Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС

Статья «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду»
«Нашей планете угрожает смертельная опасность!» - как это ни странно, но мы притерпелись к этой фразе, привычно думая, что речь пойдет об атомном оружии.
Но нашей планете угрожает другая смертельная опасность - экологическая катастрофа. И эта опасность не меньшая, чем угроза военной катастрофы. А требует она, может быть, еще больших усилий всего человечества, привлечения всех экономических, социальных, интеллектуальных возможностей.
Проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты в конце ХХ века выдвинулась на одно из первых по значимости мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ начале ХХI века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому наша задача, задача педагогов - воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Поэтому возникла проблема: как помочь детям научиться сопереживать, сочувствовать окружающей природе и заботиться о ней; как привить любовь к природе и стремление защищать ее?
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Влияние природы на развитие ребенка огромно. При ознакомлении детей с природой решаются две задачи – воспитательная и образовательная.
Воспитательная задача – это развитие у ребенка способности видеть красоту окружающей природы, чувство любви к ней и бережного отношения ко всему живому. Здесь правомочно использовать такие приемы, как пример взрослых, чтение произведений о природе, организация наблюдений за природным миром, просмотр видеороликов, создание презентаций.
Образовательная – обогащение представлений о мире природы и развития умения выделять в общих чертах основные закономерности явлений природы (зависимости жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания). Можно и нужно рассматривать с детьми цепочки взаимозависимости от питания.
Все это необходимо дать детям в дошкольном возрасте, чтобы потом, будучи взрослым, он представлял себе, где нарушилась связь человека и природы, где он допустил ошибку и предпринял шаги к ее исправлению.
Для осуществления этой цели необходимо определить: какие методы и формы необходимо использовать нам, воспитателям?
Еще из дошкольной педагогики мы знаем три группы методов: наглядные, словесные и практические. И все эти группы присущи для включения в работу с дошкольниками. В соответствии с данными методами мы подбираем формы работы.
Вся работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения проводилась с помощью разнообразных методов и форм. Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем.

Каждый из нас хорошо знает, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Через игровую деятельность наши воспитанники познают окружающую действительность и формы взаимоотношения с ней. Особую ценность в этом плане отводим дидактическим играм, викторинам, кроссвордам, отгадыванию загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях (например: кроссворды « В грибном царстве», «Пестрые звери» и т. п.).
Интересной находкой считаем использование авторских дидактических игр педагогов Хатуевой Н, У., Лебедевой Н. А., Трофимовой Г. В. И многих других. Технология по разработке авторских дидактических игр доступна каждому воспитателю. Главная ее особенность – смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленное «Почему», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком, как с партнером. Потенциальное задание подсказывает сама жизнь, наблюдения в природе, происходящие с кем-то ситуации.
Но дети не могут сами вникнуть в суть таких игр, поэтому воспитателям предстоит большая работа по ознакомлению с живой и неживой природой посредством дидактической игры.

Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.


Все эти знания, сведения включаются в экологическое образование подрастающего поколения. И в этом большая заслуга принадлежит воспитателю. То, что он заложил в душу ребенка, расцветет буйным цветом во взрослой жизни каждого неравнодушного человека.
Таким образом, стержнем экологической науки являются различного типа связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа-общество». Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей. А заложив стержень экологии в душу ребёнка, мы воспитываем его самосознание, гуманные проявления к объектам природы.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический проект в детском саду Конспект НОД по экологии для старшей группы

Похожие статьи:

Экология в музыке

Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников | Семинар для родителей в детском саду на тему: Природа и дети. Подготовительная группа
Опубликовано: 2449 дней назад (10 апреля 2018)
Просмотров: 2009
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!