Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Загадки, пословицы, поговорки
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русским народным творчеством — загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь учащихся, логическое мышление, Умение группировать слова и явления.
Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, кроссворды).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Летит птица —
Не крылата, не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто ее убьет,
Тот человеческую кровь прольет.
— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)
— Какие слова непонятны?
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).
— Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)
— Определите жанр текста. (Это загадка.)
— Кто знает отгадку? (Это комар.)
— Как вы догадались?
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)
Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
IV. Работа по теме урока
Работа по группам. Класс делится на пять групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова — только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали.
Кроссворд для 1-й группы
1. По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц.)
2. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова. )
3. Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач.)
4. Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
5. Летом гуляет,
зимой отдыхает. (Медведь.)
6. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
7. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядки наводить. (Лиса.)
(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)
Кроссворд для 2-й группы
1. Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
2. Кругом вода,
А с питьем беда. (Море.)
3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)
4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед.)
5. Что в решете не унесешь? (Вода.)
6. По морю идет, идет,
А до берега дойдет —
тут и пропадет. (Волна.)
7. Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник.)
8. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
9. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)
Кроссворд для 3-й группы
1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
2. Во лугах сестрички —
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
3. Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки -дробинки.
Бусинки зеленые.
Сладкие, ядреные. (Горох.)
4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
5. Синий мундир, белая подкладка,
В середине — сладко. (Слива.)
6. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
7. Заревел медведь
на все горы, на все моря. (Гром.)
8. Желтая курица
В огороде дуется. (Тыква.)
9. Красненька матрешка,
Беленько сердечко. (Малина.)
(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)
Кроссворд для 4-й группы
1. На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
2. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)
3. Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая.
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
4. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут ее... (сорока).
5. Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
6. Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
7. Быстро летаю.
Птиц всех забиваю. (Орел.)
8. Не рак, не рыба.
Не зверь, не птица,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар.)
9. В синем небе голосок.
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)
Кроссворд для 5-й группы
1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)
2. Не часы, а тикает. (Сердце.)
3. Белые овечки
Глядят из-под печки. (Зубы.)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
5. Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (Голова.)
6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
7. У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы.)
8. Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха.)
(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)
Информация для учителя
После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Возможно, какие-то будут неразгаданными. Тогда они предлагаются всему классу.
Самая сложная тема — «Человек». Учитель должен учесть это и дать кроссворд учащимся посильнее.
V. Физкультминутка
Солнечные зайчики
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок
И забился в уголок.
(Дети ловят зайчика на стене. Учитель направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)
— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)
— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками. )
— Как вы понимаете слово «пословица»? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника. (Учитель объясняет детям, почему так говорят.) Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека — труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», -- говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка — это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами — замерзать, заморить червячка — перекусить, за двумя зайцами погнался — делаешь два дела сразу.
VII. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)
— Какие пословицы и поговорки знаете вы?
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое пословица?
- Что такое поговорка?
- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (Можно, по теме. Например, о дружбе, труде, Родине и т. п.)
Домашнее задание
Прочитать загадки на с. 24—25 учебника и запомнить их; выполнить задания.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Физкультурные паузы для начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!