Конспект открытого занятие по декоративно-прикладному искусству. Художественные промыслы России
Занятие по декоративно-прикладному искусству. Расписная сказка, знакомство с художественными промыслами России
педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДЮЦ Чвановой Екатерины Алексеевны
Тема: «Расписная сказка»
Описание работы: Занятие предназначено для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования. Занятие в увлекательной форме (сказке) позволит рассказать о 3 народных художественных промыслах: Полхов-Майдан, Городец и Хохлома.Цель: Познакомить детей с тремя видами росписи.
Задачи:
Обучающая: Активизировать и заинтересовать детей, добиться включения всех в работу
Воспитывающая: Мотивация интереса детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Воспитание трудолюбия.
Развивающая: Развитие познавательных интересов, творческой активности и способности применения полученных знаний на практике.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретической и практической работы.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: гуашь, кисти, баночки для воды, бумага, клеенки на стол, салфетки, шаблоны и элементы для декорирования, маркеры.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам об одном из видов народного творчества - росписи, вы узнаете какие виды росписи наиболее распространены и мы попробуем создать с вами узор по мотивам хохломской росписи.
2.Изучение нового материала.
Я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками- расписную сказку. С каких слов начинаются сказки, ребята? (ответы детей)

Посмотрите, мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.


Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид».
К предметам ДПИ относятся изделия с росписью. Роспись возникла давным –давно, когда большинство предметов люди делали и украшали своими руками. Узоры для украшения брали из окружающего мира. Каждый узор имел своё значение.
У меня есть сундучок! Хотите узнать что там? Он открывается только при помощи волшебных слов. В любой сказке совершаются чудеса с помощью заклинаний. Какие волшебные слова вы знаете ребята?(ответы детей)
А тут… красивые предметы. Вы не забыли что мы в сказочном государстве? (дети говорят волшебные слова, открывается сундук).
Шли мы, шли и вот пришли к первому мастеру, которого зовут Полхов-Майдан. Постарался наш мастер, расписывая этот предмет. Наверное у него был какой-нибудь секрет, как вы думаете? Да, ребята, секрет действительно есть.

Идем дальше?! И вновь перед нами волшебный сундучок! Кто помнит волшебные слова? (ответы детей. Открывается сундучок). А здесь, работа следующего мастера. Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.

Идём дальше?! И перед нами снова волшебный сундучок. (ответы детей. Открывается сундучок) Это работа третьего мастера. Этот мастер ни на кого не похож, у него свои секреты.

Задержимся у него в гостях…
Узоры и формы для изделий мастера берут у природы. Выточенные из дерева предметы, проходят ряд удивительных превращений, чтобы стать такими, как мы их видим сейчас.

Братина может быть в виде разных птиц. И лебедушка, диковинная птица и даже просто чаша, только с черпачкам.



3. Практическая часть:
Задача: выполнить криуль кистью на листе; декорировать ковшик элементами хохломской росписи.
Ребята, у вас на столе лежат цветные конверты. Давайте посмотрим, что в них. Лист с завитком, красные черпачки и узоры для украшения ( ягодка и листок для ягодки).
Сейчас вам нужен лист с завитком и кисточка.
Техника безопасности. Ребята, а вы знаете, как работать с красками. Я вам открою маленький секрет настоящих мастеров. При работе с красками ребята, нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться к друг другу.
Выберете цвет, который вам нравится. Мы будем рисовать завитки – криули. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик. И берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе. Посмотрите, как правильно держать кисть. Смело обведите линию на листе… (работа детей) Молодцы, ребята. Моем кисти и убираем их, закрываем краску.
Как называется завиток, который вы сейчас обвели называется криуль. Такое необычное название получила ведущая линия или стебелек, на котором в росписи всё «растет». Работа кистью – сложный процесс, и вы в этом сейчас убедились. (Работа с шаблоном, заготовкой, красками…) Часть того что рисуют художники кистью, мы с вам и выполним маркером.
Листочки с криулями убираем в сторону и берем черпачки.
У вас готовые листочки и ягодки. Их необходимо прикрепить к криулю. Давайте его нарисуем. (Показ на доске маркером). Получается? (проверить работу детей). Теперь прикрепим листок, клубничку и подведем к ним линии…
Для завершения работы мастера приписывают разные травинки кистью. Давайте и мы с вами нарисуем завитки.

4. Подведение итогов.
Сегодня вы стали немного мастерами хохломского промысла. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились. (Выставка детских работ на доске, работы с магнитом).
Ребята, вспомним что вы сегодня узнали.
Что такое декор? Декоративно-прикладное искусство?
Как называется такой ковш? (показ братины)
Что такое криуль? Молодцы!
А теперь давайте вспомним с какими росписями вы сегодня познакомились.
Золотом и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнена она!
Угадайте, что за чудо?
Это чудо - … Хохлома
По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая!
Эта роспись… городецкая
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Матрешка, из Майдана.
Мы побывали в гостях у сказки, у нее есть одна удивительная особенность – эта сказка без конца. Потому что мастера не перевелись, и по-прежнему они создают свои яркие солнечные изделия, радующие нас. Понравилась ли вам сегодняшняя сказка ребята?
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
← Мастер-класс по рукоделию «Лебедушка», техника папье-маше | Открытка "Снегири" своими руками пошагово с фото. Шаблоны →
![]() |
Автор: Екатерина Алексеевна Чванова
Опубликовано: 3757 дней назад (13 января 2015)
Просмотров: 16168
Рубрика: Без рубрики
|
+10↑ Голосов: 10 |
Комментарии (15)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|