Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра «Умницы и умники», 9 класс

Интеллектуальная игра по экологии для 9 класса «Мир прекрасный, мир живой»

Цели: актуализация биологических и экологических знаний; развитие интереса к предмету; расширение кругозора.

Форма: игра проводится по принципу телевизионной.

Подготовительный этап. Заранее вывешивается список литературы для ознакомления. Накануне игры одиннадцатиклассники приглашаются для жеребьёвки. В каждой команде по четыре игрока, играют те, кто вытащил красный, жёлтый или зелёный кружок. Десятиклассники играют роль «теоретиков». Жюри выбирается из учителей биологии, географии. Ведущий - учитель биологии. Нужен помощник для перестановки фишек. Приготовить ордена в виде большой буквы «У».

В центре зала ставится стол, на котором размещаются цветные дорожки и фишки по цвету соответствующих дорожек и такого размера, чтобы их было видно зрителям.

Учитель.

Мир прекрасный, мир живой.

Хоть твои законы строги,

Преклоняюсь пред тобой,

Дорогая экология,

Перекресток всех наук,

Мир, достойный восхищенья.

Вдруг приходит мне на ум,

Что и мы твое творенье.

Здравствуйте, здравствуйте, мы с вами подошли к заключительному этапу, проводимому в рамках недели Биологии.

Разрешите представить команды, соревнующиеся сегодня в игре «Умники и умницы».

Пролог.

Учитель. Командам раздаётся текст с характеристикой экосистемы пустынь, ваша задача найти ошибки экологического характера в тексте.

«Пустыни всего мира объединяет одна общая черта - недостаток атмосферных осадков. Некоторые из самых крупных пустынь на земле, в том числе Сахара и австралийские пустыни, расположены в зонах постоянно низкого атмосферного давления (ошибка: в зонах высокого давления). Непрерывно опускающиеся сухие воздушные массы в областях низкого давления (ошибка: в областях высокого давления) почти лишены влаги. Пустынный ландшафт выглядит очень удручающе - кругом одни пески (ошибка: пустынный ландшафт чрезвычайно многолик, не все существующие пустыни на земле песчаные). Пустыня - это голое, бесплодное место, мало приспособленное для жизни, животный и растительный мир очень беден (ошибка: животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен). Многие пустынные животные окрашены гораздо темнее, чем представители тех же самых или близкородственных видов, живущие в других местах (ошибка: наоборот, они имеют светлую окраску, потому что светлые тона отражают солнечные лучи, а тёмные их поглощают)».

Итого: 5 ошибок.

Учитель. Мы подошли к конкурсу «Красноречие»: за 30 секунд представитель команды должен проявить своё красноречие и убедить всех присутствующих, почему нужно сохранять биоразнообразие?

Учитель. Итак, подготовительные этапы закончились, лидер выявился, и ему даётся право выбрать дорожку (команда совещается). Команды, каждая на своей дорожке, приступаем к основной игре.

I этап.

Учитель. Перед вами три термина, вы можете выбрать любой из них и после прослушивания ответить на вопрос.

1-й термин - экосистема.

Вопрос. Эта пустыня расположена в южной части Монголии и прилегающих к ней районах Китая. Её унылый ландшафт состоит из голых скал и песчаных дюн, но всё же здесь обитает множество животных.

Ответ: пустыня Гоби.

2-й термин - охрана животных.

Вопрос. Несколько популяций этих животных живёт в горных лесах Центрального Китая. Одному из видов грозит исчезновение. Главной причиной вымирания этого вида является уничтожение её жизненной среды. На юге и востоке Китая леса вырубаются под людские поселения и пахотную землю.

Районы, заселённые этим видом, должны быть под строгим контролем и иметь статус природных заповедников.

Ответ: большая панда.

3-й термин - заповедники.

Вопрос: Своим началом этот заповедник обязан скромной утке - гаге обыкновенной. О ней, а вернее, об уникальных свойствах её пуха, упоминают древние летописи и записи монастырей известного края. До сих пор не придумали ещё учёные лучшего утеплителя. Назовите заповедник.

Ответ: Кандалакшский заповедник.

4-й термин - национальный парк.

Вопрос. Если у человека была бы возможность попасть в эти места немногим более полумиллиона лет назад, он не смог бы и представить себе, что под его ногами уже скопились готовые вырваться на поверхность вулканические газы и лава и что совсем немного времени осталось до колоссального извержения - взрыва, который создаст громадную воронку размером 50 на 70 километров и засыплет пеплом едва ли не четверть Североамериканского континента. На месте же этой катастрофы появится одна из наиболее известных, красивых и уникальных экосистем на Земле. О каком национальном парке идёт речь?

Ответ: Йеллоустонский национальный парк.

5-й термин - птицы.

Вопрос. Назовите самую крупную водоплавающую птицу. Выглядит она необычайно величественно. Живёт только в Северной Америке и является самым редким из шести видов лебедей.

Ответ: лебедь-трубач.

II этап.

1-й термин - рыбы.

Вопрос. Когда водолазы впервые начали обследовать коралловые рифы, они с удивлением обнаружили в некоторых местах большие скопления рыб. Почему рыбы собираются в определённых местах?

Ответ. При ближайшем рассмотрении оказалось, что рыбы ждут, чтобы их почистили. Некоторые мелкие рыбки, в основном, представители семейства губановых, питаются паразитами и больными или отмершими тканями более крупных рыб. К таким чистильщикам приплывают рыбы, желающие принять лечебную процедуру.

2-й термин - в глубине океана.

Вопрос. В морских глубинах пищи мало. Там, куда не проникают солнечные лучи, не могут жить растения. Откуда берётся пища?

Ответ. Основу пищевых цепей составляют органические остатки животного и растительного происхождения, которые опускаются вниз из верхних слоёв воды. Этими остатками питаются сапрофаги, а хищники поедают сапрофагов и друг друга.

3-й термин - тундра.

Вопрос. Одно из немногих деревьев на Крайнем Севере - это полярная ива. Эти деревья едва приподнимаются над землёй, а годичные кольца у них такие узкие, что пересчитать их можно только под микроскопом. Это свидетельствует о медленном росте. Так почему в тундре нет деревьев?

Ответ. Рост растений в тундре сдерживают холод, ветер, летняя засуха и долгая полярная ночь. Подпочвенный слой вечной мерзлоты не позволяет растению пускать глубокие корни.

4-й термин - растения.

Вопрос. У многих горных цветковых растений стебли, листья и чашелистики покрыты тонкими волосками. Зачем это нужно растению?

Ответ. Волоски помогают сохранить тепло, оберегают от иссушающего воздействия ветра, помогают сбрасывать воду, когда она в избытке.

5-й термин - обезьяны.

Вопрос. Некоторые приматы подолгу копаются в шерсти своих соплеменников. Для чего они это делают?

Ответ. Они удаляют из шерсти чешуйки кожи, насекомых и всякий мусор. Это поведение выполняет скорее социальную, чем гигиеническую функцию.

III этап.

1-й термин - жизнь вида.

Вопрос. Это одно из самых северных насекомых, кормится цветочным нектаром при температуре, когда другие насекомые ещё не в состоянии двигаться от холода. Его тельце густо опушено волосками, помогающими сохранять тепло, необходимое для работы мышц. Назовите это насекомое.

Ответ: Полярный шмель.

2-й термин - птицы.

Вопрос. Почему стаи гусей всегда летят клином?

Ответ. Так птицы сберегают энергию во время долгих перелётов. Каждая из птиц использует воздушные потоки, создаваемые крыльями летящего впереди сородича. Время от времени птицы меняются местами.

3-й термин - редкие виды.

Вопрос. Всего 200 лет назад он был самым распространённым животным Северной Америки. По просторам прерий тогда бродили около 100 млн этих зверей, мясом которых питались коренные жители Америки - индейцы. Однако с появлением в Америке европейских охотников и фермеров их численность катастрофически сократилась. Сегодня их осталось не более 5000 особей; большинство из них живут в Йеллоустонском национальном парке США. Назовите это животное.

Ответ: бизон.

4-й термин - неравное партнерство.

Вопрос. У млекопитающих самцы зачастую крупнее самок, но у хищных птиц всё обычно обстоит наоборот. Самка тетеревятника весит на треть больше самца. У другого лесного охотника - ястреба-перепелятника - эта разница в размерах больше: самка почти вдвое больше самца. Для чего так задумала природа?

Ответ. Различие в размерах между родителями позволяет им ловить разную дичь для птенцов. Кроме того, именно самка охраняет гнездо в случае опасности, и сила для неё совсем не лишняя.

5-й термин - летающие хищники.

Вопрос. Зачем бородатой неясыти круглое «лицо»?

Ответ. Оно выполняет функцию своего рода спутниковой антенны-тарелки, которая улавливает звуки и направляет их в ушные отверстия, скрытые под перьями.

Вопросы для «Теоретиков».

Вопрос. Правда ли, что устрицы часто изменяют свой пол?

Ответ. Правда. Рождаясь самцом, устрица затем становится самкой. Отложив яички, самка вновь становится самцом. В холодных водах устрицы меняют свой пол один раз в год, а в тёплых морях они делают это значительно чаще.

Вопрос. Правда ли, что голубые розы растут только в Китае?

Ответ. Нет. Голубых роз, как и чёрных, в природе не существует.

Вопрос. Правда ли, что верблюды во время странствий по пустыне хранят запас воды в своих горбах?

Ответ. Нет. Их горбы на самом деле наполнены салом, за счёт которого верблюды выживают при недостатке или полном отсутствии пищи.

Вопрос. Правда ли, что в Африке водятся мухи-людоеды. Ответ. Правда. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.

Эпилог.

Подведение итогов.

Похожие статьи:

Игровая экологическая программа для начальной школы, 2-4 класс

Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс

Игра по экологии для 10-11 класса

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Внеклассные мероприятия по экологии в школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!