Сценарий экологической игры для школьников с ответами
Сценарная разработка экологической игры «Сохраним живую природу»
Описание: Публикация представляет интерес для родителей, педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля и классных руководителей.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: привлечь внимание ребят к пониманию, того, что человек – часть живой природы Земли и необходимости сохранения природы во всем ее многообразии.
Задачи:
- заинтересовать учащихся изучением живой природы;
- содействовать развитию речи и познавательной активности учащихся;
- развить коммуникативные способности ребят.
План проведения мероприятия.
1.Вступительное слово.
2. Конкурсы:
2.1. «Узнай загадку».
2.2. «Все связано со всем».
2.3. «Братья наши меньшие».
2.4. «На зеленой тропе».
2.5. «По страницам Красной книги».
2.6. «Дневные хищные птицы».
2.7. «Поэтический».
3. Подведение итогов.
Подготовительный этап
1. Формируется две команды, и выбираются в них капитаны.
2. Выбирается жюри во главе с председателем жюри.
3. Игру проводит ведущий.
Вступительное слово.
На планете Земля живет около 11 млн. видов живых организмов, из которых описано всего 1 млн. 550 тыс. В то же время за последние 400 лет потеряно около 100 видов только позвоночных животных.Люди еще не все знают о потенциальных возможностях живых организмов. Большинство из них не изучены. А при изучении обнаруживается много интересного. Те же тараканы и бактерии входят в равновесную систему Природы и определенных биоценозов.
Например, в Австралии ученые обнаружили микробы, которые с большим аппетитом питаются пестицидами. Их можно использовать в борьбе с загрязнением водоемов и почв.
Химические вещества, содержащиеся в железах древесной лягушки, успешно уничтожают клетки лейкемии – одной из форм рака крови.
И даже тараканам люди нашли применение. Ученые планируют на спинках этих насекомых монтировать крошечные камеры с передающим устройствам и использовать их для поисков жертв землетрясений в развалинах.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде была принята Первая Конвенция о сохранении биоразнообразия. Эту Конвенцию подписали официальные представители более 50 стран. Она вступила в силу 29 декабря 1992 года, и с тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.
Поэтому не случайно наша конкурсная программа называется «Сохраним живую природу».
КОНКУРСЫ
Первый конкурс «Узнай загадку».
Команды получаются листы с недописанными загадками. Их задача – восстановить пропущенные слова загадки и отгадать ее. За каждую загадку (правильно дописанную и отгаданную) команда получает по два балла. За весь конкурс – максимальная оценка 10 баллов. Время 5 минут. Загадки для первой команды:
1.***, а из болота не идет. («В болоте плачет, а из болота не идет»; кулик.)
2. Без рук, *** избенка. («Без рук, без топорёнка построена избенка»; гнездо).
3. На шесте дворец, ***. («На шесте дворец, во дворце певец»; скворец).
4.**, не плотник, а первый в лесу работник. («Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник», дятел).
5.Он серенький на вид,** знаменит. («Он серенький на вид, но пением знаменит»; соловей.)
Загадки для второй команды:
1. В воде купается,**. («В воде купается, сухим остался», гусь)
2. **, сзади вильце, на груди белое полотенце. («Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце», ласточка)
3. Не ездок,***, не сторож, а всех будут. («Не ездок, а со шторами, не сторож, а всех будут.», петух)
4. Днем спит, ** и прохожих пугает. («Днем спит, ночью летает и прохожих пугает», сова)
5. Чёрный, проворный, кричит «крак» — * враг. («Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам враг», грач)
Второй конкурс «Все связано со всем»
Команды получают описание экологической ситуации и задание. За правильное его выполнение команда получает от 1 до 10 баллов. Время – 10 минут.«Экологическая ситуация 1»
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Морской транспорт и прежде всего танкерный относится к одному из основных источников нефтяных загрязнений морской среды. Большая часть мусора попадает в океан: консервные банки, пластмассовые бутылки, бумажные пакеты, жестяные бочки, множество полиэтиленовых пакетов и другого мусора.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
(Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Нарушается экосистема океана.
Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта)
«Экологическая ситуация 2»
На одном далеком острове обитали тараканы, которые ели растения, ящерицы, которые питались тараканами, кошки, которые ловили крыс и иногда лакомились ящерицами. А еще там было очень много комаров. Люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Задание: Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.
(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали в растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах. Этих тараканов ловили ящерицы. Ящериц ели кошки, для которых доза яда стала смертельной. Вследствие чего очень размножились крысы)
Третий конкурс «Братья наши меньшие»
Команды отвечают на вопросы по-очереди. Максимальное количество баллов – 5.На раздумье дается 2 минуты.
1. Какое животное, обитающее в лесах, называют «косым»?
а) заяц;
б) косуля;
в) мышь.
2. Почему моллюска беззубку относят к двухстворчатым моллюскам?
а) раковина состоит из двух створок;
б) раковина имеет два входа;
в) раковина состоит из двух слоев.
3. К какому животному применимы термин «парнокопытное»?
а) зебра;
б) окапи;
в) лошадь.
4. Детеныша, какого животного называют бельком?
а) белки;
б) тюленя;
в) зайца-беляка.
5.Какая из амфибий благодаря присоскам на ногах может лазать по деревьям?
а) квакша;
б) чесночница;
в) жерлянка.
6. С какой целью обыкновенные ежи нападают на жаб?
а) используют их в пищу;
б) защищают ежат;
в) просто их не любят.
7. Каким образом летяга пролетает расстояние в 10-15 м?
а) планирует;
б) машет хвостом;
в) быстро вращает конечностями.
8. В чем сходство между грифом и аистом марабу?
а) в строении крыльев;
б) в питании падалью;
в) в одинаковом ярком оперении.
9. Какие птицы улетают на юг?
а) соловей и ласточка;
б) воробей и сорока;
в) ворона и дятел.
10. Каким образом скунс отпугивает врагов?
а) запахом;
б) агрессивной мимикой;
в) изменяет цвет.
Четвертый конкурс «На зеленой тропе»
Ведущий по очереди зачитывает текст задания каждой команде. Если команда отгадывает растение по первой половине текста, то получает 10 баллов, если после прочтения всего текста – 5 балловЗадание 1 команде.
1. У нас это растение – сорняк. В Японии это его выращивают, как садовый овощ и даже выведены сорта с толстыми и мясистыми корнями, так их называют гобо. Из него можно приготовить вкусное блюда: повидло, мармелад.
2. Оно имеет крупные, густоопушенные листья. У него есть интересная особенность: все лето корневая шейка находится, довольна высоко над землей, а поздно осенью на поверхности от нее не остается и следов. Корень имеет способность сокращаться и втягивать корневую шейку с зимующими почками на 5, а то на 10 см вглубь, тем самым защищая их от мороза. Это растение семейства сложноцветных. Его соплодиями кидаются мальчишки и не только они. (Репей или лопух)
Задание 2 команде.
1. Раньше это растение можно было встретить на каждом пустыре. Его бледно-желтые цветки с тонкой сеткой фиолетовых прожилок довольно красивы. К осени кисть соцветия удлиняется, и на ней висят плоды, похожие на кувшинчики с крышечками. Такого у других растений не увидишь.
2. Средневековый врач Маттиоли писал «Дети … объелись и в такое сумасбродство впали, что родичи их причин не ведая, козней злых духов страшиться стали». Король датский, отец Гамлета был убит этим растением. Сейчас оно входит в состав мазей для лечения радикулита, неврита, артрита, так как обладает обезболивающим эффектом. Растение это из семейства пасленовых. (Дурман)
Пятый конкурс «По страницам Красной книги»
Каждой команде необходимо назвать по 5 растений и 5 животных из Красной книги Беларуси.Максимальное количество баллов – 10.
Шестой конкурс «Дневные хищные птицы»
Птицы оживляют и украшают природу. Хищные птицы охотятся, прежде всего, на ослабленных и больных животных. Некоторые их них (например, канюк и подорлик) охотятся на грызунов. Кроме этого, эти птицы очень красивы. Не зря же говорят: «Красив, как ясный сокол». Поэтому относиться к хищным птица нужно бережно.
А сейчас команды по очереди вытаскивают вопросы о дневных хищных птицах, в течение 1 мин обсуждают и дают ответ. Каждый правильный ответ 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Вопросы:
1. Как называется хищная птица – злейший враг ос?
(Осоед. Питается личинками ос. Кожа вокруг глаз и клюва защищена от ос мелкими перышками.)
2. Знаете ли вы, какие бывают орланы?
(Орлан-белохвост, орлан-долгохвост, орлан белоголовый, орлан белоплечий, орлан-крикун и др.)
3. Можно ли коршуна в полете отличить от других хищных птиц?
(От других хищных птиц коршуны отличаются тем, что на хвосте есть треугольная вырезка)
4.Назовите хищную птицу, развивающую наибольшую скорость?
(Сапсан. Скорость пикирующей птицы – 188 км/ч)
5. Ястреб, какого вида используется для отпугивания врановых с территории Московского Кремля?
(Ястреб-тетеревятник)
6. Есть ли хищные птицы, которые питаются насекомыми? Приведите примеры.
(Да. Сапсан).
8. Какая из трех птиц занесена в Красную книгу Беларуси: ястреб-тетеревятник, красный коршун, канюк.
(красный коршун)
9.С какой птицей люди охотились?
(Сокол)
10. Какая хищная птица - прекрасный рыболов? Какие особенности строения помогают ей удержать добычу?
(Скопа. Ловит рыбу, падая на нее с высоты и хватая лапами. Лапы у скопы имеют своеобразное строение: на подушечках пальцев есть острые шипики, служащие для удержания скользкой добычи.
Гнездится эта птица на верхушках старых сосен. Издали ее гнездо напоминает гриб.)
11. Какой орел считается самым крупным в Республики Беларусь?
(Беркут. В природе его добыча – животное размером с зайца. Беркут раньше использоваться человеком для охоты на косулю и волка)
12. Почему у орла-могильника такое название?
(Орел-могильник часто высматривает добычу, не паря в воздухе, а с древних курганов и надгробных камней)
13. Как вы думаете, с чем связанно выражение «седой как лунь»? почему не говорят «седая как лунь»? (Из-за того, что самец луня имеет серебристую окраску, а самка - коричневую.)
14. Как называется самый мелкий орел России?
(Орел-карлик).
15.Каких ястребов вы знаете?
(Тетеревятник, перепелятник, малый перепелятник и тювик).
16.Чем ястреб отличается по поведению от других хищных птиц?
(Ястреб имеет широкие крылья и длинный хвост. В отличие от других хищных птиц он охотится не только на открытых пространствах, но и в густом лесу, легко лавирует между деревьями.)
17. Связанно ли название «степной орел» со степью?
(Да, этот орел обитает в степях и гнездится на земле. Отличается от беркута и могильника более светлой окраской.)
18. Как вы думаете, что это значит: виды-двойники? Знаете ли вы какие-либо виды-двойники среди хищных птиц?
(Виды-двойники - это виды, внешне ничем не отличающиеся друг от друга. Например, большого и малого подорликов можно отличить только в первый год жизни.)
19. Каких соколов высоко ценят арабские шейхи, что даже пытаются вывезти их контрабандой? Почему они их ценят?
(Сокол-балобан. Это одна из лучших ловчих птиц, с которой в Арабских Эмиратах часто устраивают соколиные охоты.)
20. С чем связано название хищной птицы «канюк»: а) с тем, что его крик похож на заунывное, протяжное взвизгивание (канюченье); б) с тем, что он питается конями; в) ни с чем не связано.
(Название «канюк» связано с протяжным криком птицы).
Седьмой конкурс «Поэтический»
Команды по-очереди рассказывают стихи о природе. Каждое оценивается по 2 балла.Подведение итогов.
Для подведения итогов и вручение призов, слово предоставляется жюри.Я воспитан природой суровой
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Автор: Николай Заболотский
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая викторина с ответами для школьников 4-5 класса Экологическая викторина для 8-9 класса с ответами Экологическая игра по станция для старшеклассников Командно - познавательная экологическая игра для учащихся 5-7 классаПохожие статьи:
Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс
Игра по экологии для 10-11 класса
Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс
← Конспект занятия в дополнительном образовании для школьников «Животные агробиоценоза» | Опыт использования экологической инициативы "Меловая ботаника" для изучения учащимися 10-13 лет растительного мира населенных пунктов →
+8↑ Голосов: 8 |
Комментарии (6)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|