Проведение конкурсов и игр в Муниципальном учреждении культуры
Основные направления работы муниципального учреждения культуры
Кроме учреждений образования, заметная роль по организации игровых конкурсных программ для младших школьников принадлежит учреждениям культуры.
Учреждения культуры — 1) совокупность культур- но-досуговых центров и учреждений искусства, профессиональная производственная деятельность которых направлена на создание, освоение, сохранение и распространение культурных ценностей, удовлетворение духовных интересов, запросов, потребностей личности и социума; 2) организации, предприятия непроизводственной сферы, специализирующиеся на общественной организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения, популяризации конкретных видов и жанров самодеятельного и профессионального искусства.
Одной из основных задач учреждения культуры является организация досуговой занятости детей, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Для решения данной задачи на базе данного учреждения может функционировать культурно-досуговый отдел. Его представляют режиссер и культорганизаторы. Специалисты отдела обслуживают все категории детей, в том числе и детей начальных классов.
Работа по организации игровых конкурсных программ проходит на достаточно высоком профессиональном уровне благодаря внедрению методических рекомендаций и советов известных режиссеров и мастеров игры, таких как С. Лукашин, Н. Шилов, В. Панфилов, О. Тимофеев, Ю. Юрченко. Посещая их семинары, сотрудники развивают свой творческий потенциал и потом разрабатывают собственные оригинальные сценарии.
Во время летней оздоровительной кампании все программы желательно проводить на свежем воздухе, что открывает возможность организаторам использовать самые разнообразные конкурсы, а также все виды и жанры игр. Во время игровых конкурсных программ практически все дети вовлекаются в действо. Это способствовует воспитанию нравственных качеств партнерства, совместимости, дружбы, сотрудничества.
Учитывая, что на базе учреждений образования во время летних каникул создаются смешанные отряды, куда входят не только младшие школьники, но и младшие подростки, зная их психолого-педагогические особенности и неудовлетворенные культурные потребности, специалисты организуют и проводят конкурсно-игровые танцевальные программы типа «СтарТинэйджер». Сочетание элементов игры, эстрадного представления пересекается с активным участием присутствующей аудитории и дает в целом положительный результат.
Экспертами в организации игровых конкурсных программ выступают представители администрации муниципального образования, в частности, отдела культуры, педагоги, учащиеся, их родители, коллеги по профессиональной деятельности областного и российского масштаба, редакторы журналов, специализирующихся на мероприятиях в области детского досуга.
В центре культуры должны работать творческие люди, которые видят перспективы повышения эффективности игровых конкурсных программ не только в своем учреждении, но и других предприятиях социально-культурной сферы.
Для выявления проблем снижения результативности игровых конкурсных программ, проводимых для младших школьников в городских и районных учреждениях культуры, проводится полный анализ представленных мероприятий, включающий следующие критерии оценивания.
1. Направленность игровой конкурсной программы:
- актуальность темы;
- при необходимости совместное сотрудничество разных учреждений и организаций;
- в зависимости от темы, привлечение к участию в программе в качестве членов жюри или рецензентов узких специалистов.
2. Содержание игровой конкурсной программы: « соответствие содержания выбранной теме;
- соответствие программы возрасту участников;
- оригинальность идеи;
- степень авторства и компилятивности в составлении программы;
- зрелищность;
- творческий подход;
- использование различных выразительных средств (музыки, стихов, песен, танцев, света);
- разнообразие игровых методов и приемов;
- оригинальность выбора игрового материала;
- соответствие игр и конкурсов выбранной теме.
3. Драматургия игровой конкурсной программы.
1-й вариант:
- организация экспозиции в прологе всего действия (ввод в действие; описание событий, предшествующих возникновению конфликта; создание необходимой тематической атмосферы);
- присутствие завязки в первом эпизоде (основное событие, с которого начинается конфликтная ситуация);
- кульминация в центральном эпизоде основного действия, ближе к финалу (решительный поворот в действии);
- развязка в последнем эпизоде (способ разрешения конфликта);
- авторское послесловие.
2-й вариант:
- предшествующее событие (например, пригласительные билеты, рекламные афиши);
- исходное событие (встреча гостей, появление героев из-за кулис);
- начальное событие (заявка темы);
- главное событие (столкновение конфликтующих сторон);
- кульминационное событие.
4. Исполнительское мастерство ведущих:
- культура речи;
- сценическое движение;
- умение владеть аудиторией (общение, активизация зала);
- интеллект;
- умение работать с реквизитом;
- владение методикой организации и проведения игр и конкурсов (соответствие их возрастным особенностям, доступность объяснения);
- артистизм, раскрытие характера действующих лиц.
5. Оформление программы:
- эстетичность, яркость реквизита;
- эстетичность костюмов ведущих;
- создание атмосферы, соответствующей теме программы;
- качество фонограмм;
- наличие спецэффектов.
6. Правильно оформленный литературный сценарий:
- описание игр, танцев, полного текста ведущего, стихов, песен с указанием авторов;
- список литературы, использованной для написания сценария;
- приложение (список реквизита, дидактический материал, схемы и т. п.).
Каждый из критериев оценивается по пятибалльной системе. Для выведения итоговой оценки бралось среднее арифметическое число.
В целях оказания личной целенаправленной консультативной помощи проводят устные опросы среди культработников. Исследователи пытались выяснить, насколько знание теоретических основ влияет на результативность досуговой деятельности. Оказалось, что у 59% опрошенных отсутствует понимание сущности организации и методики, что является основной причиной падения результативности игровых конкурсных программ в целом.
Следующей проблемой, по мнению специалистов, является то, что современные ведущие игровых конкурсных программ в большинстве своем, зная определенное количество игр и конкурсов, не умеют правильно и четко объяснить их, а уж тем более вовлечь в них зрителей. Это напрямую связано с незнанием технологий игрового действа и неумением им пользоваться.
К тому же в работе многих культорганизаторов заметен кризис. Его причиной стало повальное увлечение сюжетно-игровыми программами, где игры и конкурсы уступили дорогу сюжету.
Решение данных проблем исследователи видят в создании условий для повышения квалификации, «оттачивании» имеющегося профессионального мастерства, развитии мотивации достижения, ведущей к самоактуализации личности работников культуры.
Целеустремленность педагога и правильно выбранные им методы работы в совокупности смогут обеспечить высокую эффективность технологии и специфики организации игровых конкурсных программ для младших школьников, а также решить задачи, стоящие перед организатором досуга.
Если личностные характеристики и профессиональные установки культорганизатора адекватны избранной им технологии воспитательной работы с учащимися начальной школы, то появляется возможность освоения этих умений, а вместе с тем и современных технологий воспитания. Лучше, если эта работа осуществляется в системе повышения квалификации под руководством квалифицированных специалистов, владеющих вопросами как теории, так и технологии процесса. В этом случае гарантируется ориентация начинающих специалистов по досуговой деятельности на целостное освоение технологии и ее дальнейшее качественное применение в практической деятельности.
Следует подчеркнуть, что глубина освоения новых технологий воспитания связана с поэтапным осмыслением психологических процессов и способов управления ими.
Каждый избирает свой путь и темп постижения идей, но зачастую освоение начинается с увлеченности необычными формами работы. В этом случае возникает два основных варианта дальнейших действий педагога. Если новые красивые формы уживаются с равнодушием к детям, их проблемам, интересам, не переживаются педагогом досуговой деятельности, как более совершенный способ работы, то, скорее всего это сиюминутное увлечение мелькнувшей идеей, которое скоро забудется.
Если же культорганизатор чувствует перемены в настроении, самочувствии воспитанников, фиксирует позитивные изменения в их отношении к игровым конкурсным программам и при этом анализирует способ своей работы, обеспечивший эти изменения, то это серьезный шаг в освоении новаторской технологии. В этом случае заинтересованность в новых формах на следующем этапе приведет к необходимости более глубокого освоения процесса, его структурных компонентов.
Как показывает практика, на следующем, более важном этапе, появляется возможность создать ситуацию для саморегуляции личности на основе рефлексивных механизмов.
Подняться до уровня организации добровольной общественно-ценной творческой деятельности, создающей условия для саморазвития и самовоспитания — значит добиться высшего уровня педагогического мастерства, «высшего пилотажа» в педагогике досуга.
Все уровни овладения технологией организатор игровых конкурсных программ должен проходить не стихийно, постепенно «вызревая» в процессе проб и ошибок в работе с детьми или забрасывая все эти начинания из-за больших трудностей в самостоятельном их овладении, а в научно-практических лабораториях под руководством специалистов. При этом обучение технологии должно быть приятным и радостным делом, как и внеурочная жизнь детей, которую педагог-организатор учится планировать на основе этой технологии.
Для устранения выявленных проблем и оказания помощи начинающим специалистам в области досуга руководители и методисты анализируемого учреждения культуры организуют и проводят конкурсы профессионального мастерства, консультации, мастер-классы, семинары, практикумы, направленные на повышение эффективности игровых конкурсных программ. Для посещения данных форм повышения квалификации в качестве слушателей и активных участников привлекаются педагоги образовательных учреждений муниципальных образований, художественные руководители и культорганизаторы районных клубов, а также председатели профсоюзов предприятий, учреждений, организаций.
На основании вышепроведенного анализа деятельности центра культуры и досуга можно сделать следующие выводы:
■ игровые конкурсные программы реализуют потребность детей в общении, обмене знаниями и опытом;
■ снижается рост пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности детей;
■ увеличивается доля творческо-созидательных видов деятельности детей;
■ организация игровых конкурсных программ способствует проявлению творческого потенциала личности культработника;
■ анализ мероприятий признанными специалистами оказывает значительное воздействие на самооценку личности организатора досуга, делая ее более адекватной;
■ игровая конкурсная программа выступает своеобразным регулятором уровня самооценки личности культработника, следовательно, процесс самоактуализации личности протекает более успешно, при этом личность организатора досуга становится не только субъектом развития, но и усовершенствованным объектом воздействия на подрастающее поколение. Значительными результатами в процессе организации игровых конкурсных программ специалистами центра культуры и досуга являются:
1. Демонстрация физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей ребенка.
2. Освоение детьми традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
3. Обогащение культорганизаторов города, района, страны новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом через проведение мероприятий и издательскую деятельность.
Положительная динамика эффективности организации игровых конкурсных программ будет напрямую зависеть от расширения поля социализации младших школьников, выхода культорганизаторов с целью сотрудничества на другие сферы — семьи, образования, спорта.
Сравнивая основные направления деятельности двух анализируемых учреждений социально-культурной сферы в области организации игровых конкурсных программ, можно отметить следующие общие черты:
■ наличие целенаправленной работы с детьми и организаторами досуга;
■ сотрудничество со средствами массовой информации;
■ взаимодействие с отдельными учреждениями своей сферы по горизонтали и вертикали социально - культурного пространства.
Вся деятельность учреждений разделена на этапы:
1. Анализ обстановки и формулирование цели.
2. Планирование работы.
3. Подготовка мероприятий.
4. Проведение мероприятий.
5. Отслеживание результатов.
6. Анализ проведенной работы.
7. Подведение итогов.
8. Проектирование дальнейшей деятельности.
Ввиду того, что основными социальными институтами по организации досуга учащихся начальных классов являются учреждения культуры и учреждения дополнительного образования, необходимо определить значение не только их индивидуальной деятельности, но и взаимного сотрудничества.
Совместная деятельность специалистов обоих учреждений осуществляется в рамках общегородских мероприятий, таких, как День города, День защиты детей, День знаний, Масленица. Каждому учреждению отводится определенное время в праздничной программе для организации и проведения детских игровых конкурсных программ. Темы и сюжеты мероприятий режиссеры и сценаристы выбирают самостоятельно. Замечено, что анализ проведенных игровых конкурсных программ проходит исключительно в своем учреждении. Итоги проделанной работы по проведению общегородских праздников подводятся руководителями предприятий социально-культурной сферы и представителями администрации муниципальных образований на закрытом заседании, а не узкими специалистами в данной области. Таким образом упускается возможность диалога между профессионалами в области организации игровых конкурсных программ, а в планировании, организации и анализе мероприятий наблюдается оторванность учреждений друг от друга.
Очевидно, что только создание и реализация совместных проектов предприятиями социально-культурной сферы будет способствовать полноценной и качественной организации игровых конкурсных программ для младших школьников, а также удовлетворению их потребности в программах данной формы.
Похожие статьи:
Внеклассное занятие 3-4 класс. Великие изобретения
Внеклассное занятие в 3-4 классе на тему «По странам и континентам»
Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект
Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий
Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей
Татьяна Сергеевна Кухорева
|
||
|