Воспитательное мероприятие для 4-8 классов на тему: Первоцветы
Воспитательное мероприятие, посвященное первоцветам и Году литературы для детей 10-15 лет
"Первоцветы в творчестве российских поэтов"
"Первоцветы в творчестве российских поэтов"
Цель мероприятия – познакомить детей с разнообразием первоцветов и русской литературой, которая не оставила без внимания проблемы их исчезновения.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
приобщать детей м миру искусства (музыки, литературе, поэзии);
привлекать внимание детей к проблеме сохранения первоцветов;
развивать познавательный интерес к жизни растений весной.
Метод проведения: лекция, беседа.
Возраст детей: 10-15 лет
Оборудование: картинки или фотографии первоцветов, портреты русских поэтов, аудио-магнитофон, запись мелодий - звуки природы, песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», песня «Вальс цветов» П. И. Чайковского, листики и ручки на каждого учащегося, сухая ветка березы.
Условия для проведения воспитательного мероприятия - учебный кабинет.
Ход мероприятия
I. Организационный моментСоздание психологического настроения на учебную деятельность, активизация внимания.
II. Подготовительный этап
Сообщение темы, цели, задач внеклассного мероприятия.
III. Основной этап
Вступительное слово педагога - Много прекрасного человеку дарит природа. Птицы, звезды, волны и узоры на морозном стекле – многие чудеса нас окружают повседневно. Наступили светлые и ясные дни. Природа, пробудилась от зимнего сна и не успела ещё по-настоящему до конца расправить плечи, полна той прелести, которая только и бывает весной. Весна… В чём заключается прелесть весенней природы?
(дети рассказывают о первых цветах, ясном небе, ярком солнце, прекрасных голосах птиц, деревьях, которые начинают выпускать почки и после цвести)
Педагог – верно, ребята. Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
Я вижу, вы много наблюдаете за природой, многим интересуетесь у взрослых, значит, можно с вами говорить и о более серьезных темах, например о литературе и природе. Вы можете меня спросить: «Что здесь общего?», я с радостью вам отвечу: «Очень много поэтов и писателей славили природу в своих сочинениях и стихах, что сохранились на страницах книг. И благодаря этому, мы с вами можем познавать их слова, их мысли, их настроение и передавать эти строки из поколения в поколение. Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души. И чтоб такую природу, как видели наши предки и мы с вами, необходимо сохранить для будущих поколений.
Давайте с вами сегодня поговорим о первоцветах.
- Ребята, скажите, что мы называем первоцветами?
- Какие первоцветы вам известны?
(дети отвечают на вопросы, педагог просит показать на картинку или фотографию)
Ольха, ива, верба, волчье лыко, орешник (лещина), подснежник, ветреница (жёлтая), (белая) гусиный лук, калужница, копытень, купальница, ландыш, мать-и мачеха, медуница, одуванчик, печёночница, пролеска сибирская, сон-трава(прострел), чина весенняя (сочевичник), чистяк, хохлатка.
Конкурс «Краски весны»
(Дети называют раннецветущие растения)
1) Назовите три желтых весенних цветка:
Мать-и-мачеха
Ветреница лютиковая
Калужница
Гусиный лук
Первоцвет
Чистяк
2) Назовите три синих весенних цветка:
Прострел
Пролеска
Незабудка
3) Назовите три фиолетовых весенних цветка:
Хохлатка
Печёночница
Медуница
4) Назовите три белых весенних цветка:
Ветреница дубравная
Подснежник белоснежный
Ландыш
«Где и когда они бывают, первые цветы – это неважно, а самое главное, как я их увидел и какими застал в эту весну» (Михаил Михайлович Пришвин).
2015 год в России объявлен Годом литературы и мы с вами сегодня постараемся узнать, кто же из русских поэтов не оставил без внимания первоцветы. Для этого мне нужны помощники. Встречайте наших ведущих.
Ведущий 1: Природа занимает одно из главных мест в русской поэзии. В стихах русских поэтов так трогательно описывается каждое время года. Ведь как удивительно меняется облик леса от лета к осени, когда деревья украшает осенняя позолота листьев. Зимой спят растения, деревья, погрузившись в долгий зимний сон. Наступает весна, освобождается от снега лес, пробуждается природа, очищаясь от зимнего сна к весеннему теплу. Вслед за весной приходит лето, цветут сады и благоухают цветы, наполняя воздух ароматами и пряностями.
Ведущий 2: Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского
Ведущий 1: Петр Ильич Чайковский до боли в сердце, до «бешеного обожания» любил ландыши. В своем стихотворении «Ландыш» он писал брату Модесту «Мне первый раз в жизни удалось написать, в самом деле, не дурные стихи, к тому же глубоко почувствованные, хотя они мне достались с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой».
Чтец 1: Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю,
Хоть раз еще на ландыши взглянуть.
О, ландыш, отчего так радуешь, ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный,
От скуки зимних дней давно пропал и след,
И нет гнетущих дум, и сердце в неге томной.
Приветствует с тобой забвенье зол и бед.
Ведущий 2: Сегодня мы познакомимся со стихами поэта, писателя, переводчика С. Я Маршака. Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он научил радоваться красоте поэтического слова, показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы. Давайте послушаем его произведения, в которых описаны первые цветы и вместе с С. Я. Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими и станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
Чтец 2: Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи.
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Физминутка
Педагог: Давайте вместе с вами отдохнем и побываем в лесу, где растут первоцветы.
Мы приходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
На опушке посидели,
Всё вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперёд –
Нас дорога вдаль зовёт.
Посмотрели вправо, влево,
Наклонились и присели,
И тихонечко все сели.
Ведущий 1: У С. Я. Маршака есть стихотворение «Ландыш»
Чтец 3: Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завёрнутый в широкий лист.
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хлипок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
Ведущий 2: Даже далекий от идей поэтов "серебряного века", Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вот что пишет он в своём стихотворении "Фиалка" в 1912 году.
Чтец 4: «Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна,
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,
Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -
Белый, желтый, синий - в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.»
Ведущий 1: Афанасия Фета - это один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.
Чтец 5: «О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!"
Чтец 6: Е. Карасёв «На земле исчезают цветы»
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное - «Стой!»
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Педагог: Нашу встречу я хочу закончить словами стихотворения русской
детской писательницы Чарской Лидии
«Не рви цветов»
Не рви цветов, на надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез;
Левкой такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой пахучая гряда.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Звучит музыка Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Педагог: Вот так, ребята, мы с вами познакомились с русскими поэтами и писателями, которые в своих работах прославляли цветы, которые сопереживали с природой, доносили до нас эмоции и слова. По словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Кто любит цветы, тот не может быть злым», каждый из Вас должен задуматься и решить для себя, каким человеком являешься. Нам всем нужно постараться делать все возможное, что сохранить и как можно дольше продлить существование того, что мы имеем.
IV. Подведение итогов
Педагог: Для подведения итогов нашего мероприятия, необходимо на листиках написать просьбу о сохранении первоцветов и приколоть на веточку дерева, что перед вами. Каждый из вас будет подходить, прикалывать свою просьбу и озвучивать ее перед остальными учащимися.
Звучит мелодия - звуки природы
Список использованной литературы
1. Маршак С. Я., «Произведения для детей». Том 1. Издательство «Художественная литература», М., 1968 г.
2. «Времена года. Стихотворения русских поэтов о природе». Издательство «Дрофа-Плюс», М. 2010 г.
3. Панфилова Н. И. «Сценарии школьных праздников». Издательство «Новая школа», 2001 год
4. Владимирова И. А. «Цветы любимому поэту», Издательство «Учитель», 2008 год
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для девочек к 8 марта, 4-7 класс. Сценарий Сценарий общешкольного праздника для 9-11 классов на тему: Толерантность Весенний бал в Хабаровском парке Сценарий праздника для школьников "Бал цветов"Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия: Наш край
Внеклассное мероприятие в школе. День народного единства
Классный час «1 мая - Праздник весны и труда», 9 класс
Участник №173 творческого конкурса «Весенний марафон 2015»
← Классный час для 5-8 класса. 9 мая - День Победы | Открытое занятие по экологии для детей младшего школьного возраста →
Автор: Наталья Сергеевна Исаева
Опубликовано: 3446 дней назад (28 мая 2015)
Просмотров: 5556
Рубрика: Воспитательные мероприятия
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|