Устный журнал для учащихся начальных классов с презентацией
«Фольклорный калейдоскоп», устный журнал для учащихся начальных классов
Автор: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской областиОписание: «Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)
Во многом эти знания нам даёт устное народное творчество, русский фольклор - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народная мудрость создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет, учить восхищаться ею. Только так можно увлечь детей, воспитать в них чувство прекрасного и любовь к своей Родине. Я предлагаю материал, который можно использовать на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество», а можно и как самостоятельное внеклассное мероприятие, классный час. Если вы добавите соревновательные элементы - можно провести марафон, викторину, эстафету. Это дело фантазии педагога.
Назначение: Для учащихся 3-5 классов.
Подготовительная работа:
Дети заранее получили задание собрать пословицы на разные темы, перечитать русские народные сказки, выучить частушки, повторить жанры устного народного творчества, составить синквейны по теме.
Цель: обобщение знаний о малых жанрах русского устного народного творчества-фольклора.
Задачи:
- Расширять знания детей о фольклоре и его жанрах.
- Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
- Развивать творческие способности обучающихся, умение владеть метким , точным, выразительным словом русского языка.
- Содействовать формированию доброго отношения к людям.
-Воспитывать любовь к родному языку, стремление изучать его, в совершенстве им владеть.
«Фольклорный калейдоскоп», устный журнал для учащихся начальных классов
Учитель: Ребята, добрый день. Начнем нашу сегодняшнюю встречу с традиционного диалога.
- Поговорим?
Дети:
- Поговорим.
Учитель:
- О разном и о прочем.
Дети:
- О том, что в жизни хорошо.
Учитель:
- И хорошо не очень.
Дети:
- Ведь что-то знаем мы.
Учитель:
- А что-то мне известно. Поговорим?
Дети:
- Поговорим. Нам будет интересно!
Учитель:
К путешествию в старину
Я всех вас сейчас приглашаю-
О русском фольклоре, о жанрах его
Сегодня мы вновь вспоминаем.
Будем слушать сказки, песни запевать,
Хороводы русские, игры затевать.
В красноречии своём будем упражняться
И народной мудрости вместе поклоняться.
Думаю, что нам, действительно, сегодня не придется скучать, потому что мы проведём устный журнал «Фольклорный калейдоскоп»
Кто из вас объяснит, что такое калейдоскоп?
Дети:
- Калейдоскоп- это быстрая смена разнообразных явлений, предметов, действий или событий.
Учитель:
- Вы правы. И чтобы нас закружил фольклорный калейдоскоп, мы должны активно и быстро приняться за дело. А дело это не совсем обычное. Ведь мы с вами не только интересно проведем время, но и с пользой- вспомним, что такое фольклор, какие жанры к нему относятся.
Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Русский, близкий вам …(Фольклор)
Учитель:
Молодцы! Правильно. Но у меня сложилась непредвиденная ситуация. Когда готовилась к сегодняшнему празднику, собрала для вас много интересного. Но случайно обронила папку с бумагами и всё в ней смешалось. Я не могу разобраться. Не поможете ли вы мне навести порядок, чтобы продолжить наш калейдоскоп?
Дети:
-Да! Поможем.
Учитель:
-Спасибо! Друзья познаются в беде.
И так, мы открываем первую страничку нашего журнала , которая называется «Загадочная» .Сейчас вы образуете 5 групп и каждая получит конверт с бумагами, в котором должна навести порядок. Вперёд, друзья!
Каждая команда получает конверт , в котором загадки, сетка кроссворда и лист контроля, (задания одинаковые для всех команд, а кроссворды разные; дети выполняют задания на листочках, вложенных в конверт и сдают их) :
1. Разгадайте кроссворд, вписывая ответы только по горизонтали
2. Определите тему загадок
3. Найдите лишнее слово
4. Прочитайте ключевое слово
Конверт №1
(Лист контроля в каждом конверте)
Конверт №2
Конверт №3
Конверт №4
Конверт №5
Учитель:
Настало время проверить, справились ли вы с заданием? Прошу сдать листы контроля, а вы сами проверьте правильность выполнения по ключам.
На экране проецируются ключи, а дети сверяют свои ответы с ключами.
Презентация на тему: Кроссворды
Учитель:
-Молодцы! Я благодарна вам за помощь. Вы отлично справились с заданием.
-А что обозначают ключевые слова ваших кроссвордов, которые записаны по вертикали?
-Дети:
-Это жанры устного народного творчества, или фольклора.
Учитель:
-Замечательно. На протяжении многих веков в жизни всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизменными остаются только мысль и память человеческая. Благодаря памяти, эти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки, т.е. произведения малых жанров нашего фольклора. Вы назвали мне некоторые его жанры. А кто из вас знает другие?
Кто дополнит наш кластер?
Учитель:
И опять на помощь пришли загадки :
Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Ох, каникулы всегда
Быстро так кончаются! (Частушка)
По щелчку открывается слайд с правильным ответом в виде лучика солнышка. Так после каждого ответа.
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера. (Считалка)
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня.
Моего коня
Белогривого. (Песня)
Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух! (Пестушка)
- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка! (Дразнилка)
Сорока, сорока!
Где была?
- Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала. (Потешка)
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость. (Былина)
Вот и засияло наше солнышко-кластер всеми цветами!
Презентация на тему: Жанры устного народного творчества
Посмотрите, как богат наш язык жанрами русского фольклора! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. И раскручивая наш калейдоскоп, я предлагаю вам перейти на страничку «Сказочная»
Учитель:
-Прежде, чем мы приступим к новому заданию, скажите – что такое сказка?
Ученик: Сказка - повествовательное, народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова)
Учитель:
Проверим, какие вы знатоки русских народных сказок.
1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
4) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
5) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
6) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
Учитель:
- Вы очень порадовали меня своими познания. А сейчас поупражняемся в находчивости, остроумии и красноречии.
Одна группа ребят называет русскую народную сказку, а вторая группа должна подобрать к ней пословицу, команды меняются ролями после каждой сказки:
«Лиса и Журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь»
«Морозко» - «Худо тому, кто добра не делает никому», «По труду и честь»
«Зайкина избушка» - «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи», «На чужой каравай рот не разевай»
«Кот, Петух и Лиса» - «Берегись бед, пока их нет», «Бережёного Бог берёжет»
Учитель:
- Молодцы, ребята, обе команды справились с заданием очень хорошо. Мы смело можем перевернуть ещё одну страничку нашего устного журнала.
А эта страница напоминает нам о том, что наши предки очень любили водить хоровод, поистине русская забава. Хороводы водили в праздники, в воскресные дни, весной. Считался он любимой забавой молодых людей. И я предлагаю поводить хоровод «Во поле береза стояла». Мы отдохнем, вспомним ещё один жанр русского фольклора и просто насладимся красивой лиричной мелодией. ( На экране демонстрируются слайды презентации)
Звучит фонограмма русской народной песни и исполняется хоровод «Во поле берёза стояла».
Презентация на тему: Во поле береза стояла
Учитель:
Продолжим наше занятие игрой «Пословица, а я тебя знаю!»
1 команда ребят начинают пословицу, 2 команда заканчивает.
Потом мы поменяемся ролями. Будьте внимательны:
1 команда 2 команда
Сделал дело, … гуляй смело.
В гостях хорошо, .. а дома лучше.
Взялся за гуж ….не говори, что не дюж.
Не спеши языком, …спеши делом.
Что посеешь, … то и пожнёшь.
2 команда 1 команда
Дружно- не грузно….а врозь – хоть брось.
С кем поведёшься, .. от того и наберёшься.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Готовь сани летом, ….а телегу зимой.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
Учитель:
Приятно было наблюдать за вашим состязанием. Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы!
А хорошо ли вы умеете скороговорить?
Приглашаю показать, как вы умеете быстро и безошибочно произносить скороговорки.
(Дети по желанию читают скороговорки, причем все по очереди читают одну и туже скороговорку)
Валенки у Валеньки
Не велики, не маленьки,
В снег провалились,
А с ног не свалились.
Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.
— Брат! Брал бра?
— Брал, брат, бра.
Бра брат брал.
– Наша роща чаще пущи.
– Наша пуща чащи гуще.
– Наша чаща гуще пущи!
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
Не вместит двор дров.
Надо дрова выдворить со двора обратно.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Учитель:
Вот так вы и дикцию свою улучшили, и нам удовольствие доставили. Молодцы, ребята. Наши девочки предлагают перевернуть страничку журнала и посетить новую, «Частушечную»
А на этой страничке Дарина и Карина приготовили для вас сюрприз! Они сейчас исполнят произведение, которое тоже является малым жанром фольклора. Послушайте и назовите этот жанр.
Мы весёлые подружки,
Ходим мы всегда вдвоём
И сегодня вам частушки
Дружно вместе пропоём.
Про мальчишек мы споём,
Имена их назовём.
Пусть не обижаются:
Они нам очень нравятся.
У Антона нет терпенья –
Он урок не доучил.
И за полстихотворенья
Полчетвёрки получил.
Написал Андрюша дома,
Что в лесу живёт корова.
Ещё, друг наш, напиши,
Что на клумбе - камыши.
Гена кончил все дела
Сегодня раньше срока:
Проболтал и просмеялся
Целых три урока.
В школьной форме Федя ходит,
Весь такой солидный!
То пиджак измажет клеем,
То зальёт повидлом!
Мы частушки вам пропели,
мы старались от души,
Ведь мальчишки в нашем классе
Очень даже хороши.
Учитель:
Частушки - очень веселый и задорный жанр устного народного творчества. Это жанр, который присущ русскому фольклору. Только мы умеем так весело и с юмором высмеивать недостатки, рассказывать о своей жизни.
Учитель:
Богат наш фольклор жанрами. Мы уже с вами сегодня вспоминали о пословице.
Что же такое пословица?
Ученик:
- Народные пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, , обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный характер.
Учитель:
- Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки. Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.
Я предлагаю вам состязание в красноречии: кто последним назовет пословицу, того мы и будем считать самым красноречивым. (дети поочередно называют пословицы. Состязание продолжается до тех пор, пока не будет названа последняя пословица, известная детям)
Осторожность – мать безопасности.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Это только цветочки, ягодки впереди.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Не копьём побеждают, а умом.
Опасение – половина спасения.
Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
Выше головы не прыгнешь.
Бейся и на победу надейся.
Берегись бед, пока их нет.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Глаза боятся – руки делают.
Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.
Ленивый одну работу два раза делает.
Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята.
У Федорки одни отговорки.
Один пашет, а семеро руками машут.
Лентяй сидя спит, лёжа работает.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
( И так далее)
Учитель:
- Вы меня поразили знанием пословиц. Молодцы. Хорошо подготовились . Теперь-то вы точно запомните, что эти короткие изречения очень яркие, точные, меткие, острые, мудрые. Одним предложением можно сказать то, чего и целой речью не выскажешь.
Рядом с пословицей живут и поговорки. Это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, образные выражения. Они короче пословиц, не обобщают социальный опыт народа, а часто служат частью предложения. Поиграем?
Помогите мне вспомнить поговорки, ответьте на вопрос одним словом:
За какую спину не спрячешься? (чужую)
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какое слово, что весенний день? ( ласковое)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Учитель:
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека. Они прекрасны. И мы с вами должны беречь этот чистый и звонкий родник народной мудрости!
Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы должны были составить синквейны, посвященные устному народному творчеству.
Давайте посмотрим, какие же пятистишия в прозе у вас получились:
Учитель:
Я благодарю вас, ребята, за прекрасные пятистишия. Составить их нелегко. И ваши старания увенчались успехом.
Закрыта последняя страничка нашего журнала. Я уверена, что вы вынесли с сегодняшнего занятия много полезного.
Очень часто в суматохе дней
Историю свою теряем,
Забываем мы о ней.
Привычные полеты
На Марс и на Луну
Помочь должны спасти нам
Былую старину.
Обычаи, традиции,
Родная речь, фольклор
Должны всегда быть рядом-
Векам наперекор.
И мы, как люди русские,
Беречь всегда должны
Все ценности, премудрости-
Они нам так нужны!
Презентация на тему: Синквейн
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное познавательное занятие для начальных классов Конспект внеклассного занятия для младших школьников. Обитатели пресного водоема КНВ в начальной школе к 100-летию В. Драгунского Внеклассное открытое занятие. Режим дня школьникаПохожие статьи:
Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий
Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект
Внеклассное занятие в 3-4 классе на тему «По странам и континентам»
Внеклассное занятие 3-4 класс. Великие изобретения
Проведение конкурсов и игр в Муниципальном учреждении культуры
Участник №154 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
← Новогодний кроссворд с ответами для учащихся начальных классов | Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи →
Автор: Тамара Ивановна Радченкова
Опубликовано: 3269 дней назад (10 декабря 2015)
Просмотров: 15916
Рубрика: Сценарии
|
+51↑ Голосов: 51 |
Комментарии (78)
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|