Статья по психологии: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество»
Автор работы: Мария Александровна Шпанагель, педагог-психолог.
Название работы: рекомендации педагогам для работы с родителями: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество».
Содержание работы: данная статья будет полезна учителям и воспитателям, так как они имеют постоянный контакт с родителями воспитанников и учащихся. Умение выстраивать конструктивное общение с родителями – неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать учебно-воспитательный процесс более успешным, плодотворным.
Цель: повышать коммуникативную компетентность педагогов, преодолевать трудности педагогов в общении и взаимодействии с родителями, искать резерв для более эффективного общения, выделять причины возможных или истинных коммуникативных проблем; вырабатывать внутреннюю позицию на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи: 1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей учащихся;
3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
С чего начать общение Важно установить контакт (узнать интересы, трудности, проблемы), подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.
Выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание…»
Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений: «Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…».
Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «У меня очень мало времени».
Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится»,
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке. Способ первый Принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сендвич»). В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы: • Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... »(Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…! Вы обязаны ...!»)
• Желательно озадачить родителя «Вы не замечали, что в последнее время ...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... ).
• Проявить беспокойство о ребенке «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)
• Используйте стиль непрямых вопросов « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)».
• Используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше ...».
• Проявляйте осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме. Объективно опишите проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения. Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен», «и речи быть не может», «ошибаетесь», «Вы не правы» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума: «по решению специалистов», «по моему наблюдению».
• Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда». «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания». Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.
• Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки: «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?».
Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.
• Не ставить в пример другого ребенка. Недопустимы шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).
• В конце встречи подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить.
Способ третий Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка.
Например: Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.
или Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается.
Марина ничего не может сделать сама!
или Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней.
Саша не может работать на уроке в одном темпе с классом.
или Саша выполняет все задания на уроке, но ему для этого требуется больше времени.
Без помощи взрослого Коля не умеет договариваться с ребятами, работать совместно, часто конфликтует.
или Под руководством взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами.
Способ четвертый Применение при общении стиля «адвокат» При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, не выражает своего одобрения или порицания, а просто оказывает помощь в сложившейся ситуации).
• Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
Способ пятый Применение приема активного слушания Приемы активного слушания для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:
• легкий наклон тела к собеседнику;
• регулярные кивки головой во время речи собеседника;
• вспышки глазами;
• мимика, соответствующая предмету разговора;
• поддакивание в знак согласия;
• пояснения по ходу речи;
• переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);
• подведение итогов («в общем, вы решили…»);
• выражение сопереживания;
• эмпатия («это расстроило вас?») и т.д.
Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.
Способ шестой Применение приема «Я – высказывания» Я - высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Схема "Я-высказывания" 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Например:Витя пропускает очень много занятий. Я переживаю за успеваемость Вити из-за пропусков! Мальчик очень много времени проводит за компьютерными играми. Я переживаю, что Коля слишком увлечен компьютерными играми.
Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и учителя, и учеников, и родителей, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.
Литература 1. 7 золотых правил делового общения (заглавие с экрана) [Электронный ресурс].
2. Бодалева А.А., Спиваковская А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. МПСИ. Изд-во «Флинта», 1998.
3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. 1995. № 6.
4. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. 1996. № 7. С.17.
5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
Автор Тюлякова С.А. по материалам кн. "Коммуникативный тренинг "(педагоги, психологи, родители). Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К – СПб.: Речь, 2010
6. Швец И. С. «Как повысить эффективность взаимодействия педагогов
с родителями в инклюзивной школе».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции
Тренинг для воспитателей детского сада
Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста
Причины изолированности младших школьников в группе сверстников