Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Лингвистический турнир по русскому языку в школе

Лингвистический турнир по русскому языку «Великий, прекрасный, могучий РУССКИЙ ЯЗЫК!»
Цель:
• прививать любовь к русскому языку;
• закреплять знания и умения, полученные на уроках
Задачи:
• развитие творческих способностей, логического мышления детей;
• повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
• повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
• воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
• формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
• формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
• формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего турнира.
Слайд 1
Мы проводим лингвистический турнир. Лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и мы ещё раз убедимся в том, что наш русский язык очень велик и богат. В нашем турнире будут участвовать 2 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания в области русского языка. Приглашаем наши команды на турнир (команды заходят под аплодисменты зала и занимают свои места). Пожелаем им удачи! Оценивать вашу работу будет компетентное жюри в составе 3 человек, которое будет оценивать все ваши ответы.
Слайд 2
1. Приветствие команд
Команда: «Словесники»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык!
Команда: «Лингвисты»
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Болельщики приветствуют команды.

2. Визитная карточка
Каждая команда представляет себя (название, приветствие, эмблема на каждом участнике команды).
Жюри оценивает и выступление команды, и её эмблему.
Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Слайд 3
- Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению, «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…».
«Ему свойственны, величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».
Слайд 4
- «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Слайд 5
- Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков...»
Слайд 6
- Иван Сергеевич Тургенев просил. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Слайд 7
- Алексей Толстой писал: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».
Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости – вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык.
Ведущий.
Как богат и разнообразен, как интересен русский язык! Это настоящая ценность нашего народа. Не случайно во всем мире люди изучают его, читают произведения русских писателей, интересуются русской культурой.
Слайд 8
2. Конкурс «Дополни пословицу»
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Пословицы напечатаны на листочках, раздаются команд
1) Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
2) Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
3) Поспешишь … (людей насмешишь).
4) Нет друга – ищи, … (а нашёл береги)
5) Век живи - …(век учись).

1) Семеро одного … (не ждут).
2) Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).
3) Делу время … (потехе час).
4) Друзья познаются в …(беде).
5) Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях.
Слайд 9
Разминка для болельщиков:
1. Пращур это:
а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.
Пращур предок, отец прапрадеда, прапрабабки.
Слайд 10
2. Какого цвета бывают ланиты?
а) красные; б) зеленые; в) синие.
Ланиты ── щеки.
Слайд 11
3. Сколько раз в год крестьяне орали?
а) один; б) два; в) сто раз.
Орать (орати) ── пахать.
Слайд 12
4. Что необходимо, чтобы стать толмачом?
а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.
Толмач; переводчик.
3. Конкурс «Грамотеев».
Участникам предлагается возможность показать свою грамотность.
Вставьте пропущенные буквы.
равнина насекомое
физкультура электричество
библиотека операция
колонна санаторий
расстояние пианино
здравствуйте фестиваль
грамота национальность
велосипед авиация
продавец правительство
мороженое катастрофа
государство окрестность
лекарство бухгалтер
4. Конкурс «Простое – сложное».
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но можно этот предмет назвать ОРЕХОДАВОМ. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
полотенце – .................................................
ключ – .................................................
Учитель:
Пусть для кого-то он не самый
Хороший на материке,
Но маму мы назвали мамой
На нашем русском языке.
И потому-то столь тревожно
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч –
Я думаю: какой в итоге
Дойдёт потомкам наша речь?
5. Конкурс редакторов
Задание: исправить ошибки поэта
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метро
Фильм смотреть о кенгуре.
Интересное кину,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.

6. Скороговорки
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
1 команда:
От топота копыт пыль по полю летит.
То послали Сеню с донесеньем.
Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки.
Доскакать доскакал, да все не так рассказал.
Рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2 команда:
Прокоп не варил свой укроп.
Съела Малаша всю сыворотку из-под простокваши.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Слайд 13
Игра с болельщиками:
Я ему по секрету, а он по всему свету.
Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке.
У злой Натальи все люди канальи.

7. Конкурс
1 команда. Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Ответ: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
2 команда. Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА
Ответ: вода, сахар

8. Конкурс
В каждой тройке слов найти по два однокоренных слова. В чём отличие одинаковых по написанию корней?
1 команда: а) смешить, смешанный, смешать.
б) пара, парный, паровой.
в) проводы, подводный, водить.
г) горевать, подгоревший, гореть.
2 команда: а) носильщик, носатый, поднос.
б) лето, летний, лететь.
в) чертёнок, чертить, чертёж.
г) искупать, покупка, купальник.

9. Конкурс
Записать однокоренные слова с корнем:
1 команда: - сказ-
2 команда: - стрел-
- При помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?
Слайд 14
Задание болельщикам. «Хитрые вопросы»
1) В каком слове из пяти букв насчитывается 5 О. (опять)
2) В каком слове находится семь букв Я? (семья)
3) Чем заканчивается день и ночь? (ь)
4) В каком слове 40 А? (сорока)
5) Что находится между берегом и рекой? (и)
6) Каким гребешком не расчешешь головы? (петушиным)
7) Какие ворота находятся в поле (футбольные)
8) Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

10. Конкурс
Задание «Одним словом».
1-ой команде
1) Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
2) Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)
3) Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)
4) Тот, кто завидует. (Завистник)
2-ой команде
1) Первые буквы имени и отчества. (Инициалы)
2) Движение руки. (Жест)
3) Временное прекращение военных действий. (Перемирие)
4) Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник)
11. Конкурс
Ведущий. Следующее конкурсное задание «Полминутки на шутки» (задание письменное). Каждой команде выдан листок, на котором команда выполняет задание.
Слайд 15
Одинаковое задание для обеих команд.
Задание №1. Расставьте знаки препинания
Очень-очень страшный вид
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая
В. Заходер

Игра с болельщиками: «Шутливые лингвистические вопросы»
• Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (выполненную на швейной машине)
• В каком имени тридцать Я? (ЗОЯ)
• В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
• Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)
• Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук…)
• Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
• Какая река течёт во рту? (Десна)
• Какой город самый сладкий? (Изюм)

12. Конкурс
Составить рассказ из слов
1 команда:
Работа, сапоги, завод, пальто, машина, однажды, осина, орех.
2 команда:
Деревня, ребята, город, ученик, пенал, воробей, мороз, погода, тетрадь.

Жюри подводит итоги.
Слайд 16 Слайд 17(ответ)
13. Конкурс со скобками
Команде даётся задание: раскрыть скобки в предложении.
• Язык (до) Киева (до)ведёт.
• Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

• (До)школы (до)шли быстро.
• Маша (за)вернула (за)угол.

14. Конкурс капитанов «Вопрос – ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или согласных букв? (Согласных букв).
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол)
4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что?(Подлежащее.)
6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

15. конкурс. Нужно подобрать подходящие по смыслу качества предмета, отвечающие на вопросы какой? какая?
1) МАЛИНА (сладкая, вкусная, душистая, и т. д.)
2) ОГУРЕЦ (зелёный, большой, солёный, и т. д.)
Загадки для болельщиков
Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар.)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар)
Учитель: На этом наша конкурсная часть закончена, жюри подводит итоги. Слово предоставляется капитанам команд,
Команда: «Словесники»
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Команда: «Лингвисты»
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово - свободы зарница.
Выучи русский язык!

Учитель: Знаете ли вы, что в 17 веке по указу царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь?
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?
Слайд 18
Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина
На нем мы объясняемся в любви,
Читаем книги, песни распеваем,
Воспоминанья пишем в дневники,
Поэмы и стихи слагаем.
Любите же родной язык
И грубым словом не поганьте,
Родной язык — могуч, велик,
Его цените, уважайте!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.

Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык. Вы сами можете конструировать слова, объединять в группы, находить различия. Желаю успехов.
Презентация на тему: Лингвистический турнир по русскому языку в школе

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида

Похожие статьи:

КВН по сказкам для 7-8 классов

КВН в 4 классе

КВН в школе. Сценарий для старшеклассников

Сценарий музыкального домашнего задания КВН в школе

Внеклассное мероприятие КВН по русскому языку, 4 класс

Конспект урока чтения для учащихся 5 классов коррекционной школы 8 вида
Опубликовано: 3327 дней назад (14 ноября 2015)
Просмотров: 10897
0
Голосов: 0
Комментарии (3)
Светлана Леонидовна Алексеева # 14 ноября 2015 в 09:50 0
Лингвистический турнир по русскому языку "Великий, прекрасный, могучий РУССКИЙ ЯЗЫК!"
Алексеева Светлана Леонидовна
учитель русского языка и литературы, ГБС(К)ОУ Нурлатская специальная (коррекционная) школа- интернат 8 вида
Адрес конкурсной работы ( сценарии праздников)
Ульяна Алексеевна # 14 ноября 2015 в 15:04 0
Здравствуйте
1. Заявка оставлена неверно.
Прочитайте в правилах где именно необходимо оставлять заявку
2. Вам необходимо выслать презентацию по электронной почте нна адрес sv@kladraz.ru
В теме письма надо указать "Презентация для моего материала в блоге".
В тексте письма надо указать свои ФИО и сообщить, что вы желаете опубликовать презентацию к материалу, размещенному в блоге. Обязательно укажите ссылку на запись в блоге, для которой вы присылаете презентацию. Размер до 25 Мб. Презентация должна быть в одном файле формата .ppt или .pptx
Мы сами разместим презентацию.
Далее (после появления презентации в Вашем материале), Вам надо будет оставить заявку для участия в конкурсе заново.
Это всё записано в правилах конкурса.

Кроме того, Зачем Вы весь текст выделили жирным шрифтом?
Сейчас мы САМИ частично отредактировали Ваш материал.
С уважением, Администратор сайта
Светлана Леонидовна Алексеева # 14 ноября 2015 в 17:28 0
Спасибо Вам огромное, что уделили время моей работе. Это моя первая попытка участия в вашем конкурсе. В дальнейшем постараюсь быть внимательнее. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. С уважением Светлана Алексеева.