно дошкольников заинтересует, как дятел кормит своих птенцов.

Мне очень нравится слушать стук дятла в лесу. Я сразу вспоминаю загадку:

Хоть я не молоток — по дереву стучу,

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Запомните ее и загадайте своим друзьям.

Старичок-Лесовичок обращает внимание детей на сову.

Это сова — большая голова. Голова у нее круглая, глаза тоже круглые, клюв — крючком, когти острые. Сова зимой и летом живет в лесу. Днем сидит около своего дупла, а ночью вылетает на охоту. Передвигается она бесшумно. Выслеживает лесных мышей, но может и зайчика поймать, и маленькую птичку.

Воспитатель. Мы знаем игру «Совушка-сова». Посмотрим, как ребята играют в нее.

С помощью считалки выбирается «сова» — водящий. Он надевает шапочку совы. Дети-птички повторяют:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит

Да вдруг как полетит.

Дети разбегаются от «совы» в стороны, водящий пытается их осалить. Пойманная «птичка» становится «совой». Игра повторяется 2—3 раза.

У меня для вас есть сюрприз.

Воспитатель включает запись звуков леса.

Старичок-Лесовичок. Замечательно, птицы поют, как в моем лесу! (Он узнает птиц по голосам и называет их детям: стук дятла, кукование кукушки; называет певчих птиц.) В лесу живет очень много птиц, больших и маленьких. Маленькие птицы делают гнезда на деревьях и кустах из сухих травинок, мха, шерсти, перьев, которые находят в лесу. Гнездо получается теплое, чтобы птенчики не замерзли. Крупные птицы — сороки, вороны, совы — делают большие, прочные гнезда из веток.

В лесу все птицы и звери находят место для жилья и корм. Лес для них — большой дом, а люди в лесу — гости и не должны мешать его жителям.

Воспитатель. Когда дети подрастут, мы обязательно сходим с ними в настоящий лес.

Старичок-Лесовичок. Вам в лесу очень понравится. Там свежий воздух, тихо шелестят листья, поют птицы... Обязательно приходите ко мне в гости, в мой лесной дом.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, спасибо за приглашение.

Дети прощаются со Старичком-Лесовичком.

Дом Старичка-Лесовичка

Цели:

— познакомить детей с лесным домом Старичка-Лесовичка, сравнить его жилище с домами людей;

— научить называть предметы быта, описывать их, объяснять их назначение (мебель, бытовая техника: холодильник, телевизор, телефон, плита и т.д.).

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок и его дом, который должен соответствовать описанию Старичка, мебель может быть нарисованная [14] или объемная, размеры дома и мебели должны быть пропорциональны росту куклы.

Предварительная работа: поговорить с детьми в подгруппах и индивидуально о том, с кем они живут, какая у них квартира, сколько комнат, какие предметы есть в квартире, их назначение; есть ли у ребенка свой уголок, где хранятся игрушки, игры, книги; кто наводит порядок в игрушках и книгах; есть ли у ребенка обязанности в семье.

* * *

Входит Старичок-Лесовичок, здоровается.

Старичок-Лесовичок. Мне очень нравится приходить к вам в гости. Какой большой детский сад! Вы все тут живете?

Дети отвечают.

А где вы живете? С кем живете? Зачем приходите в детский сад?

Воспитатель. В городе люди живут в больших домах. У каждой семьи в доме есть квартира, две или три комнаты, кухня, прихожая. В квартире все устроено так, чтобы людям было удобно жить. Ребята, расскажите, что есть в вашей квартире?

Дети рассказывают, дополняют друг друга, воспитатель тоже может называть какие-то предметы быта, которые не упомянули ребята. Дети должны коротко объяснить, для чего служит тот или иной предмет.

Старичок-Лесовичок. Как много всего в ваших квартирах: и мебель, и телевизор, и телефон. Я даже не знал, что такое телефон и телевизор, зачем они нужны. Ребята, как вы думаете, а у меня есть дом? Где он находится?

Дети отвечают.

Правильно, мой дом в лесу. У моих друзей-зверей есть разные жилища, я вам рассказывал о них. Назовите их.

Дети отвечают.

Молодцы, правильно назвали: у белки — дупло, у лисы — нора, у волчицы — логово, у медведя зимой — берлога, а заяц спит под елками, кустиками.

А какой мой дом? Хотите посмотреть? Встаньте, глаза закройте, покружитесь и повторяйте за мной слова:

Повертелись, покружились,

В лесу дремучем очутились!

Дети открывают глаза и видят дом Старичка-Лесовичка.

Вот и мой дом. Он похож на ваши? Чем отличается?

Дети отвечают.

Тут росло большое толстое дерево. Оно стало старое и упало, остался пень. В нем я сделал себе дом. У дома есть стены, крыша, дверь, окно. Зачем нужна крыша?

Дети отвечают.

Правильно, чтобы дождь не мочил, снег не попадал. Зачем двери?

Дети отвечают.

Конечно, чтобы зимой тепло было, чтобы ветер не дул. А окно зачем? Оно такое же, как у вас дома?

Дети отвечают.

У меня окно маленькое, а у вас в домах — большие. У меня маленький домик и окно маленькое. Утром ко мне солнышко заглядывает и будит.

Я сейчас открою дверь и вы увидите, что есть в моем доме. Это стол. Лесорубы распилили старое дерево. Я взял толстый чурбан, из него сделал стол, из маленького чурбанчика — табуретку. Это кровать. Смотрите, она покрыта одеялом из листьев, подушка сделана из птичьих перьев, я их собрал в лесу, а матрац набил мхом. На полу ковер, тоже из листьев.

А вы на чем спите дома? Чем укрываетесь? У вас много посуды? Из чего пьете чай? У меня кружка из бересты. В следующий раз приходите в гости со своими чашками-кружками, будем пить чай.

Где у вас хранятся ягоды, орехи, лекарственные травы?

Дети отвечают.

У меня есть кладовка, она в другом пне. Летом и осенью я собираю в лесу ягоды, грибы, полезные съедобные травы, сушу их и храню в кладовой.

Понравился вам мой дом? Я его очень люблю. Мне в нем уютно. Ко мне заглядывают в гости лесные звери. А вы любите свой дом? Кто приходит к вам в гости?

Дети отвечают.

А сейчас нам пора прощаться. Закройте глаза, покружитесь и повторяйте за мной:

Повертелись, покружились,

В детском саду очутились!

В гостях у Старичка-Лесовичка

Цели:

— повторить названия мебели: шкаф, сервант, кресло, стул; бытовой техники: холодильник, плита, телевизор, телефон;

— научить детей рассказывать о назначении предметов мебели и бытовой техники;

— дать первоначальное представление о съедобных растениях леса.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок и его дом, чайник с фиточаем, какое-либо угощение к чаю (конфеты, печенье, булочки), скатерть или салфетки.

Примечание. Желательно, чтобы вместо куклы на встречу с детьми пришел человек. В этом случае за чаепитием может возникнуть непринужденный разговор между лесным жителем и детьми.

Предварительная работа: проводить между играми беседы с детьми о том, как предметы быта делают жизнь человека удобной, а дом — уютным.

* * *

Воспитатель. Ребята, вы помните, Старичок-Лесовичок приглашал нас в гости? Навестим его? Он может угостить нас чаем, но у него нет чайных чашек. Из чего он пьет чай?

Дети отвечают.

Правильно, из берестяной кружки. Нам нужно положить в коробку (корзинку) наши чашки, чтобы не разбить, и взять с собой. С чем люди пьют чай?

Дети отвечают.

Кто с чем: с сахаром, с конфетами, с вареньем. Я купила конфеты, Старичка-Лесовичка угостим и сами попьем чай со сладостями. Что еще надо взять?

Дети отвечают. Надо взять скатерть и салфетки.

Когда все готово, воспитатель напоминает детям о том, что надо произнести волшебные слова.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

Повертелись, покружились,

У Старичка-Лееовичка очутились!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, мои друзья! Как хорошо, что вы пришли! Я уже соскучился. Рад видеть вас у меня в гостях. Кто помнит, что есть в моем домике? Из чего я сделал стол, табуретку? Из чего сделаны мои подушка, матрац, одеяло?

Дети отвечают.

Молодцы, все помните. Расскажите мне теперь о том, что у вас есть в квартире, а у меня нет. Что такое холодильник? Что такое телевизор, телефон, плита?

С помощью воспитателя дети объясняют назначение шкафа, серванта, кресла и других предметов, тех. которых нет в домике у Старичка-Лесовичка. Лесной житель удивляется и восхищается, например: «Можно сидеть дома в кресле, смотреть телевизор, видеть лес и разных зверей и птиц! Что еще показывают по телевизору? Интересно, но все-таки я больше люблю гулять по лесу, слушать, как птицы поют, со зверями разговаривать, собирать грибы, ягоды».

Посмотрите, что у меня висит на стенах? Это засушенные лекарственные и витаминные травы. Вам в детском саду и дома дают витамины? Я очень люблю чай с лесными травами, малиной, смородиной и шиповником и хочу вас угостить чаем. Замечательно, что вы принесли чашки. Чайник у меня есть, его охотники в лесу оставили. Воду — чистую, вкусную я беру из ручья, кипячу на костре. Кто знает, как разводят костер?

Дети отвечают.

Вы правильно сказали: надо собрать сухие ветки, сложить кучкой и поджечь. Огонь нагреет воду и она закипит. Вы, наверное, знаете, что костер затем надо потушить, чтобы не случился пожар. Давайте накрывать на стол, вода уже вскипела.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, у тебя есть чай для заварки? Мы, городские жители, покупаем его в магазине.

Старичок-Лесовичок. Я положил в чайник листочки смородины, вишни, ягоды шиповника. Получился вкусный душистый напиток.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, мы принесли конфеты. Садитесь, будем пить чай.

За столом нужно создать непринужденную обстановку. Дети могут задать вопросы Старичку-Лесовичку, воспитателю.

Старичок-Лесовичок. Ребята, вам понравился мой чай? Он витаминный, очень полезный для маленьких детей. Вы принесли конфеты — я никогда таких сладостей не ел, спасибо за гостинцы.

Воспитатель и дети благодарят Старичка-Лесовичка, предлагают после чая поиграть в любую игру. После игры дети проговаривают волшебные слова:

Повертелись, покружились,

В детском саду очутились!

Далее воспитатель выясняет, понравилось ли детям в гостях у Старичка-Лесовичка.

Автор: Фeдoтoва Александра Михайловна

Похожие статьи:

Экология в музыке

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!