Экологического воспитание детей в системе ДОУ
Теоретические основы экологического воспитание детей в системе дошкольного образования
Автор: Шаленкова Марина Константиновна воспитатель МБДОУ 4 города Иваново.Описание: Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели, теоретическая значимость заключается в определение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе выделены цель и задачи экологического воспитания, обоснована взаимосвязь экологического воспитания и развития чувства патриотизма.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Состояние окружающей среды из года в год ухудшается, исчерпываются природные ресурсы, вследствие интенсивной деятельности человека, мировое сообщество обеспокоенно из-за возрастающего риска для жизни и здоровья человека, снижения качества окружающей природной среды. В связи с этим перед системой образования стоит важная актуальная задача, формирование экологического мышления подрастающего поколения. Экологическое мышление должно способствовать осознанию значимости природной среды, отказ от эгоистических потребительских установок.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование у детей экологического мышления, способствующего осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, формировать любви к Родине через любовь к природе.
Задачи экологического воспитания:
• систематизирование и углубление экологических знаний у детей дошкольного возраста;
• формирование бережного и эмоционально положительного отношения к природе;
• развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
• осознание ребенком себя как части природы;
• через любовь к окружающей среде, к природе родного края формирование патриотического чувства.
Уже давно доказано, что взаимосвязь ребенка с природой благотворно сказывается на общем развитии, так как именно эта взаимосвязь, способствует познанию природы, и в тоже время учит детей жить в согласии с природой, любить, уважать, почитать и беречь. Дошкольный возраст – оптимальный для развития экологической культуры личности, так как ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении по отношению к природе. Именно в этом возрасти стоит формировать экологические знания, знания норм и правил общения с природой, формировать любовь к природе.
В. Г. Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Э.И. Залкинд, А.С. Макаревич, В.А. Дрязгунова считали природу неисчерпаемым источником форм, красок, звуков, занимались сенсорным развитием дошкольников через игру детей с природными материалами.
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума, писал В. Сухомлинский.
Теоретическая значимость статьи заключается в выделение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Условия:
• педагогические;
• эстетические;
• информационные;
• материально-технические;
• здоровьесберегающие;
• социальные.
Педагогические условия заключаются в разнообразии форм и методов экологического воспитания детей. Например, экскурсии, природоведческие беседы, экологические выставки, познавательно-экологические
праздники и развлечения, изучение детских энциклопедий, просмотр видеороликов, презентаций, опыты и эксперименты, прогулку, использование творческих («Поможем птицам зимой») и исследовательских («Зачем нужна вода?») проектов.
Эстетические условия экологического воспитания. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, то есть особое эмоциональное отношением.
Исходя их этого эстетические условия экологического воспитания – это способность видеть и чувствовать прекрасное в мире природы, испытывать бережное и гуманное отношение к природе.
Информационные условия экологического воспитания заключаются в разнообразие источников информации. Информационное пространство может быть естественное и искусственное. Естественное – это окружающий мир, камни, песок, деревья и так далее. Искусственный источник информации: компьютер, интернет, книги, журналы и так далее.
Материально-технические условия экологического воспитания заключаются в: создание уголков природы, «живых» уголков, «огород на подоконнике», перечня экологических игр, муляжи, дидактический материал, приборы и инструменты и так далее.
Важным условием является наличие информационных и коммуникационных технологий, позволяющих эффективнее осуществлять образовательно-воспитательный процесс.
Здоровьесберегающие условия экологического о воспитания заключаются в проведении мероприятий и праздников, посвященных проблемам здоровья и связи здоровья с экологической ситуацией в мире, осознанию ребенка частью природы. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе. Применение информационный и коммуникационных технологий не должно наносить ущерб здоровью дошкольника, соблюдение эргономики организации процесса обучения и воспитания.
Социальные условия экологического воспитания заключаются во включении родителей, так как от того как относятся родители к окружающей среде, зависит отношение детей. Важно помнить, что воспитывая детей уважать природы нужно, прежде всего, в себе сформировать чувства видения прикрас окружающей среды, через любовь к природе, к своему краю, к своей Родине! Формы работы: родительское собрание, консультации, совместные работы детей и родителей.
Соблюдение всех условий экологического воспитания даст возможность более эффективней развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста, ведь от того как подрастающее поколение будет относиться к природе зависит жизнь и здоровее людей, да и всего живого.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический утренник в детском саду. СценарийПохожие статьи:
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Участник №5 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 августа по 3 ноября 2015 года
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (6)
|
|
Материал очень полезный, актуальный, опробован на практике, дополнен фото,возьму для своей работы. Мой голос ваш. |
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|