Внеклассное занятие по литературному чтению в начальной школе. Сказки Пушкина
Внеклассное занятие по литературному чтению «Путешествие по сказочному миру А. С. Пушкина»
Автор: Мелихова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя специализированная школа №12 имени Героя России Александра Колгатина, город Камышин, Волгоградская область
Описание: Предлагаю вам сценарий путешествия по сказкам А. С. Пушкина для учащихся вторых классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов для занятий по внеклассному литературному чтению как обобщающий материал после прочтения сказок. Это мероприятие направлено на воспитание любви к русскому слову и чудесному литературному наследию А. С. Пушкина, и развитие внимания, мышления, речи, воображения, памяти учащихся.
Внеклассное занятие по литературному чтению «Путешествие по сказочному миру А. С. Пушкина»
Цель: познакомить второклассников с творческим сказочным наследием А. С. Пушкина
Задачи: 1) показать красоту, поэтичность его сказок;
2) развивать мышление, речь, воображение, память, обогащать словарный запас детей; формировать правильный тип читательской деятельности;
3) воспитывать любовь к русскому слову и чудесному литературному наследию.
Демонстрационный материал:
1) выставка детских книг «Сказки Пушкина»,
2) выставка рисунков, поделок по мотивам сказок Пушкина,
3) надпись темы «Путешествие по сказочному миру А. С. Пушкина»
4) портрет А. С. Пушкина (1799-1837)
Ход занятия
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по сказочному миру А. С. ПушкинаЗвучит музыка, дети поют песню «В мире много сказок»
Ведущий: Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках происходят самые невероятные чудеса: предметы, явления природы оживают: разговаривают, грустят, смеются, ходят. То молодая царевна засыпает вечным сном, укусив кусочек отравленного яблока, то князь превращается в разных насекомых, то смышлёный Балда проучивает чертей, то разговаривает волшебное зеркальце. Не удивляйтесь! В сказках возможно всё! И подарил нам их А. С. Пушкин.
Ученик: Когда Александр Сергеевич был маленьким, он очень любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны Яковлевой. Она знала их большое множество и умела мастерски рассказывать. Сказки очаровывали, увлекали путешествиями, наполненными приключениями и хорошим настроением. Повзрослев, Александр записал их, но иначе: более красочно, поэтично, превосходно.
1.Конкурс художников
Ученик: Я буду читать отрывок из произведения А. С. Пушкина. Вы должны по ходу текста рисовать то, о чём там говорится. Ученик читает стихотворение «У Лукоморья».- Перечислите названия сказок, которые написал А. С. Пушкин.
Дети: 1) Сказка о золотом петушке 2) Сказка о попе и работнике его Балде. 3) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях 4) Сказка о царе Салтане. 5) Сказка о рыбаке и рыбке 6) Сказка о медведихе 7) Жених
2.Конкурс по сказкам
а) Инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок)
Звучит музыка. На этом фоне несколько девочек с гимнастическими лентами исполняют хореографическую миниатюру «Морские волны».Появляется старик. Он смотрит в море, закидывает невод и вытаскивает его с тиной. Второй раз закидывает невод и вытаскивает его с травой морскою. (Всё в невод кладут девочки). Среди волн появляется золотая рыбка. Старик закидывает невод, и золотая рыбка попадает в него.
Рыбка: « Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Старик: Я рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там на просторе.
Под музыку старик укладывает невод на плечо и уходит. Золотая рыбка плавает в море. После ухода старика, танцующие девочки убегают.
Вопросы:
1) Сколько лет рыбачил старик? (33 года)
2) Сколько раз кинул старик невод, прежде, чем поймать золотую рыбку? (2 раза)
3) Что было в неводе каждый раз? (Первый раз - тина, второй раз - трава морская)
4) Кем сначала захотела стать старуха? («Хочу быть столбовою дворянкой»)
5) Как долго старуха была царицей? («Вот неделя, другая проходит», то есть 2 недели).
6) Когда народ над стариком стал смеяться? (В тот момент, когда старик пришёл кланяться царице. «А народ-то над ним насмеялся»)
7) Сколько просьб старика выполнила рыбка, и какие? (4 просьбы: попросил корыто, избу, быть столбовой дворянкой, вольною царицей)
8) А сколько раз старик ходил к рыбке, и какую просьбу рыбка не выполнила? (Старик ходил к рыбке 5 раз, она не сделала старуху владычицей морскою).
9) За что рыбка наказала стариков? (За жадность)
Ведущий: Сейчас поиграем на морском берегу.
Игра «Морские трансформеры» (музыкальное сопровождение).
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте морская фигура замри
Ведущий называет следующие фигуры: морская звезда, морская лодочка, осьминог,
любая морская фигура.
б) «Сказка о царе Салтане»
Звучит музыка П. Чайковского «Сладкая грёза»
Ведущий: «Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Мы с вами в царстве славного Салтана.
Инсценировка «Сказка о царе Салтане» (отрывок)
На сцене появляется князь Гвидон. В руках у него лук и стрелы. Встав в центре, он прицеливается и стреляет из лука. Промахивается и в отчаянии машет рукой. Неожиданно появляется царевна Лебедь. Она взмахивает то одним крылом, то другим, потом сразу двумя крыльями. Приближается к князю Гвидону.
Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Гвидон: «Грусть тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу»
Лебедь: «А кого же на примете
Ты имеешь?»
Гвидон: «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Лебедь: «Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом –
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом».
Царевна Лебедь и князь Гвидон уходят.
Вопросы:
1) Какое полное название данной сказки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2) В кого превращался князь Гвидон, чтобы проведать своего отца царя Салтана? (Князь Гвидон превращался в комара, муху, шмеля)
3) Какую песенку пела белочка «при честном при всём народе»? («Во саду ли, в огороде») Звучит данная песня, группа ребят исполняет русский народный танец парами
Русская игра «Найди пару» У играющих платочки разных цветов. Надо найти пару к платочку по цвету. Причём, число участников нечётное. Оставшемуся без пары, дети говорят: «Маша, Маша – не зевай, быстро пару выбирай». По желанию дети меняются платочками, и игра повторяется 2-3 раза под музыку.
в) «Сказка о золотом петушке»
Звучит мелодия «Я под горку шла». Выходят две девочки в русских костюмах
Девочка-1: «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
На сцену выходит медленно и важно царь Дадон. За ним маленькими шажками семенит слуга с подушками.
Девочка -2: «Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Царь Дадон показывает свои мускулы, пытается замахнуться на зрителей, гневается, но неожиданно сгибается и хватается за спину
Девочка-1: «Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить».
Царь усаживается на взбитые подушки.
Девочка -2: «Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя».
Слышен топот, свист. Царь очень напуган.
Девочка-1: «Что и жить в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу».
Царь Дадон отправляет за ним слугу.
Девочка -2: «Шлёт за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка».
На сцене появляются звездочёт со слугой. Они достают петушка.
Звездочёт: «Посади ты эту птицу, -
Девочка-1: Молвил он царю, -
Звездочёт: на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной.
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Царь: « За такое одолженье,
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Звучит музыка и царь забирает петушка у звездочёта.
Вопросы:
1) Откуда пришла беда в царство Дадона? (Видит, бьётся петушок, обратившись на восток).
2) Объясните значение слова рать «Кличет царь другую рать» («Царь к востоку войско шлёт», значит, рать – это войско)
3) Какими словами извещал петушок царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!»)
4) Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»)
Ведущий берёт петушка и говорит: В какую сторону петушок повернётся, туда мы с вами и отправляемся. Дети встают и шагают на месте, проговаривая:
«По кочкам, по кочкам,
По ровным дорожкам,
По ровным дорожкам
Раз, два, три.
По камешкам, по камешкам
По горкам, по горкам
Раз, два, три. В другую сказку мы пришли»
г) Инсценировка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Звучит музыка. На сцене появляется королевич Елисей, навстречу ему Солнце.
Елисей: « Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей»
Солнце: «Свет ты мой,
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил». (Елисей продолжает свой поиск, навстречу ему Месяц)
Елисей: «Месяц. Месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый,
Светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
Месяц: «Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».
Елисей: «Как обидно!»
Месяц: «Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай». (Елисей идёт навстречу Ветру)
Елисей: «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её».
Ветер: «Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
Вопросы:
1) Каким волшебным предметом владела злая мачеха? («Ей в приданое дано было зеркальце одно».)
2) Какая была кличка собачки у семи богатырей? («Что, Соколко, что с тобою?)
3) Какое приданое приготовил царь своей дочери?
(«А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов»)
Ведущий: Ребята, посмотрим, насколько вы были внимательны. По предметам угадайте героев сказок Пушкина:
Корыто, изба (Старуха)
Лук, стрелы (князь Гвидон)
Солнце, месяц, ветер (королевич Елисей)
Лоб, щелчок, полба (Балда)
- Отправимся к нему в гости.
д) «Сказка о попе и работнике его Балде» Инсценировка отрывка
Автор: «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда».
Балда: « Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп: « Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда: «Буду служить тебе славно.
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу»
Автор: «Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щёлку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось».
Поп: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье».
Автор: Быстро время пролетело, подошёл срок расплаты.
«Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной»
Балда: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Вопросы:
1) За какую плату согласился Балда работать у попа? («В год за три щелка тебе по лбу»),
2) Что значит выражение «вареная полба»? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы – с ломким колосом. Это каша из зёрен такой пшеницы).
3) Что обозначает слово Балда, и почему А. С. Пушкин дал герою такое имя? (Балда – глупый, бестолковый. У автора Балда – смышлёный и хитрый)
Ведущий: Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. Мне хочется пожелать вам:
«Пусть герои сказок
Дарят вам тепло.
Пусть добро на свете
Побеждает зло!»
Литература:
Пушкин А. С. «Сказки»,- Москва: «Эксмо», 2004г
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Русское чаепитие Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: Добро для 3-4 класса Внеурочное занятие, 2 класс. Здоровье от самой природы Внеурочное занятие по окружающему миру для начальной школы. В музееПохожие статьи:
Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса
Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа
Участник №90 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 марта по 31 мая 2016 года
← Детская летняя открытка-аппликация "Дачный домик" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото | Аппликация «Белочка» своими руками для детей 8-9 лет. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговым фото →
Опубликовано: 3126 дней назад (24 мая 2016)
Просмотров: 8736
|
+16↑ Голосов: 16 |
Комментарии (20)
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|