Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Бинарный урок в начальной школе, 3 класс

Конспект бинарного урока в 3 классе по предметам «декоративно-прикладного искусства» и «музыкальной литературы» на тему «В гостях у народных умельцев»
Конспект бинарного урока в 3 классе по предметам «декоративно-прикладного искусства» и «музыкальной литературы» на тему «В гостях у народных умельцев»
Автор: Ваничкина Ольга Владимировна, преподаватель декоративно – прикладного искусства МОУДОД «ДШИ р.п. Сенной» Вольский район, Саратовской область.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию разработку урока в 3 классе на тему «В гостях у народных умельцев». Данный урок будет полезен в плане духовно-нравственного воспитания детей, приобщения к традициям.
Цель урока: декорировать заготовку деревянной ложки элементами хохломской росписи; пробудить у детей глубокий интерес к истории, культуре и традициям своего народа.
Задачи урока:
Обучающие - освоить этапы росписи изделия, показать связь устного, музыкального фольклора.
Развивающие - познакомить со сказом о Хохломе, провести путешествие по местам художественных промыслов, развивать художественно-творческие способности учащихся.
Воспитывающие - воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, стремление создавать красоту своими руками.
Художественный ряд: таблицы с изображением элементов хохломской росписи, готовые изделия хохломской росписи.
Оборудование урока: музыкальный центр, флеш-носитель, заготовки под роспись, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, тряпочки, подставка для кистей.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Основная часть:
- прослушивание фольклорной музыки;
- самостоятельная работа учащихся;
3. Заключительная часть:
- демонстрация работ;
- обсуждение;
- итог.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: Здравствуйте, дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы познакомимся с хохломской росписью и узнаем о связи устного, музыкального фольклора.
2. Основная часть.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: Народное декоративно – прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров.
Россия-это страна лесов, полей, голубых рек и озёр. Рождённое в среде землевладельцев, скотоводов, охотников , народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой. Когда шла полевая страда (пахота, сев, сенокос, уборка урожая), то все люди были заняты. А вот с наступлением осени.
(Осенняя песенка)
Преподаватель теоретических дисциплин: а поздней осенью и зимой длинными вечерами женщины ткали, пряли ткани, шили, вышивали. Мужчины занимались изготовлением глиняной и деревянной посуды, росписью и чеканкой, плетением из лозы.
(Песня «Пряха» в обработке С. Погребова)
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: Так родились народные промыслы. А так как мастерство передавалось от отца к сыну, то часто оно становилось семейным промыслом.
Народные промыслы сохранились до наших дней, они составляют культуру нашего народа. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза-это материалы, из которых народные умельцы изготавливают произведения искусства.
Преподаватель теоретических дисциплин: Но не только детали предметы быта, но и музыкальные инструменты. Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Но некоторые мы с вами знаем:
1. Трещотка (шумовой инструмент);
2. Балалайка (струнный инструмент);
3. Гармошка;
4. Свирель;
5. Бубен (ударный);
6. Дудочка.
Мы сегодня поговорим о ложках. В древности на Руси крестьяне в основном пользовались деревянной или глиняной посудой, и нередко всё, что оказывалось под рукой, становилось музыкальным инструментом. Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках. Но как здорово было придумано! Давно было замечено, что у всякого дерева есть свой голос. Самые «музыкальные, звонкие» ложки получаются из клёна. Играют обычно тремя или пятью ложками. Например, две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляниях.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: Мы говорим «декоративное» от слова «декор»- украшение. Мы говорим «прикладное» это потому, что приложено к предметам нашей жизни(мебели, посуде, швейным изделиям). Искусство, о котором мы говорим, изначально формировалось в народной среде, как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным художником, кузнецом, гончаром. Это посуда, ковры, одежда, обувь, сумки, скатерти, корзины и много других предметов быта.
-А какие предметы народных умельцев у вас есть дома?
-Ребята, посмотрите на посуду. Предметы, какой росписи вы узнали?
- Да. Это предметы хохломской росписи.
Время и место возникновения хохломской росписи никому не известно. Предполагают, что в 17 веке в деревнях на берегу Волги крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в село Хохлома, где был базар. Отсюда и пошло название «Хохломская роспись». Давайте вспомним элементы хохломской росписи: в росписи используют три основных цвета (красный, черный, золотой) и вспомогательные(зеленый, жёлтый). Роспись наносится без предварительной прорисовки. Элементы: травка, кудрины, ягодки, цветы.
-Ребята, а вы хотите стать народными умельцами? Тогда попробуем выполнить роспись на заготовленных ложках. Подготовим рабочее место и приступим к работе. У вас на столах есть подсказки- расписные ложки. Но вы можете создать свой узор. Какой кисточкой будем рисовать стебелек, завитки, кудрины? Каким методом будем рисовать ягоды?
(дети приступают к работе)
Преподаватель теоретических дисциплин: сейчас вы работайте и слушайте как звучат ложки и некоторые инструменты(выступление ложкарей).
Вы прослушали оркестр русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева – русский музыкант, виртуоз на балалайке,
организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Он свободно владел скрипкой, изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, жалейке).
Оркестр русских народных инструментов был подлинным открытием в мире музыки.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: Я хочу вам поведать сказ о хохломе. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал из столицы недовольный церковными нововведениями патриарха Никона и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей и сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.
Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
У хохломы два центра г. Семёнов и село Каверина.
3. Заключительная часть.
Демонстрация работ, просмотр и коллективное обсуждение.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: На сегодняшнем уроке мы своими познакомились с хохломской росписью, её историей и узнали, как тесно связан устный, музыкальный фольклор. Ребята, вы хорошо сегодня потрудились. Давайте покажем, какие у вас получились ложки? Молодцы!
Но красивая хохломская роспись встречается и сегодня. Посмотрите, как расписали художники предметы современной жизни (компьютер, компьютерная мышь, стулья, гантели, машину, самолет).
Приятно видеть такие красивые вещи у себя дома.
И сегодня мастерицы выполняют роспись предметов, чтобы этой красотой любовались другие люди.
Преподаватель теоретических дисциплин: слушая музыку народных инструментов, мы с вами смогли окунуться в мир творчества наших предков, представить их жизнь и работу за любимым делом.
Преподаватель декоративно-прикладного искусства: на сегодняшнем уроке мы познакомились с хохломой, разучили элементы росписи и, более того, мы расписали заготовки деревянных ложек. Скажем спасибо Хохломе:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь отчизне!
Спасибо за внимание! Урок закончен.
Используемая литература:
1. Т.Емельянова «Золотая хохлома» Москва «ИнтерБук», 2001.
2. Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» Москва, 1988.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока ИЗО. Хохломская роспись Конспект открытого занятие по декоративно-прикладному искусству. Художественные промыслы России Аппликация "Хохлома" для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Физкультминутки для начальной школы в стихах

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Книги

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Загадки, пословицы, поговорки

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «У страха глаза велики»

Картина из скрученных бумажных салфеток своими руками пошагово с фото | Конспект урока во 2 классе по предмету «декоративно-прикладного искусства»
Опубликовано: 3811 дней назад (19 июня 2014)
Просмотров: 7127
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Регина Сириновна Сабирзянова # 20 июня 2014 в 03:53 +1
Ольга Владимировна! Изучение таких видов прикладного творчества. как хохлома, помогает учащимся лучше узнать историю, традиции и обычаи русского народа, приобщает к народному творчеству, заставляет гордиться творческим наследием. Патриотическое воспитание учащихся начальной школы пробуждает интерес к изучению истории нашей страны в старших классах.Вам голос!
Маргарита # 20 октября 2019 в 05:14 0
Это не бинарный урок, интегрированный. Бинарный урок ведёт педагог-психолог и предметник.