Командно - познавательная экологическая игра для учащихся 5-7 класса
Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов»
Описание. Публикация знакомит с видами млекопитающих из Красной книги Республики Беларусь: хомяком обыкновенным и сусликом крапчатый. Материал рассчитан на ребят 10-14 лет и может пригодиться учителям школ, педагогам дополнительного образования.
Автор. Зубович Карина, 11 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство с образом жизни хомяка обыкновенного и суслика крапчатого.
Задачи:
- привлечь внимание к видам из Красной книги;
- познакомить с причинами сокращения численности хомяка и суслика в фауне Беларуси;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Вступительное слово
На территории Республики Беларусь обитает два удивительных зверька – хомяк обыкновенный и суслик крапчатый. Они относятся к отряду грызунов и основу их питания составляют растения. Этих млекопитающих так мало, что многие даже не подозревают, что они живут в нашей стране. Оба вида находятся в Красной Книге.
Знакомьтесь – это хомяк обыкновенный:
- средняя длина – 30 см;
- средний вес – 450г;
- живет один;
- срок жизни до 3-х лет;
- количество детенышей – до 8.
Знакомьтесь – это суслик крапчатый:
- средняя длина – 23 см;
- средний вес – 370г;
- живет колонией:
- срок жизни – до 2-х лет;
- количество детенышей – до 9.
Интересные факты
1. Инстинкт запасания кормов у суслика крапчатого выражен слабо.
2. В случае опасности суслик может сначала прятаться в чужой норе, а затем перебегать в свою.
3. До 70% сусликов погибает в первый год жизни.
4. Передвигаться суслик старается строго по протоптанным им тропинкам, чтобы в случае опасности не пробежать мимо норы.
5. У суслика крапчатого строго выражена сезонная смена диеты. Ранней осенью он ест подземные части растений, летом – зеленые части, а осенью – семена.
6. Слово хомяк происходит из древнего авестийского языка – оно означает «враг, повергающий на землю», так как зверек пригибает стебли растений к земле, чтобы добраться до семян.
7. Хомяки едят не только растения, но и мелких животных.
8. Хомяки – одни из немногих млекопитающих, которые появляются на свет с зубами.
9. Хомяки помечают свой путь при помощи запаха.
10. В норе хомяка может быть запас еды весом до 90 кг.
Причинами сокращения численности хомяка обыкновенного и суслика крапчатого стали:
1. Распашка многолетних меж по обочинам дорог.
2. Распашка традиционных выгонов и многолетних пастбищ.
3. Механизированные работы с использованием тяжелой техники и как следствие возрастание вибрационного беспокойства особей в норах.
4. Использование ядохимикатов.
5. Возрастание пресса хищничества.
6. Уменьшение посадок зерновых культур на полях.
7. Потепление зимних сезонов.
8. Продолжительная влажность в теплый период года.
Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов»
1. Подготовительный этап игры.
1. 1. Участники делятся на две команды и выбирают капитана. Путем жеребьевки определяется команда «Суслики» и команда «Хомяки».1.2. С помощью литературы (книги, журналы и т.д.) или интернет-источников команды в течение 10-15 минут составляют по 10 вопросов. Команда «Суслики» готовит вопросы о сусликах, а команда «Хомяки» - о хомяках.
2. Игра «Хомяки против Сусликов»
1 тур «Вопрос - ответ»Команды, по-очереди, задают вопросы друг другу. Каждый правильный ответ – 1 очко. Если команда не ответила, то ответ дает команда задававшая вопрос и получает 1 очко.
Примерные вопросы о сусликах:
1. В какое время суток наиболее активны суслики? (в утренние и вечерние часы)
2. В какой позе спит суслик зимой: лежа, сидя на задних лапах, стоя? (сидя на задних лапах)
3. Во сколько раз уменьшается за время зимней спячки вес суслика крапчатого: в два раза, в пять раз, в три раза? (в два раза)
4. Какие 2 основные причины смертности сусликов крапчатых зимой? (вымерзание почвы, недостаток накопленного жира летом)
5. С помощью чего суслики общаются друг с другом? (с помощью свиста)
6. Может ли суслик съесть жука? (да)
7. Обитают ли суслики в лесу? (нет)
8. Нора суслика крапчатого может быть глубиной до 2-х метров, 4 метров, 3 метров? (до 2-х метров)
9. Что делают суслики в дождливую погоду? (сидят в норе)
10. С какого года суслик крапчатый занесен в Красную книгу Республики Беларусь? (с 2004года)
Примерные вопросы о хомяках:
1. Что помогает хомяку держаться на воде? (защечные мешки с воздухом)
2. Может ли хомяк съесть ящерицу? (да)
3. Один или много выходов имеет нора хомяка обыкновенного? (много)
4. Что делает хомяк, если на него нападает хищник? (убегает)
5. Умеют ли хомяки плавать? (да)
6. В какое время суток наиболее активен хомяк обыкновенный? (в сумерках и ночью)
7. Максимальный вес еды, переносимой в защечных мешках хомяка, может составлять 20%, 40% или 5% от массы его тела? (20%)
8. Может ли хомяк в безвыходной ситуации, отпугивать хищника, вставая на задние лапы, надувая защечные мешки и издавая резкие звуки? (да)
9. Что помогает хомякам ориентироваться в пространстве зрение или слух с обаянием? (слух и обаяние)
10. С какого года хомяк обыкновенный занесен в Красную книгу Республики Беларусь? (с 2004года)
2 тур «Ты - мне, я - тебе»
Предлагаются загадки о животных, которые употребляют в пищу хомяка и суслика. Команды, по-очереди, называют номер загадки, которую должны отгадать соперники. Каждый правильный ответ – 1 очко. Если команда не ответила, то ответ дает ведущий, а очко никто не получает.
Загадки
1. За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ: Лиса
2. Он к зиме сменил окраску
Рыжим был – стал белым. Скок…
Хищный маленький зверёк
Ласково зовётся...
Ответ: Ласка
3. Только ляжет снег несмело
И покроет все места,
Становлюсь и я весь белым,
Кроме кончика хвоста.
Ответ: Горностай
4. Враг полевок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая…
Ответ: Куница
5. Он пушистый длиннотелый
Длиннохвосты, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерег,
Ловкий, шустренький ...
Ответ: Хорек
6. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Ответ: Аист
7. Живёт он очень много лет,
Но, несмотря на возраст, чёрен,
Хранитель тайн ,предвестник бед,
Мудрейший и коварный...
Ответ: Ворон
8. Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
Ответ: Ворона серая
9. Тихо ходит иль стоит,
И на воду всё глядит,
Ловит маленьких ужат
И зелёных лягушат.
Ответ: Цапля
10. Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник ... .
Ответ: Ястреб
11. Птичка хищная, сама
Под луною рождена.
Как назвать нам птичек этих,
Что летают на планете?
Люди думали, гадали,
В честь Луны её назвали.
А названье дали так:
Вместо «А» там «мягкий знак».
Ответ: Лунь
12. Днем те птицы отдыхают,
Ночью пищу добывают.
Они хищные, но все же
Крики их на плач похожи.
Кто же плачет там, в ночи?
Ну, конечно же ...
Ответ: Сычи
13. Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …
Ответ: Филин
14. Вот пересмешники лесные,
На крыльях пятна голубые,
Они угроза чужакам,
От них повсюду шум и гам,
Зимою жёлуди едят,
И всех букашек истребят.
Ответ: Сойка
15. Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу.
Ответ: Кошка
16. Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий…
Ответ: Пёс
3. Подведение итогов игры.
Подведение итогов игры и награждение победителей.Обсуждение вопроса: "Что делать, чтобы хомяк и суслик не исчезли из фауны Республики Беларусь?"
Что делать, чтобы хомяк и суслик не исчезли из нашей фауны?
1. Выявлять и передавать места обитания видов под охрану.
2. Информировать жителей в местах обитания зверьков.
3. В переделах мест обитания видов исключить:
- возведение зданий и сооружений;
- нарушения почвенного покрова;
- перевыпос сельскохозяйственных животных;
- примение химические средства защиты растений.
Сник хомяк, поник хомяк:
В кладовых запас иссяк…
Не беда! Пришла весна
И природе не до сна.
Будут вновь как мячик
Две щеки хомячьи.
Ю. Камышева
Суслик, суслик - погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик - где же враг?
Не забрался ли в овраг?
И стоит он так весь год -
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди -
Лучше, враг, не подходи!
К. Авдеенко
Источники
1. Красная книга Республики Беларусь. Животные: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных/ гл.редкол.: И.М. Качановский, М.Е. Никифоров, В.И. Парфенов [и др.]. – 4-е издание – Минск: Беларус. Энцыкл. имя П. Бровки, 2015. – 320с: ил.2. Грызуны Беларуси: для мл.шк. возраста/ сост.Т.И. Жуковская. – Минск: Беларус. Энцыкл. имя П. Бровки, 2011. – 16с.:ил.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая викторина для 8-9 класса с ответами Экологическая игра по станция для старшеклассников Квест по экологии для старшеклассников "Экологическое ориентирование" Экологическая игра с презентацией для школьников 6-8 классаПохожие статьи:
Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс
Игра по экологии для 10-11 класса
Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс
Участник №7 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 декабря 2017 года по 3 апреля 2018 года
← Эссе педагога дополнительного образования «Игра на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля» | Стихи к новогоднему утреннику для детей 6-7 лет →
Опубликовано: 2490 дней назад (8 января 2018)
Просмотров: 6180
Рубрика: Сценарные разработки учащихся
|
+72↑ Голосов: 72 |
Комментарии (92)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Публикация очень понравилась! Узнала много интересного! Материал можно использовать для внеклассной работы в школе. |
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|