Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект (НОД) по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ - технологии. Старшая группа

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"( старший дошкольный возраст)
Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Автор: Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры ; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».

Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)
Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»

(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
( прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных)
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного

Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематической беседы в старшей группе Сценарий игрового занятия в старшей группе Конспект логоритмического занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Похожие статьи:

Развивающее занятие в старшей группе ДОУ

Занятие по рисованию в старшей группе

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР

Участник №37 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Конспект (НОД) тема: «Звуки и буквы Ч, Щ» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 3575 дней назад (8 февраля 2015)
Просмотров: 23264
Рубрика: Без рубрики
+27
Голосов: 29
Комментарии (29)
Татьяна Михайловна Дмитриева # 8 февраля 2015 в 23:51 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна!!! Замечательный конспект у Вас получился!!! Очень интересно и познавательно!!! Полезные игры и задания!!! Принимайте голос!!! Удачи!!!
Наталья Александровна Тихоненко # 9 февраля 2015 в 00:42 +1
Спасибо smile ! smile
Валентина Петровна Чурепкина # 9 февраля 2015 в 06:25 +2
Спасибо за приглашение, Наталья Александровна! Очень интересное занятие по развитию речи "Путешествие в деревню": структурировано, этюд «Дружба» предусматривает психологический настрой ребят на занятие, в конце не забыли подвести итог. Все игры, упражнения - сопровождаются картинками и схематическими рисунками. Умело чередовали образовательную и активной деятельность детей. Примите мой голос! v
Надежда Леонидовна Макарова # 9 февраля 2015 в 08:29 +4
Наталья Александровна! Спасибо за приглашение! Замечательное занятие. Методически грамотно составлено. Используете много разных приёмов. Развиваете речь детей, воспитываете любовь к животным. Самое главное в своём занятии вы используете ТРИЗ технологии. Вы развиваете у детей креативное мышление. Молодец! Удачи в конкурсе! Голос!
Татьяна Владимировна Белюшина # 17 февраля 2015 в 13:31 0
Отличное занятие! Спасибо!
Наталья Викторовна Суслова # 9 февраля 2015 в 11:16 +2
Наталья Александровна, спасибо за приглашение! Интересное занятие, много видов работы. Голос!
Ирина Витальевна Казакова # 9 февраля 2015 в 16:59 +1
Спасибо за приглашение, Наталья Александровна! Очень интересное занятие по развитию речи
Наталья Александровна Ермакова # 9 февраля 2015 в 21:43 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Мне понравилось ваше занятие, грамотно и интересно построено,очень хорошие задания,голос!
Тамара Александровна Новичкова # 10 февраля 2015 в 12:44 0
Добрый день, Наталья Алексеевна! Вы опубликовали конспект интересного, познавательного занятия, грамотно оформили. Понравилась подборка игр, вы используете много разных приёмов. На занятии у детей развивается речь, они обогащают свой словарный запас, развивается креативное мышление. Публикация заслуживает внимания. Принимайте голос! +1.
Марина Викторовна Вицкова # 10 февраля 2015 в 20:14 +1
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ НОД.ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ВАШ НАСТРОЙ И ИГРЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ.МОЛОДЦЫ.ГОЛОСУЮ.УДАЧИ ВАМ.
Светлана Григорьевна Геворкян # 11 февраля 2015 в 20:03 +1
Наталья Александровна, добрый вечер. Спасибо за приглашение. Замечательный материал. Замечательно оформлен, красивые картинки. Оставляю вам свой голос. Желаю творческих успехов.
Любовь Николаевна Комова # 12 февраля 2015 в 08:50 +1
Интересный конспект образовательной деятельности по развитию речи. На занятии вы закрепляете и обобщаете знания детей о деревне, учите придумывать и пересказывать небольшой рассказ, уделяя внимание выразительности речи. Особое внимание уделяете ТРИЗ технологии, чем развиваете творческое воображение, мышление, учите доказывать свою точку зрения. Примите мой голос!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 12 февраля 2015 в 18:47 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!Спасибо за приглашение. Замечательный конспект у Вас получился! Очень интересно и познавательно! Полезные игры и задания! Принимайте голос!Удачи!!!
Татьяна Александровна Ботякова # 14 февраля 2015 в 12:06 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!!! Интересный, содержательный конспект. Оформлен методически правильно. Задания отличаются разнообразием, что позволит поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия. Понравился этюд "Дружба", который не только психологически настраивает детей на рабочий лад, но и способствует формированию доброты, доброжелательности, уважения к другим детям. А данные качества очень актуальны в наше неспокойное время, когда утрачивается такая ценность как ДРУЖБА. Принимайте голос!
Виктория Анатольевна Лалаева # 14 февраля 2015 в 12:47 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!Спасибо за приглашение! Мне понравился очень ваш конспект, я тоже часто использую ТРИЗовские игры.Примите мой голос!
Подгорных Ольга Михайловна # 14 февраля 2015 в 13:19 0
интересный, познавательный конспект, а фантастическое животное - это метод фокального объекта, удачи!+1
Елена Владимировна Кононова # 14 февраля 2015 в 14:27 +1
Наталья Александровна, здравствуйте!Пришла с работы и сразу же отправилась в путешествие. Замечательнейший конспект, грамотный и познавательный. Очень понравился психологический настрой в начале занятия, интересна и игра на воображение, прослушивание голоса животных. Продумано все от начала до конца! Желаю дальнейших творческих успехов и творческих работ! Примите мой голос!
Ирина Викторовна Бестик # 14 февраля 2015 в 20:09 0
Добрый вечер, Наталья Александровна! Очень интересный конспект занятия у вас, познавательный и насыщенный, с использованием различных методов и приемов усвоения знаний воспитанниками. Мне понравились игры, которые вы предложили детям. Обязательно воспользуюсь вашей разработкой на своих занятиях, доработав под свою специфику. Примите голос.
Валерия Сергеевна Пчелинцева # 15 февраля 2015 в 16:08 0
Мой голос за интересный, познавательный конспект, который составлен грамотно. Поставленные задачи выполнены.+1
Галина Тимофеевна Дьячкова # 21 февраля 2015 в 22:49 0
Разнообразный и интересный конспект. Голосую, удачи.
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ПАХОМОВА # 22 февраля 2015 в 17:30 0
Используя элементы ТРИЗ в занятиях мы развиваем мышление и речь детей.Удачи в работе,новых находок!+1
Евгения Владимировна Ваганова # 23 февраля 2015 в 05:16 0
Ольга Александровна, здравствуйте! Ну очень грамотный конспект!Мне очень понравился сюжет, в котором вы отправились в деревню. Хочу отметить организационный момент - этюд "Дружба", в котором дети настраиваются на нужный вам лад. Очень плавные,логичные переходы от одного задания к другому.
Мне единственное, что не хватило, так это содержания физминутки "Кузнечики" и то, потому что я себе в копилочку хотела её заиметь. У меня к вам просьба, если не трудно, в личку содержание физминутки написать. scratch Буду очень признательна!
Я совершенно не понимаю, что такое технология ТРИЗ, но благодаря вам сейчас пойду бродить по просторам интернета и просвещу себя в данном вопросе.
Люблю удивляться и узнавать что-то новое. Здорово! С большим удовольствием голос!
Регина Сириновна Сабирзянова # 9 марта 2015 в 14:55 0
Добрый день, Наталья Александровна! Спасибо за приглашение совершить путешествие в деревню. Уверена, ребятам тоже очень понравилось. Во время занятия Вы работаете над пополнением словарного запаса детей, развитием речи, мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков. Ребята узнают много нового. полезного и интересного о деревне. Примите голос! Удачи!!!
Ирина Васильевна Челышева # 9 марта 2015 в 15:17 0
Спасибо за приглашение, Наталья Александровна! Очень интересное занятие по развитию речи.Желаю творческих успехов!!! Примите мой голос!
Татьяна Галютина # 9 марта 2015 в 21:50 0
Наталья Александровна!Спасибо за приглашение!голосую за грамотно построенное занятие!Удачи!
Ольга Петровна Аблокулова # 7 апреля 2015 в 17:22 0
Здравствуйте, Наталья Александровна! Мне понравилось Ваше занятие v грамотное и интересное,очень хорошие задания. Примите мой голос! v
Елена Ивановна Останкова # 15 ноября 2015 в 19:41 0
Очень интересное занятие!Спасибо, Наталья Александровна!Читала с увлечением.Примите мой голос!
Олеся Александровна Толстопятова # 23 января 2016 в 15:50 0
Привет! Очень хороший конспект, много интересных игр. Спасибо, буду использовать в своей работе.Прими мой голос!
Галина Викторовна Тарасова # 6 февраля 2017 в 11:06 0
Спасибо, очень интересный конспект! Возьму на заметку!