Из опыта работы воспитателя ДОУ
Из опыта работы «Социально-личностное развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре».
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы «Социально-личностное развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре».Материал предназначен для педагогов ДОУ.Тема моей углублённой работы «Социально-личностное развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре».
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным . Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и , фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской . Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многими другими.
Результатом является перспективный план работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»; серия непосредственно образовательной деятельности, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки - русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); Разработаны консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания». Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитываем патриота», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Социально-личностное развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню»; в организации Мини-музея «Русская изба». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май). Затем составляю таблицу, в которой можно проследить динамику уровней социально-личностного развития детей.
В результате у детей увеличился процент высокого уровня и практически отсутствует низкий. Дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Таким образом, необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!
В 2004г закончила Братский педагогический колледж ГОУ ВПО «Братский государственный технический университет» присвоена квалификация педагог-психолог детей дошкольного и младшего школьного возраста по специальности «»; получила высшее образование 01.07.2007г. Братский государственный университет по специальности «Педагогика и психология». Педагогический стаж 8 лет. В детском саду « Солнышко» работаю с 11 июля 2007г.
В настоящее время имею первую квалификационную категорию.
Прошла курсы повышение квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации: 2011г., Учебный центр «Юнайск», «Курсы ИКТ в образовании» (80 часов); 2012г., ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», «Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей в ДОУ» (144 часа). 2015 г., ФГБОУВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» Институт повышения квалификации, «Деятельность педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа) – удостоверение.
Владею современными образовательными технологиями, методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии: для ознакомления воспитанников с предметами и явлениями окружающей действительности использую мультимедийные презентации – «Русская изба», «Как строили дом на Руси», «Зимние забавы», «Игрушки своими руками», «Моя семья».
Здоровьесберегающие технологии: В группе создала условия для формирования двигательных умений и навыков, проведения закаливающих процедур, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. В работе с детьми использую разнообразные виды деятельности: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, индивидуальная работа, праздники, развлечения.
Метод проектов: мною разработан и внедрен проект «Русская изба», «Моя семья».
Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Воспитательно-образовательный процесс организую в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Принимаю активное участие в работе ПТГ «Проектные технологии», представляя опыт работы с детьми, разработанные методические материалы и пособия:
В 2011 год, на заседании ПТГ «Проектные технологии» представила проект «Взаимодействие с семьёй в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса»;
В 2012 год, принимала участие в Х Международной Ярмарке социально – педагогических инноваций – 2012, представляла опыт работы с детьми «Социально – личностное развитие детей через приобщение к русской народной культуре» - грамота;
2012 год, принимала участие в работе IY Всероссийской научно-методической конференции «Модернизация образовательной среды в условиях внедрения ФГОС нового поколения», опубликована статья «Социальное развитие дошкольников через ознакомление с русской народной культурой» - сертификат;
2012 год, принимала участие в II Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика», опубликована статья «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»- сертификат;
2013 год, принимала участие в Международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования», опубликована статья «Развитие социальных представлений о мире людей через приобщение к русской народной культуре» - сертификат;
2013 год, принимала участие в Всероссийском конкурсе профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский сад – 2013», опубликован опыт работы - диплом лауреата.
В 2012 год, участвовала в Бурятском Межрегиональном конкурсе инновационных идей, проектов и программ дошкольного образования «Наш новый детский сад», представила проект «Моя семья» - диплом;
В 2013 год, принимала участие в 1 Всероссийском конкурсе конспектов непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ с учетом национально культурных особенностей родного края «Край родной» опубликован конспект Н.О.Д. «Мой родной город Братск» - свидетельство;
2013 год, принимала участие в I Всероссийском конкурсе научно-методических разработок, конспектов непосредственно-образовательной деятельности, развлечений, сценариев. «Педагогическая инициатива» - свидетельство;
2013-2014 уч.год, представила опыт по теме «Реализация регионального компонента ООП ДО ДОУ в процессе проектной деятельности» в рамках проблемно-творческой группы «Проектные технологии» Лаборатории педагогических технологий МАУ ЦРО г.Братска - сертификат;
2013-2014 уч.год, принимала участие в разработке единого методического продукта методическое пособие калейдоскоп педагогических проектов «Приангарье глазами детей» в рамках проблемно-творческой группы «Проектные технологии» Лаборатории педагогических технологий МАУ ЦРО г.Братска - сертификат;
2014 год, принимала участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Мир добра» - диплом победителя;
2015 год, принимала участие в III Всероссийском сетевом конкурсе «Лучший театральный уголок» - диплом победителя II место;
2015 год, принимала участие в IV Международном сетевом конкурсе «Развивающая среда в группе» - диплом победителя I место;
2015 год, принимала участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогические проекты» - диплом 1 степени;
2015 год, принимала участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Декоративно-прикладное творчество» - диплом 2 степени;
2015 год, принимала участие во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» - диплом победителя 3 место;
2015 год, принимала участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС» - диплом победителя 2 место;
2015 год, в журнале «ДОШКОЛЬНИК.Р.Ф.» опубликован опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре» - свидетельство, сертификат;
2015 год, создала свой персональный сайт «Инфоурок» - сертификат, свидетельство;
2015 год, представила методическую разработку во II Межмуниципальной методической выставки «На крыльях творчества» - диплом;
2015 год, представила проект в XIII Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций-2015 – грамота лауреата;
2014-2015 уч. год, представила опыт работы в рамках Школы современного педагога, направление «Воспитатель ДОУ» - сертификат;
2015 год принимала участие с докладом на городском методическом семинаре «Теория и практика организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях города Братска» - сертификат;
2015 год, принимала участие в мастер-классе «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности через активные методы обучения» - сертификат;
Имею Почётную грамоту МДОУ «ДСКВ №102», 2009год; две Грамоты Департамента образования администрации города Братска, 2012год,2014 год.
Активное участие приняли совместно с детьми во Всероссийском, межрегиональном, городском конкурсе:
2011год, воспитанники Горбунов Б., Малаханов Д., Удалова Е. участвовали в Всероссийском конкурсе детских рисунков «Кенгуренок Крошка.Ру» - сертификат;
2012год, воспитанники Онухов С., Филинова А., Цыганкова Д., Бухарова П, участвовали в городском конкурсе детского творчества «Моя мама» - диплом;
2012год, воспитанница Пронькина Н. участвовала в городской экологической акции «Берегите ель» - благодарность;
2012/2013 год, воспитанники Горбунов Б., Криворукова В.,Пронькина Н., Солуянов И., Филинова А., участвовали в Всероссийском детском конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» тур «Мои животные» - сертификат;
2013год, воспитанница Криворукова В., получила диплом III степени, Цыганкова Д. в городском конкурсе детского творчества «Удивительный мир кошек» - благодарность;
2013год, воспитанники Максимов И., Никулин А. участвовали в городской выставке творческих работ, посвящённых Дню защитника Отечества, Международному женскому дню – диплом.
2014 год, за подготовку победителя Криворуковой В. в городском конкурсе детского рисунка «Удивительный мир диких кошек» - благодарственное письмо;
2014 год, участие в городском конкурсе с воспитанниками «ДОШКОЛЬНИК XXI века» - благодарность;
2014 год, за подготовку участников к городскому фестивалю театрального творчества «Золотая маска» - благодарность;
В 2015 год, коллективное участие с воспитанниками в городском конкурсе авторских работ «Самиздат для ребят» - благодарность;
Множество дипломов воспитанников принявших участие в дистанционных конкурсах и викторинах всероссийского и международного уровня.
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Автор: Людмила Юрьевна Карнаухова
Опубликовано: 3270 дней назад (10 января 2016)
Просмотров: 2895
Рубрика: Самоанализ,самообразование
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|