Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока. Окружающий мир, 3 класс. Значение лесов

Конспект урока на тему "Значение леса"
Автор: Оксана Сергеевна Пронь, учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 села Тахта, Ипатовского района, Ставропольского края.
Описание: конспект разработан по программе "Перспективная начальная школа"по окружающему миру для учащихся 9-10 лет в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения.2017 год признан годом Экологии,поэтому считаю актуальным в своем выборе размещение данной разработки урока.Материал может быть полезен воспитателям,педагогам, родителям, учащимся, всем тем, кто проявляет устойчивый познавательный интерес к окружающему миру,бережно и уважительно отноится к природе своей страны, родному краю, стремится к увеличению лесных богатств.
Назначение:уточнение знаний учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).

Цели:
1.Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).
2.Развивать познавательный интерес и речь обучающихся.
3.Продолжать формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве – умение договариваться.
4. Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края, способствовать формированию навыков нравственного поведения в природе.
Планируемые результаты
Знать:
- понятия «лес», «лесное сообщество»,
- отличительные особенности лесной зоны
Уметь:
- работать с понятиями «лес», «лесное сообщество»,
- выделять отличительные особенности лесной зоны
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при работе с понятиями «лес», «лесное сообщество», выделении отличительных особенностей лесной зоны, обсуждении содержания отрывка рассказа Н.Сладкова, формулировании темы урока;
- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при работе с понятиями;
- осознание целостности окружающего мира;
- проявление бережного и уважительного отношения к природе своей страны, родному краю;
Регулятивные УУД:
- определение цели учебного задания совместно с одноклассниками и учителем;
- оценивание успешности выполнения задания по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем;
Познавательные УУД
Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в изучении темы урока;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов работы.
Логические УУД:
- анализ, синтез при работе с понятиями «лес», «лесное сообщество»;
Коммуникативные УУД:
-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Технология:эвристическое обучение
Основные понятия:
- значение леса для природы;
- значение леса в жизни человека;
- охрана леса.
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедиапроектор, экран; хрестоматии, карточки для индивидуального опроса и ключ к карточкам; иллюстрации с изображением хвойного, смешанного, лиственного лесов; тетради для самостоятельной работы, учебники по окружающему миру, литературному чтению; плакаты, картинки с изображением птиц и животных леса.
Ход урока:
І. Мотивация
1. Прослушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова и определите, о чём говорится в тексте.
Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков)
2. На основе содержания отрывка рассказа Н.Сладкова сформулируйте тему урока.
ІІ. Актуализация знаний и умений
1.Определите смысл пословицы:
«Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади».

2. Обсудите в парах, почему в народе так говорят.
-Как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем?
ІІІ. Постановка учебной задачи
1.Метод «Если бы…»
Составьте рассказ-описание о том, что произойдёт, если исчезнет лес.
2.Сформулируйте цель урока.
(завершается этап формулированием цели урока, заключающееся в определении значения леса для человека и всего природного сообщества.)
IV. Планирование учебной деятельности
1.Составьте план урока по опорным словам
Опорные слова: природа, человек, бережное отношение, лес, значение, в жизни.
(Примерный план:
1. Определение значения леса в природе.
2. Определение значения леса в жизни каждого человека.
3. Составление правил бережного отношение к лесу.)
V.Решение учебной задачи
1. Работу над новой темой проведите в группах:
1.группа «Лесничие» (По учебнику подбирают информацию о значении леса в природе).
-в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
- лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
- лес защищает почву от ветра и потоков воды;
- лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
- лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.
2.группа «Практики-плановики»
(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)
раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:
- Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
- Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
- Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
- В лесу люди собирают лекарственные растения;
- Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
- Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
- Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
- В тайге все еще развит промысел пушных зверей.
3.группа «Экологи» (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)
- освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.
А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73 2-ой абзац)
2.Представьте отчет о работе каждой группы …..
3. Метод «вживания»
-Представьте себе, что вы деревья. Какая опасность может вам угрожать?

О вреде пожара рассказывает ученица (по хрестоматии «Огонь в лесу»).
После рассказа проводится беседа по вопросам:
- Почему пожар в лесу — страшное бедствие?
- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой беды?
- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!
VІ. Первичное закрепление
1.Решение экологических задач.
- Решите 3 экологические задачи и аргументируйте свои ответы.
Задача 1.
Можно ли шуметь в лесу, разжигать костёр?
Задача 2.
Можно весной брать с собой в лес собаку?
Задача 3.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток и сорвёшь три-четыре цветка?
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой
1.Работа в рабочей тетради.
-Подчеркните строки, где поэт говорит о значении леса.
2.Самопроверка.
(по образцу)
VIII.Включение нового знания в систему знаний.
1.Метод «Творческие работы»
-Из предложенных иллюстраций составьте коллаж .
«Чем мы можем помочь лесу»

2.Афиширование работ учащихся.
ІХ. Рефлексия деятельности.
1.Самооценка.
Закончите предложения:
«Раньше я не знала, а теперь знаю, что….»
« Я … доволен собой по тому, что…»
« Я хочу похвалить …»
2.Лестница успеха
-Оцените свой успех на уроке,став на определенную ступеньку, причем самая высокая ступенька свидетельствует о том, что вам всё удалось на уроке и эти знания пригодятся в жизни,а самая низкая ступенька, что урок показался вам слишком трудным.На какой ступеньке стал бы ты?

3.Оценка учителя.
Домашнее задание.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд с ответами для учащихся 3 - 4 класса Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет? Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Участник №7 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Стихотворение «Зима!» для детей 6-7 лет | Как нарисовать розу поэтапно карандашом для начинающих
Опубликовано: 2369 дней назад (2 октября 2017)
Просмотров: 5954
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Наталья Геннадьевна Иванова # 16 ноября 2017 в 20:18 +1
Добрый вечер, Оксана Сергеевна!С удовольствием ознакомилась с Вашей работой!Многое взяла на заметку: понравился метод "если бы"( мне кажется,настраивает на более глубокое понимание детьми темы),метод "вживания"(интересно было бы послушать ответы детей),продуманы экологические задачи. Спасибо.Примите голос!