Адаптированная программа по внеурочной деятельности на тему: ЗОЖ, 1 класс
Адаптированная программа по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров - правильно питайся!» 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа внеурочного курса «Если хочешь быть здоров – правильно питайся!» для 1 класса составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Устав школы;
- Закон «Об образовании» РФ;
- ФГОС начального общего образования;
- Григорович Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Общая характеристика:
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки. В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи.
Немаловажное значение отводится кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей (7- 8 лет), обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, умений, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трехразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что ее материал носит практико – ориентированный характер, актуален для детей. Все, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применять дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:
• Внеклассных занятий по правильному питанию;
• Праздников;
• Бесед;
• Классных часов;
• Экскурсий;
• Родительских собраний, круглых столов, семинаров;
• В рамках проектной деятельности;
• Конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
• Выпуска газет, информационных буклетов и т.д.
Место курса в учебном и воспитательном плане:
Внеурочная адаптированная программа «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 29 часов в 1 классе, 1 час занятий в неделю. Позволяет ребенку не только учиться без пропусков, но и не испытывать различных проблем со здоровьем, участвовать во всех мероприятиях физического направления. Таким образом, выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей этого возраста:
- Поговорим о продуктах.
- Давайте узнаем о продуктах. Витамины.
- Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.
- Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах – волшебниках.
Ценностные ориентиры:
Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.
Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Дети в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор полезных продуктов и соблюдать режим питания.
Цель: Формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Образовательные задачи:
• Развивать представление детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
• Формировать готовность заботиться и укреплять здоровье;
• Расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
• Развивать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Воспитательные задачи:
• Развивать представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
• Развивать представление о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи:
• Развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности;
• Развивать самостоятельность, самоконтроль;
• Развивать коммуникативность;
• Развивать творческие способности.
Принципы:
• Учет возрастных и индивидуальных способностей детей;
• Доступность программы;
• Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.
Для успешной реализации программы необходимы:
• Учебно-наглядные пособия;
• Раздаточный материал для индивидуальной работы ребенка;
• Аудио-видео материалы.
Результаты изучения курса:
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
Ожидаемые результаты:
• сформированность у детей полезных навыков и привычек в области рационального питания;
• готовность выполнять правила здорового питания;
• самостоятельно выбирать наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.
Тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год
Месяц Раздел Дата Форма и тема занятия Словарь
Сентябрь
1.Поговорим о продуктах
9.09. 2015 Познавательная беседа (Рисование)
«Вводное занятие. Если хочешь быть здоров» [/b]
Слова: здоровье, здоровый, витамины
Фразы: беречь здоровье, здоровый образ жизни,
16. 09. 2015 Дидактическая игра:
«Кашу маслом не испортишь
Слова: завтрак, каша, крупа (рис, манка, гречка и т.д.)
Фразы: манная, гречневая, рисовая, перловая (каша), я завтракаю
23. 09. 2015 Экскурсия в столовую.
Конкурс рисунков.
«Как правильно составить свой рацион питания[/b]
Слова: питание, закаливание, личная гигиена, рацион, питание
Фразы: правильное питание, здоровый образ жизни, соблюдать гигиену
30.09. 2015 Занятие – исследование:
«Хлеб - всему голова»
Слова: хлеб, зернышко, черный, белый, ржаной
Фразы: печь хлеб, черный и ржаной хлеб, ценность зерна
Октябрь
2. Давайте узнаем о продуктах. Витамин.
7. 10. 2015 Занятие-путешествие:
«Путешествие в Овощную страну»
Слова: огород, овощи, теплица, грядка
Фразы: выращивать в огороде, в овощах витамины, растут на грядке
14. 10. 2015 Театральное занятие:
«Давно ли человек выращивает овощи»
Слова: овощи, лук, морковь, помидор, капуста, огурец, чеснок, свекла, выращивать
Фразы: горький лук, сладкая морковь, красный помидор, свежий огурец
21. 10. 2015 Занятие-путешествие:
«Путешествие во Фруктовую страну»
Слова: фрукты, сад, сладкие, кислые
Фразы: растут в саду, фруктовое варенье, есть витамины
28. 10. 2015 Познавательная викторина:
«Фруктовый карнавал»
Слова: фрукты, цитрусовые, лимон, яблоко, банан, груша, апельсин
Фразы: кислый лимон, сладкое яблоко, вкусный банан, желтая груша, оранжевый апельсин
Ноябрь
11.11 2015 Конкурс кулинаров:
«Витаминный ералаш по фруктам и овощам»
Слова: ералаш, витамин, салат, йогурт, фрукты, овощи, сметана, нож
Фразы: помой фрукты (овощи), нарежь, убери в тарелку, перемешай салат
18. 11. 2015 Занятие - поиск:
«Напитки в столовой»
Слова: напитки, столовая, компот, какао, чай, молоко, кефир, кисель, снежок, сок
Фразы: я пью, компот из ягод и фруктов, полезное молоко, густой кисель
25. 11. 2015 Занятие-путешествие:
«Путешествие по музеям напитков»
Слова: напиток, полезный, вредный, кока-кола, молоко
Фразы: полезный напиток, вредный напиток, выбери вредные и полезные
Декабрь
2. 12. 2015 Познавательная беседа:
«Пейте, дети молоко – будете здоровы»
Слова: производство, молоко, полезное, кальций
Фразы: молоко продается в магазине, молоко дает корова, молоко полезное
9. 12. 2015 Комбинированное занятие:
«Время есть выпечку»
Слова: выпечка, духовка, булочка, запеканка, пирожки, творожник, пирог
Фразы: включи духовку, я пеку (выпекаю), я ем….
16. 12. 2015 Занятие – сказка:
«Лакомство для Мишки»
Слова: лакомство, пчелы, улей, мед, соты, пасека, пчеловод
Фразы: пчелы собирают мед, я был на пасеке, разводить пчел
23. 12. 2015 Занятие- путешествие:
Занятие «Ягодная страна»
Слова: ягода, деревья, сад, лес, растут, кислые, сладкие, полезные, малина, смородина, облепиха, черемуха
Фразы: собираю ягоды, ягоды растут в …, варенье из ягод
Январь
3. Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках 13. 01. 2015
Занятие - фантазия:Занятие на закрепление «Завтрак» (Что готовили наши прабабушки?)
Слова: завтрак, завтракать, утро
Фразы: сегодня на завтрак, я буду завтракать, приятного аппетита
20.01. 2015 Занятие – фантазия:Занятие на закрепление «Обед».(Что готовили наши прабабушки?)
Слова: обед, обедать, первое, второе, блюдо
Фразы: сегодня на обед, я буду обедать, первое блюдо, второе блюдо
27.01. 2015 Занятие - фантазия:Занятие на закрепление«Полдник». (Что готовили наши прабабушки?)
Слова: полдник, столовая
Фразы: сегодня на полдник, я буду есть (пить) на полдник
Февраль
3.02. 2015 Занятие – фантазия:Занятие на закрепление «Ужин»
(Как готовили наши прабабушки?)
Слова: ужин, первое блюдо, столовая, прабабушка
Фразы: сегодня на ужин, я буду ужинать, готовили….
10.02. 2015 Занятие - инсценировка:«Народные праздники, их меню и здоровье»
Слова: праздники, меню, здоровье, здоровая пища
Фразы: народные праздники, соблюдать традиции, следить за здоровьем
17.02. 2015 Практическая работа:«Кулинары, повара – волшебники»
Слова: кулинары, повара, кондитер
Фразы: готовить кушать, в ресторане, в столовой, готовить вкусно
Март
16. 03. 2015 Игра-лото: «Полезные злаки»
Слова: злаки, пшено, кукуруза, ячмень
Фразы: сеять злаки, собирать урожай на поле, комбайн
23. 03. 2015 Игровая беседа:«Где найти витамины зимой и весной?»
Слова: витамины, зима, весна, фрукты, овощи, ягоды
Фразы: заготовки на зиму, витамины в овощах, фруктах, ягодах
Апрель
4. Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания
6. 04. 2015 Занятие – вежливости:Уроки дядюшки Этикета.
Беседа о сервировке стола.
Слова: дядюшка, этикет, личная гигиена
Фразы: правила этикета, мыть руки, не разговаривать за столом
13. 04. 2015 Сюжетно- ролевая игра:
«Как правильно накрыть на стол. Предметы сервировки стола»
Слова: стол, скатерть, сервировка, предметы
Фразы: накрыть на стол, предметы сервировки, подай … (нож, вилку…)
20. 04. 2015 Подвижная игра с мячом:
«Съедобное - не съедобное»
Слова: съедобное, несъедобное, слушай, правила
Фразы: слушай внимательно, съедобное – лови мяч, несъедобное – отбивай мяч
27. 04. 2015 Заочная экскурсия:
Вредные и полезные продукты с магазина
Слова: вредные, полезные, магазин, чипсы, кириешки, газировка, экскурсия
Фразы: идем в магазин, выбери вредные (полезные) продукты, покажи ….
Май
18. 05. 2015 Ролевая игра:
«Ловись, рыбка, и большая и маленькая»
Слова: рыба, река, витамины, маленькая, большая, рыбалка, щука, окунь, карась
Фразы: ловить рыбу, ездил на рыбалку, я поймал ….
25. 05. 2015 Дидактическая игра:
«Полезные привычки в питании»»
Итоговое занятие:«Здоровое питание – отличное настроение».
Слова: привычки, полезные, вредные, неполезные, питание
Фразы: есть вредные привычки, правильно питайся, назови вредные или полезные привычки
Литература:
1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель – 2007г.
4. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева/ «Формула правильного питания» //М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2007.
5. Езушина Е.В. «Азбука правильного питания» – Волгоград: Учитель, 2008
Скачать Адаптированная программа по внеурочной деятельности на тему: ЗОЖ, 1 класс
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованная игровая программа для 4 - 8 классов КВН в 3 классе. Сценарий КНВ в начальной школе к 100-летию В. Драгунского День именинника в начальной школе. Сценарий праздникаПохожие статьи:
Физкультминутки для начальной школы в стихах
Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей
Внеклассные мероприятия для начальной школы
Проведение конкурсов и игр в Муниципальном учреждении культуры
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|